Дело №2а-514/2021
УИД 33RS0008-01-2021-000688-67
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гусь-Хрустальный 14 апреля 2021 года
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Забродченко Е.В.,
при секретаре судебного заседания Платоновой Я.А.,
с участием
административных истцов ФИО1,
ФИО2,
ФИО3,
представителя административного ответчика
и заинтересованного лица ФИО4,
заинтересованного лица ФИО5,
прокурора Кабанова М.М.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО3 и ФИО2 к Совету народных депутатов муниципального образования поселок Уршельский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области и территориальной избирательной комиссии Гусь-Хрустального района о признании незаконным решения о проведении выборов главы муниципального образования поселок Уршельский путем тайного голосования, признании незаконным выборов главы муниципального образования поселок Уршельский, обязании провести выборы и признании неправомочными документов, утвержденных главой муниципального образования поселок Уршельский,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО3 и ФИО2 обратились в Гусь-Хрустальный городской суд с административными исковыми требованиями (с учетом привлечения соответчика) к Совету народных депутатов муниципального образования поселок Уршельский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области и территориальной избирательной комиссии Гусь-Хрустального района в которых просили (с учетом уточнений) признать незаконным решение Совета народных депутатов от 06.10.2020 г. о проведении выборов главы муниципального образования поселок Уршельский путем тайного голосования, признать незаконными выборы главы муниципального образования поселок Уршельский, обязать провести выборы главы муниципального образования поселок Уршельский и признать неправомочными документы, утвержденные главой муниципального образования поселок Уршельский ФИО4
В обоснование требований указано, что 13.09.2020 г. были проведены выборы в представительный орган муниципального образования пос. Уршельский Гусь-Хрустального района Владимирской области. По итогам выборов был полностью сформирован представительный орган муниципального образования пос. Уршельский, состоящий в соответствии с Уставом муниципального образования пос. Уршельский из 10 депутатов. Депутатские мандаты получили ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО4
В соответствии с п.4 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставом муниципального образования должны определяться структура и порядок формирования органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 21 Устава муниципального образования пос. Уршельский структуру органов местного самоуправления муниципального образования составляют:
представительный орган муниципального образования - Совет народных депутатов муниципального образования;
глава муниципального образования - высшее должностное лицо муниципального образования;
исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация муниципального образования.
В соответствии с частью 3 статьи 29 Устава муниципального образования пос. Уршельский глава муниципального образования избирается Советом народных депутатов из своего состава открытым голосованием большинством голосов от установленного настоящим Уставом числа депутатов.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Устава муниципального образования пос. Уршельский Устав имеет прямое действие и высшую юридическую силу по отношению к другим нормативным правовым актам органов местного самоуправления муниципального образования поселка Уршельский. В случае противоречия нормативных правовых актов органов местного самоуправления Уставу муниципального образования поселок Уршельский применяется Устав.
Выборы главы муниципального образования тайным голосованием не соответствуют Уставу муниципального образования пос.Уршельский -
высшему нормативно-правовому акту муниципального образования пос.
Уршельский.
В связи с вышеизложенными фактами в целях соблюдения законодательства, регулирующего основные гарантии избирательного права и принципы местного самоуправления просили удовлетворить заявленные требования.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснила, что на заседании Совета народных депутатов 06.10.2020 г. со стороны администрации МО пос. Уршельский, администрации МО Гусь-Хрустального района и представителя благотворительного фонда «Вымпел» было оказано давление на депутатов касающееся принятия решения о выборе главы МО пос. Уршельский путем тайного голосования.
Административный истец ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, и дала пояснения, аналогичные пояснениям ФИО1
Административный истец ФИО3 в судебном заседании также поддержала заявленные требования в полном объеме.
Административные истцы ФИО6 и ФИО7 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин своей неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела или рассмотрения дела без их участия не заявляли.
Представитель административного ответчика – Совета народных депутатов МО пос. Уршельский, ФИО4, привлеченная к участию в деле также в качестве заинтересованного лица, в судебном заседании возражала против требований, пояснила, что в соответствии с п.5 части 2 статьи 24 Устава МО п. Уршельский к полномочиям Совета народных депутатов относится избрание из своего состава главы муниципального образования».
Согласно ст. 29 Устава - организацию деятельности Совета народных депутатов осуществляет глава муниципального образования, который исполняет полномочия председателя Совета народных депутатов.
Пунктом 3 статьи 25 Устава закреплен порядок работы Совета народных депутатов, в том числе, полномочия, порядок проведения и правомочность заседаний Совета народных депутатов, права и обязанности депутатов, порядок формирования и упразднения, полномочия и организация деятельности комиссий, иные вопросы организации работы Совета народных депутатов определяются настоящим Уставом, Регламентом работы Совета народных депутатов».
Статьей 7 регламента Совета народных депутатов, принятого решением Совета народных депутатов от 26.02.2016 г. № 40 утвержден порядок избрания председателя Совета народных депутатов пос. Уршельский.
