Дело № 2а-514\2018
поступило 19.06.2018г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17августа 2018г. г. Барабинск
Барабинский районный Новосибирской области в составе :
председательствующего судьи Расколуповой Г.А.,
с участием административного истца- прокурора Барабинской межрайонной прокураты в лице помощника прокурора Ильиной М.А.,
представителя административного ответчика администрации Барабинского района- Колпицыной Н.В.,
при секретаре Токаревой Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Барабинской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации Барабинского района о признании бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по актуализации схем теплоснабжения сельских поселений Барабинского района на ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок и размещении их на официальном сайте администрации, незаконным, об обязании в 2- месячный срок со дня вступления решения в силу актуализовать схемы теплоснабжения сельских поселений Барабинского района и разместить их на официальном сайте администрации, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Барабинской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Барабинского района, в котором просит суд признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившиеся в неисполнении обязанности по актуализации схем теплоснабжения сельских поселений Барабинского района на ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок и размещении их на официальном сайте, просит обязать администрацию Барабинского района в 2-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу актуализовать схемы теплоснабжения сельских поселений Барабинского района, в которых имеется система централизованного теплоснабжения, а именно:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес> в соответствии с требованиями Федерального Закона « О теплоснабжении» от 27.07.2010г. №190-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», разместить их на официальном сайте администрации за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения, обосновывая свои требования установленной обязанностью в отношении административного ответчика осуществления ежегодной актуализации схем теплоснабжения не позднее 15 апреля года, предшествующего году на который они актуализируются, не исполнением указанной обязанности, в результате чего, как указывает административный истец, нарушаются права неопределенного круга лиц. Как указывает административный истец, не актуализированные схемы теплоснабжения не могут быть использованы при расчете тарифов на тепловую энергию, что может привести к необоснованному завышению тарифов, они не обеспечивают надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергетических технологий. При этом прокурор ссылается на положения п.4 ч.1 ст.14 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г., ст.3 Закона Новосибирской области №484-ОЗ от 24.11.2014г. « Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области, п.6 ч.1 ст.6, ч.2 ст.23 ФЗ Закона « О теплоснабжении» от 27.07.2010г. №190-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения».( л.д. 5-9)
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по обстоятельствам, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика пояснил, что административный ответчик административный иск не признает, представил письменные возражения на иск, в которых, ссылаясь на п.6 ч.1 ст.6, ч.2 ст.23 ФЗ Закона « О теплоснабжении» от 27.07.2010г. №190-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», указал, что обязанность по актуализации схем теплоснабжения возложена на органы местного самоуправления поселений, а не муниципального района, на обязать главы администрации муниципального района лишь их утверждения, на непредставление актуализированных схем теплоснабжения на утверждение главе администрации муниципального района( л.д. 91-92).
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Барабинский район наделен статусом муниципального района Новосибирской области, согласно ч.2 ст.1 Закона Новосибирской области от 02.06.2004 N 200-ОЗ (ред. от 03.04.2018) "О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области"
Согласно ч.2 ст.4 Закона Новосибирской области от 02.06.2004 N 200-ОЗ (ред. от 03.04.2018) "О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области" в Барабинском районе статусом сельского поселения наделены следующие муниципальные образования Новосибирской области :
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
В силу положений п.6 и п.10 ч.1, ч.1.1. ст.6 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ"О теплоснабжении", п.4 ч.1, ч.3 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 N 484-ОЗ "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области" вопрос организации теплоснабжения в границах поселения отнесен к вопросам местного значения муниципального района на территории которого расположено сельское поселение и полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные п.6( утверждение схем теплоснабжения поселений с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации) и п.10 (осуществление иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом) ч.1 ст.6 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, т.к. иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
К иным полномочиям, установленным ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", относятся разработка, утверждение и ежегодная актуализация схем теплоснабжения, которые должны осуществлять уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы( ч.3 ст.23 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ )
Таким образом, к полномочия органов местного самоуправления, которые на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в данном случае Барабинского района, на территории которого расположено сельское поселение, относится полномочия по разработке, утверждению и ежегодной актуализации схем теплоснабжения.
Согласно п.40 ч.1 ст.5 Устава Барабинского района, зарегистрированного в установленном законодательством порядке( т.1л.д. 39- 77), к вопросам местного значения Барабинского района относится организация в границах сельских поселений теплоснабжения населения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Организация в границах сельских поселений теплоснабжения населения теплоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к полномочиям администрации Барабинского района( п.51 ст. 26 Устава Барабинского района)
Следовательно, разработка, утверждение и ежегодная актуализация схем теплоснабжения сельских поселений, расположенных на территории Барабинского района, с 09.01.2015г. реализуется органами местного самоуправления Барабинского района, а именно, администрацией Барабинского района.
Требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, что определено ч.7 ст.23 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении"
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 утверждены Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.
