ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5153/19 от 15.11.2019 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-5153/19

22RS0068-01-2019-005121-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2019 года

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего М.Ю. Овсянниковой

при секретаре Е.А.Жировой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №15 по Алтайскому краю к Забровскому Е.Г. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, по страховым взносам, пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском, указал, что Забровский Е.Г. состоит на налоговом учете, является плательщиком налога на доходы физических лиц. За 2017 год им не оплачен налог в размере 13 868 руб., в связи с чем на него начислена пеня в размере 1 371, 53 руб. Кром того, Забровский Е.Г. также является плательщиком страховых взносов, задолженность по страховым взносам составляет: в Фонд обязательного медицинского страхования 4 590 руб., пени 297, 52 руб., в пенсионный фонд 27 348, 48 руб., пени 1 603, 07 руб. В адрес налогоплательщика направлены требования, однако задолженность не оплачена до настоящего времени. На основании изложенного просил взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 13 868 руб., пени в размере 1 371, 53 руб., задолженность по страховым взносам в Фонд обязательного медицинского страхования в размере 4 590 руб., пени в размере 297, 52 руб., задолженность по страховым взносам в пенсионный фонд в размере 27 348, 48 руб., пени в размере 1 603, 07 руб.

В ходе рассмотрения дела административный истец отказался от требований о взыскании задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 13 868 руб., задолженности по страховым взносам в Фонд обязательного медицинского страхования в размере 4 590 руб., пени в размере 297, 52 руб., задолженность по страховым взносам в пенсионный фонд в размере 27 348, 48 руб., пени в размере 1 603, 07 руб. Определением Центрального районного суда г.Барнаула от 15.11.2019 в указанной части производство по делу прекращено.

В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении требований о взыскании пени в размере 1 371, 53 руб., начисленной в связи с неуплатой налога на доходы физический лиц, настаивал. Пояснил, что пеня начислена на недоимку 2017 года и прошлых лет, а также на авансовые платежи. пеня начислялась в связи с тем, что уплата налога производилась административным ответчиком несвоевременно. В 2019 году произведен перерасчет налога в связи с подачей уточненных налоговых деклараций, в связи с чем в настоящее время задолженность по уплате налога отсутствует. Полагает, что пеня начислена правомерно и подлежит оплате, поскольку налогоплательщик авансовые платежи не уплачивал, не указывал их в налоговых декларациях, в связи с чем и была начислена пеня.

Представитель административного ответчика в судебном заседании против удовлетворения требований возражал, пояснил, что Забровский Е.Г. налог на доходы физических лиц всегда оплачивал своевременно, в связи с чем у него не могла образоваться задолженность. Образовалась задолженность в связи с тем, что неоплаченные им авансовые платежи налоговый орган учитывал как недоимку, впоследствии прибавлял к ним сумму самого налога. Авансовые платежи налогоплательщик действительно никогда не оплачивал, однако это является основанием для начисления на них пени, в качестве недоимки они учитываться не могут. В 2019 году эти обстоятельства выяснились, в связи с чем налоговый орган произвел перерасчет, в настоящее время у Забровского Е.Г. задолженность по налогу на доходы физических лиц отсутствует, имеется переплата.

Административный ответчик, представитель заинтересованного лица УФНС России по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Статьей 216 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год.

Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено ст.224 НК РФ.

Как следует из ст.225 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Статьей 227 НК РФ предусмотрены особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц, порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами.

Так, исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей производят адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае появления в течение года у налогоплательщиков доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

В соответствии с п.1 ст.229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено, что Забровский Е.Г. является адвокатом и плательщиком налога на доходы физических лиц.

Ежегодно им подаются налоговые декларации и уплачивается налог, что подтверждено представленными платежными документами, а также следует из карточки расчета с бюджетом, представленной административным истцом.

Вместе с тем, на момент подачи административного иска за административным ответчиком числилась недоимка в размере 13 868 руб.

Из карточки расчета с бюджетом следует, что недоимка по налогу начала формироваться с 2014 года. При этом, в качестве недоимки учтены и подлежавшие уплате в текущем налоговом периоде авансовые платежи.