Первое заседание Совета народных депутатов п. Уршельский состоялось 29.09.2020 года, где рассматривался вопрос об избрании главы муниципального образования. Решения не было принято ввиду разногласий между депутатами и равенством голосов при избрании. Заседание Совета народных депутатов было решено перенести на 06.10.2020 г.
06.10.2020 г. на голосование были выдвинуты две кандидатуры депутатов: ФИО2 и ФИО14 При открытом голосовании голоса разделились поровну, т.е большинство голосов, не получил ни один кандидат. В дальнейшем депутат ФИО8 предложила рассмотреть вопрос о тайном голосовании, на основании регламента СНД № 40 от 26.02.2016 года. Данное предложение вынесли на голосование, где депутаты проголосовали единогласно.
После подсчета голосов при тайном голосовании большинство голосов получила ФИО4 - шесть голосов, а ФИО2- четыре голоса.
Нарушений со стороны депутатов не было, т.к. вопросы организации проведения голосования относятся к компетенции представительного органа и Совет единогласно принял решение о тайном голосовании при избрании главы муниципального образования (председателя Совета).
Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии города Гусь-Хрустальный в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заинтересованное лицо ФИО5 возражала против заявленных требований, пояснила, что она присутствовала на Совете народных депутатов, состоявшемся 06.10.2020 года. Указала, что никакого давления на депутатов оказано не было.
Поскольку первоначально голоса депутатов разделились поровну она. Как глава администрации пос. Уршельский предложила провести тайное голосование.
Вопрос о проведении тайного голосования был поставлен в повестку дня и депутаты приняли это решение единогласно. Затем была выбрана счетная комиссия, подготовлена урна для голосования и бюллетени. Бюлетени были распечатаны и от руки в них были внесены фамилию двух кандидатов. Каждый бюллетень был подписан председателем и двумя членами комиссии, а также поставлена печать совета.
Прокурор Кабанов М.В. возражал в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку нарушений действующего законодательства в действиях Совета народных депутатов, касающихся вопроса проведения тайного голосования по вопросу выбора главы муниципального образования, не установлено.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, поскольку их явка не была признана судом обязательной.
Выслушав мнение лиц, участников процесса, прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1).
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3).В силу части 1, пункта 1 части 2 статьи 36 того же Федерального закона глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования, который наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования он избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Согласно ст. 5 Закона Владимирской области от 14.11.2014 N 120-ОЗ «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов Владимирской области и порядке избрания глав муниципальных образований Владимирской области» глава муниципального образования, являющегося городским или сельским поселением, в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 24 Устава муниципального образования пос. Уршельский, принятого решением Совета от 29.06.2005 № 107, (далее – Устав) муниципального образования пос. Уршельский к полномочиям Совета народных депутатов относится избрание из своего состава главы муниципального образования.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Устава глава муниципального образования избирается Советом народных депутатов из своего состава открытым голосованием большинством голосов от установленного настоящим Уставом числа депутатов и исполняет полномочия председателя.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Устава муниципального образования пос. Уршельский Устав имеет прямое действие и высшую юридическую силу по отношению к другим нормативным правовым актам органов местного самоуправления муниципального образования поселка Уршельский. В случае противоречия нормативных правовых актов органов местного самоуправления Уставу муниципального образования поселок Уршельский применяется Устав.
На основании п. 3 ст. 25 Устава муниципального образования пос. Уршельский порядок работы Совета народных депутатов, в том числе, полномочия, порядок проведения и правомочность заседаний Совета народных депутатов, права и обязанности депутатов, порядок формирования и упразднения, полномочия и организация деятельности комиссий, иные вопросы организации работы Совета народных депутатов определяются настоящим Уставом, Регламентом работы Совета народных депутатов.
Согласно ст. 24 Регламента работы Совета, который утвержден решением Совета от 26.02.2016 № 40, решения Совета принимаются открытым или тайным голосованием простым большинством голосов от числа избранных депутатов. Совет принимает решение о проведении тайного голосования, если за него проголосовало не менее одной трети от числа зарегистрированных депутатов.
Согласно ст. 7 указанного регламента председатель Совета избирается на заседании Совета народных депутатов тайным голосованием.
Судом установлено, что по итогам выборов сформирован Совет народных депутатов муниципального образования пос. Уршельский, состоящий в соответствии с Уставом муниципального образования пос. Уршельский из 10 депутатов.
На заседании Совета народных депутатов муниципального образования пос. Уршельский, прошедшем 06.10.2020 г. на повестку дня был поставлен вопрос о выборе главы муниципального образования пос. Уршельский. Было предложено две кандидатуры – ФИО4 и ФИО2
По итогам голосования голоса разделились равным количеством. В этой связи было предложено рассмотреть вопрос тайного голосования. За проведение тайного голосования проголосовали 10 депутатов, решение принято единогласно, что подтверждается соответствующим решением от 06.10.2020 г. № 2 (л.д. 30).