Довод административного ответчика о том, что проект актуализированной схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений со ссылкой на п.2 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154, является необоснованным в силу приведенных выше правовых норм нормативных актов, имеющих большую юридическую силу по отношению к Постановлению Правительства Российской Федерации, являющегося подзаконным актом.
В соответствии с Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (в ред. от 12.07.2016 действовавшей с 22.07.2016 по 31.07.2018)схема теплоснабжения подлежала ежегодно актуализации в отношении данных, указанных в п.22 Требований( п.22),актуализация схем теплоснабжения осуществлялась в соответствии с требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения( п.23), уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения подлежало размещению не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема и актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема.( п.24)
С 01.08.2018г. вступили в действия Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения в редакции постановления Правительства Российской Федерации №405 от 03.04.2018г., в соответствии с которыми проект схемы теплоснабжения разрабатывается на срок действия утвержденного в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке генерального плана соответствующего поселения( п.7), схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации в отношении разделов и сведений, указанных в требованиях к схемам теплоснабжения, за исключением случаев, указанных в пункте 12 указанных Требований( п.10,п.36), уведомление о начале разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения( п.37), не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения, в установленном порядке глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) утверждает актуализированную схему теплоснабжения ( п.37, п.38). Актуализация схемы теплоснабжения не осуществляется в случае утверждения генерального плана в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке, изменения срока, на который утвержден генеральный план, либо в случае, если срок действия схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) составляет менее 5 лет( п.12).
Судом установлено, что централизованное теплоснабжение организовано на территории Барбинского района
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>), что следует из сообщения администрации <адрес> ( л.д. 27-28).
Генеральные планы поселений, находящихся на территории Барабинского района, утверждены в соответствии с ч.1 ст.24, ч.1 ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.20 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительными органами местного самоуправления поселений на срок не менее чем двадцать лет:
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается решением №( т.2 л.д.83),
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается решением №( т.2 л.д.89),
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается решением( т.2 л.д.92),
<адрес>-ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается решением№( т.2 л.д.87),
<адрес> - ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается решением №( т.2 л.д. 63),
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается решением( т.2 л.д.86),
<адрес>-ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается решением( т.2 л.д.88),
<адрес>-ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается решением №( т.2 л.д. 85),
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается решением № ( т.2 л.д. 81),
<адрес> -ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается решением ( т.2 л.д. 78),
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается решением( т.2 л.д.84).
Приведенные обстоятельства также следуют из требований к разработке проекта генерального плана <адрес> согласно которых проектные решения требовалось предусмотреть на расчетный период 20 лет.
Судом установлено, что схемы теплоснабжения сельских поселений, на территории которых организовано центральное теплоснабжение, утверждены
<адрес> - ДД.ММ.ГГГГ. на ДД.ММ.ГГГГг. и на период до ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается постановлением главы администрации сельсовета №( т.2 л.д. 44-45,46,49),
<адрес> - <адрес>. на ДД.ММ.ГГГГ. и на период до ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается постановлением главы администрации сельсовета № ( т.2 л.д. 50-51,52-53,76-77),
<адрес> - ДД.ММ.ГГГГ. на ДД.ММ.ГГГГ. и на период до ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается постановлением главы администрации сельсовета № ( т.2 л.д. 40,43), схемой теплоснабжения, содержащейся на диске, представленной администрацией <адрес> ( т.1 л.д. 78,116),
<адрес> - ДД.ММ.ГГГГ. на ДД.ММ.ГГГГ. и на период до ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается постановлением главы администрации сельсовета № ( т.2 л.д. 20,23), информацией, предоставленной Главой сельсовета( т.2 л.д.22),
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ. и на период до ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается постановлением главы администрации сельсовета № ( т.2 л.д. 35,37,39,72), информацией, предоставленной Главой сельсовета( т.2 л.д.36,38,71),
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ и на период до ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается постановлением главы администрации сельсовета № ( т.2 л.д. 7-8,9-11),
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ. и на период до ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается постановлением главы администрации сельсовета № ( т.2 л.д. 12-13,14-15,18-19),
<адрес> – ДД.ММ.ГГГГ. на ДД.ММ.ГГГГ.г. и на период до ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается постановлением главы администрации сельсовета № ( т.2 л.д.24,.25,29,32), информацией, предоставленной и.о. Главы сельсовета( т.2 л.д.26,31),
<адрес> - ДД.ММ.ГГГГ. на ДД.ММ.ГГГГ. и на период до ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается постановлением главы администрации сельсовета № ( т.2 л.д. 1,3,6), информацией, предоставленной Главой сельсовета( т.2 л.д.2,5)
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ.на ДД.ММ.ГГГГ.г. и на период до ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается постановлением главы администрации сельсовета №ДД.ММ.ГГГГ.( т.1 л.д. 118,119,75), схемой теплоснабжения( т.1 л.д.121-261), информацией Главы сельсовета( т.2 л.д. 74),
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ. на ДД.ММ.ГГГГ.г. и на период до ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается постановлением главы администрации сельсовета № ( т.2 л.д.55,58), информацией, предоставленной Главой сельсовета( т.2 л.д.57).