Вместе с тем, такой расчет недоимки противоречит требованиям налогового законодательства.

Пунктом 3 ст.58 НК РФ предусмотрено, что в соответствии с Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

В соответствии с п.8 ст.227 НК РФ исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса.

Согласно п.9 НК РФ авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Как следует из п.10 ст.227 НК РФ в случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.

Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.

Письмо ФНС России от 19.11.2012 №НД-4-8/19411@ «По вопросу применения мер принудительного взыскания авансовых платежей по НДФЛ» разъяснено, что таким образом, налоговое законодательство разграничивает понятия налога и авансового платежа, предусматривая различные сроки их уплаты. Авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваемыми в течение налогового периода, следовательно, в силу статьи 11 Кодекса неуплаченный авансовый платеж не является недоимкой по налогу.

Кроме того, законодательство о налогах и сборах не содержит норм, предусматривающих право налоговых органов взыскивать с налогоплательщика в принудительном порядке суммы авансовых платежей по НДФЛ.

В соответствии со статьями 45 - 47 Кодекса в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате налога и сбора, неуплаты пени и штрафа налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа; в случае неисполнения указанного требования принимает решение о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - индивидуального предпринимателя в банках и решение о взыскании за счет имущества должника.

В дополнение сообщается, что согласно разъяснениям ФГУП ГНИВЦ ФНС России в ПК СЭОД предусмотрена техническая возможность не включать авансовые платежи в документы по взысканию. Для этого в технологическом процессе «Формирование требований на уплату налога, пени, штрафа по решению НП» необходимо установить параметр «Включать в требование авансы» равным 0, в результате чего авансовые начисления будут исключены из документов выявления недоимки и требований об уплате в автоматизированном режиме. Описание приведено в книге 10_2 «Руководства пользователя».

Учет авансовых платежей в качестве недоимки привел фактически к двойному налогообложению административного ответчика, что противоречит требованиям налогового законодательства.

С учетом изложенного неуплаченные административным ответчиком авансовые платежи подлежат исключению из расчета недоимки. При таких обстоятельствах сама недоимка отсутствует. Так, за 2014 год Забровскому Е.Г. начислено 8 546 руб., указанная сумма оплачена 30.07.2015, в 2015 году налог не начислялся, начисленный за 2016 год налог в размере 675 руб. уплачен 17.07.2017, налог за 2017 год в размере 90 330 руб. уплачен 11.07.2018.

Изложенное подтверждается и тем обстоятельством, что налоговый орган без каких-либо заявлений налогоплательщика произвел перерасчет налога и 23.07.2019 сторнировал недоимку в размере 13 868 руб.

В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

При таких обстоятельствах начисление пени в данном случае было возможно только на неуплаченные авансовые платежи до момента наступления обязанности по уплате самого налога, после наступления этой обязанности авансовые платежи становились частью самой недоимки, и пеня подлежала начислению на недоимку в случае несвоевременной уплаты.

Из представленного административным истцом расчета следует, что пеня начислялась на следующие сумы: 4 829 руб. – недоимка за 2014 год, 4 182 руб., 2 091 руб., 2 091 руб. – авансовые платежи за 2015 год, 675 руб. – недоимка за 2016 год, 337 руб., 168 руб., 170 руб. – авансовые платежи за 2017 год, 13 868 руб. – недоимка за 2017 год.

С учетом срока уплаты налога, установленного ст.227 НК РФ, а также порядка его исчисления, установленного ст.6.1 НК РФ, а также исходя из даты фактических платежей, суд приходит к выводу о том, что за 2016 и 2017 год налог уплачен своевременно, в связи с чем основания для начисления пени за указанные налоговые периоды отсутствуют.

За 2014 год налог уплачен с нарушением установленных сроков, в связи с чем налоговый орган имел право начислять пеню до момента фактической уплаты налога.

Кроме того, в судебном заседании представитель административного ответчика не отрицал, что Забровский Е.Г. авансовые платежи никогда не уплачивал, что свидетельствует о правомерности начисления пени на авансовые платежи до момента наступления обязанности по уплате самого налога или до момента фактической уплаты налога, если оплата произведена ранее наступления срока.