Согласно решению Совета народных депутатов пос. Уршельский от 06.10.2020 г. № 3 была избрана счетная комиссия по выборам председателя и заместителя в составе трех депутатов.
Согласно протоколу тайного голосования Совета народных депутатов пос. Уршельский от 06.10.2020 г. № 1 за ФИО2 отдано 4 голоса, за ФИО4 отдано 6 голосов. Голосование признано состоявшимся. В указанном протоколе имеются подписи членов счетной комиссии.
Решением главы муниципального образования от 06.10.2020 г. № 4 избранным главой муниципального образования пос. Уршельский, исполняющим полномочия председателя Совета народных депутатов, утверждена ФИО4
Из пояснений ФИО1, ФИО2, а также ФИО4 следует, при тайном голосовании депутатам были представлены распечатанные бюллетени, в которых от руки были вписаны два кандидата – ФИО4 и ФИО2 Депутаты голосовали в отдельном помещении, после чего помещали бюллетени в опечатанную урну. По итогам голосования избранной счетной комиссией был произведен подсчет голосов.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что процедура проведения тайного голосования не нарушена.
Из анализа вышеприведенных положений нормативно-правовых актов следует, что федеральный законодатель оставил право выбора способа и порядка избрания главы муниципального образования за органами муниципального самоуправления. Приняв Устав Совет народных депутатов определил, что глава муниципального образования пос. Уршельский избирается из числа членов Совета путем открытого голосования, однако 06.10.2020 г. Совет народных депутатов единогласно проголосовал за проведение по данному вопросу тайного голосования.
Таким образом, суд приходит к выводу, нарушений действующего законодательства в действиях Совета народных депутатов, касающихся вопроса проведения тайного голосования по вопросу выбора главы муниципального образования, не имеется, поскольку вопросы организации проведения голосования относятся к компетенции представительного органа и Совет народных депутатов единогласно принял решение о тайном голосовании при избрании главы муниципального образования (председателя Совета).
Доводы административных истцов об отсутствии бюллетеней не имеют существенного значения для рассматриваемого спора, поскольку сторонами сам результат голосования не оспаривается.
Утверждение административных истцов об оказании на них давления при принятии решения о проведении тайного голосования также не нашло своего подтверждения в ходе исследования материалов дела и заслушивания пояснений сторон и свидетеля ФИО8
Так, в частности из представленной видеозаписи заседания Совета народных депутатов следует, что депутатам предложено провести тайное голосование. При этом решение о форме голосования принимается депутатами самостоятельно.
Утверждение ФИО8 о том, что на нее лично оказала давление ФИО15 также представляется несостоятельным, поскольку предложение последней о форме голосования не может быть признано принуждением, а является лишь мнением, не влекущим каких-либо обязательств со стороны депутатов.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным решения Совета народных депутатов от 06.10.2020 г. о проведении выборов главы муниципального образования поселок Уршельский и признании незаконными выборов главы муниципального образования поселок Уршельский не имеется, поскольку отсутствуют доказательства несоответствия оспариваемых решений Совета народных депутатов положениям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, влекущих нарушение прав, свобод и законных интересов административных истцов.
Учитывая, что требования об обязании провести выборы главы муниципального образования поселок Уршельский и признать неправомочными документы, утвержденные главой муниципального образования поселок Уршельский ФИО4 производны от вышеуказанных требований, то они также подлежат оставлению без удовлетворения.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 8 ст. 219 пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В судебном заседании установлено, что оспариваемые решения приняты 06.10.2020 г., о чем в этот же день стало известно административным истцам.
18.02.2021 г. настоящее административное исковое заявление направлено в суд, то есть со значительным пропуском установленного законом срока обращения в суд.
Ссылка на то, что ФИО4 складывала с себя полномочия также представляется несостоятельной, поскольку согласно заявлениям последствий она просила прекратить ее полномочия 19.11.2020 г., а 01.12.2020 г. отозвала данное заявление. Таким образом, с учетом вычета данного периода, трехмесячный срок обращения в суд пропущен.
Довод о пропуске срока обращения в суд в связи с обращением в прокуратуру судом отклоняется, поскольку обращение в прокуратуру не является обязательным и на своевременность подачи административного иска не влияет. Кроме того, избрание другого способа защиты своих прав не является основанием для восстановления пропущенного процессуального срока для обращения в суд.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления срока для обращения в суд и следовательно отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО3 и ФИО2 к Совету народных депутатов муниципального образования поселок Уршельский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области и территориальной избирательной комиссии Гусь-Хрустального района о признании незаконным решения о проведении выборов главы муниципального образования поселок Уршельский путем тайного голосования, признании незаконным выборов главы муниципального образования поселок Уршельский, обязании провести выборы и признании неправомочными документов, утвержденных главой муниципального образования поселок Уршельский – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Забродченко
Мотивированное решение суда изготовлено 20.04.2021 года
Судья Е.В. Забродченко