Таким образом, схемы теплоснабжения приведенных сельских поселений утверждены при наличии на день принятия решения о разработке проекта схемы теплоснабжения утвержденных в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке генеральных планов поселений, находящихся на территории Барабинского района.
Судом не установлено, что имеют место случаи изменения срока, на который утверждены генеральные планы поселений, находящихся на территории Барабинского района, что срок действия приведенных выше схем теплоснабжения составляет менее 5 лет.
Схемы теплоснабжения поселений, находящихся на территории Барабинского района, переданы административному ответчику, что следует из информации, представленной им прокурору( т.1 л.д. 21), актов приема-передачи ( т.2 л.д. 27-28, 33-34,48), информации Главы Козловского сельсовета( т.2 л.д. 41).
При указанных обстоятельствах, исходя из приведенных выше правовых норм, схемы теплоснабжения указанных выше сельских поселений, находящихся на территории Барабинского района, подлежат ежегодной актуализации, том числе и на ДД.ММ.ГГГГ.
Администрацией Барабинского района ДД.ММ.ГГГГ. на официальном сайте было размещено уведомление о начале разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения сельских поселений, расположенных на территории района, что следует из информации, предоставленной администрацией Барабинского района прокурору(т.1л.д.25,26), скриншота официального сайта административного ответчика( л.д. 34 т.1), уведомления( т.1 л.д. 35-36), представления прокурора( л.д. 22-24 т.1), что свидетельствует о нарушении п.24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения в редакции до ДД.ММ.ГГГГ.
Актуализация указанных выше схем теплоснабжения на ДД.ММ.ГГГГ не осуществлена не позднее ДД.ММ.ГГГГ, предшествующего году, на который актуализируется схема, что следует из пояснений представителя административного ответчика, информации администрации ( т.1 л.д. 26), информации, предоставленной Главами сельсоветов- <адрес>
Схема теплоснабжения представляет собой документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (пункт 20 статьи 2 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
При разработке проекта актуализированной схемы теплоснабжения соблюдаются принципы: обеспечение безопасности и надежности теплоснабжения потребителей в соответствии с требованиями технических регламентов; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; минимизация затрат на теплоснабжение в расчете на единицу тепловой энергии для потребителя в долгосрочной перспективе( п.9 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения в редакции с ДД.ММ.ГГГГ. )
Бездействие административного ответчика, выразившиеся в неисполнение обязанности по актуализации схем теплоснабжения сельских поселений Барабинского района на ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок и размещении их на официальном сайте не соответствует приведенным выше нормативно- правовым актам и нарушает права, законные интересы неопределенного круга лиц на безопасность и надежность теплоснабжения потребителей в соответствии с требованиями технических регламентов; на соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; на минимизацию затрат на теплоснабжение в расчете на единицу тепловой энергии для потребителя, вследствие чего подлежит признанию незаконным.
Принимая решение, суд руководствуется положениями п.1 ч.3 с т.227 Кодекса административного производства Российской Федерации, согласно которого в случае удовлетворения административного иска об оспаривании бездействия и необходимости административным ответчиком совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
При указанных обстоятельствах административный ответчик подлежит обязыванию в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых действует административный истец, принять решение о разработке проекта актуализации схем теплоснабжения в течение 10 дней со дня вступления решения с законную силу и актуализовать схемы теплоснабжения сельских поселений Барабинского района, в которых имеется централизованная система теплоснабжения, в соответствии с требованиями Федерального Закона « О теплоснабжении» от 27.07.2010г. №190-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения.
При этом суд учитывает положения п.37, п.38 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения в редакции постановления Правительства Российской Федерации №405 от 03.04.2018г., устанавливающих сроки актуализации схем теплоснабжения.
При решении вопроса о судебных расходах, суд руководствуется положениями ст.103, ст.104, ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь ст.175- ст.180, ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие администрации Барабинского района, выразившиеся в неисполнение обязанности по актуализации схем теплоснабжения сельских поселений Барабинского района на ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок и размещении их на официальном сайте администрации, незаконным.
Обязать администрацию Барабинского района принять решение о разработке проекта актуализации схемы теплоснабжения в течение 10 дней со дня вступления решения с законную силу и актуализовать схемы теплоснабжения сельских поселений Барабинского района, в которых имеется централизованная система теплоснабжения, а именно,
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес> в соответствии с требованиями Федерального Закона « О теплоснабжении» от 27.07.2010г. №190-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения.
Обязать администрацию Барабинского района сообщить об исполнении решения суда в Барабинский районный суд Новосибирской области и прокурору Барабинской межрайонной прокуратуры не позднее ДД.ММ.ГГГГг.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления в окончательной форме в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд Новосибирской области.
Председательствующий Г.А. Расколупова.
Мотивированное решение составлено 22.08.2018г.
судья