В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Предъявленная ко взысканию пеня вошла в три требования: №27889 от 15.10.2018, №21278 от 20.07.2018, №10908 от 26.04.2018. Таким образом, срок для направления требования по пене, начисленной на недоимку за 2014 год, а также авансовые платежи за 2015 год, истек.

Истечение указанного срока в силу налогового законодательства лишает налоговый орган возможности взыскать пеню в принудительном порядке.

По общему правилу, предусмотренному ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В требовании №10908 от 26.04.2018 срок его исполнения указан до 21.05.2018. С заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился 03.12.2018, то есть с пропуском установленного срока.

Ходатайство о восстановлении срока административным истцом не заявлено, оснований для восстановления срока суд не усматривает, поскольку доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено. Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ей должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Кроме того, в требовании №27889 от 15.10.2018 расчет пени произведен за период с 21.07.2018 по 01.10.2018. Вместе с тем, как установлено выше, налог за 2017 год уплачен в установленные сроки 11.07.2017, пеня на авансовые платежи в данном случае могла начисляться только до уплаты налога, в связи с чем оснований для взыскания пени по данному требованию также не имеется.

При таких обстоятельствах взыскание пени возможно только по требованию №21278 от 20.07.2018 и только на авансовые платежи за 2017 год.

Порядок и сроки взыскания данной пени налоговым органом соблюден.

Так, в соответствии со ст.227 НК РФ налогоплательщику направлено налоговое уведомление №18, в котором отражены три авансовых платежа и даты их уплаты: 337 руб. - до 17.07.2017, 168 руб. – до 16.10.2017, 170 – до 15.01.2018.

Из расчета, приложенного к требованию, следует, что начисления производились с 07.11.2017 по 10.07.2018, с 17.07.2018 по 19.07.2018.

Вместе с тем, период с 06.01.2018 по 01.04.2018 вошел в требование №10908 от 26.04.2018, повторное начисление пени за один и тот же период в силу закона недопустимо, в связи с чем этот период подлежит исключению из расчета, так как по требованию №10908 от 26.04.2018 пропущен срок взыскания.

Период с 17.07.2018 по 19.07.2018 судом в расчет не берется, поскольку налог был уплачен 11.07.2018, в связи с чем обязанность по внесению авансовых платежей у налогоплательщика прекратилась.

Из представленного налоговым органом расчета недоимки, явившейся основанием для начисления пени, вошедшей в требование №21278 от 20.07.2018, следует, что она сформировалась в том числе и за счет авансовых платежей за 2017 год.

Таким образом, расчет начисленной на авансовые платежи пени, произведенный судом, следующий.

Период с 07.11.2017 по 17.12.2017: (337 + 168) х 41 день х 8,25% : 300 = 5, 69 руб.

Период с 18.12.2017 по 05.01.2018: (337+168) х 19 дней х 7,75% : 300 = 2, 48 руб.

Период с 02.04.2018 по 10.07.2018: (337 + 168 + 170) х 100 дней х 7,25%: 300 = 16, 31 руб.

При таких обстоятельствах требования подлежат удовлетворению в части, с административного ответчика подлежит взысканию пеня по авансовым платежам по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 8 руб. 17 коп. за период с 07.11.2017 по 05.01.2018, в размере 16 руб. 31 коп. за период с 02.04.2018 по 10.07.2018.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №15 по Алтайскому краю удовлетворить в части.

Взыскать с Забровского Е.Г., проживающего по адресу: ...., в пользу Межрайонной ИФНС России №15 по Алтайскому краю пени по авансовым платежам по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 8 руб. 17 коп. за период с 07.11.2017 по 17.12.2017, в размере 16 руб. 31 коп. за период с 02.04.2018 по 10.07.2018.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение одного месяца после составления решения в окончательной форме.

Судья М.Ю.Овсянникова

Копия верна:

Судья _________________ М.Ю.Овсянникова

Секретарь _________________ Е.А.Жирова

Подлинник решения находится в материалах административного дела №2а-5153/2019