УИД 25RS0033-01-2020-001310-67
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Административное дело № 2а-515/2020
29 октября 2020 года | с. Черниговка |
Черниговский районный суд Приморского края
в составе председательствующего Емельянова М.А.,
при секретаре судебного заседания Спириной Е.Н.,
с участием административного истца Г, его представителя Н,
административного ответчика Администрации Черниговского района Приморского края, его представителя К,
рассмотрев административное дело по административному иску Г к Администрации Черниговского района Приморского края о признании незаконными действий должностных лиц Администрации Черниговского района, выразившихся в принятии решения об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута и об обязании Администрации Черниговского района в 30-дневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу направить разрешение и предложение о заключении соглашения об использовании указанных земель,
установил:
административный истец обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и администрацией Черниговского района был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № на срок 49 лет. Специалистом ООО «ИнжкадастрВлад-ДВ» было подготовлено заключение по вопросу размещения проезда к указанному земельному участку. Обратившись в администрацию Черниговского района с заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в выдаче испрашиваемого разрешения ему было отказано. С учетом характера использования, указанный проезд можно отнести к объектам вспомогательного использования, целью которого будет являться только организация доступа на участок. Испрашиваемый земельный участок, не является автомобильной дорогой, поскольку он не предназначен для движения транспортных средств и не находится в границах полосы отвода автомобильной дороги. Считает, что оспариваемым ответом нарушены его права на законное использование предоставленного ему в аренду администрацией Черниговского района Приморского края земельного участка с кадастровым номером №. Просит признать незаконными действия должностных лиц администрации Черниговского района, выразившиеся в принятии решения об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка.
Административный истец Г и его представитель Н, в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представители административного ответчика администрации Черниговского района Приморского края С и К в судебном заседании с иском не согласились, считают отказ администрации Черниговского района законным, поскольку, в перечне объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, подъездные дороги отсутствуют, а проведение каких-либо работ требуют согласования с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, просили в требованиях отказать.
При рассмотрении дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Черниговского района и Г заключен договор № аренды земельного участка из категории земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером №.
Договор заключен на срок 49 (сорок девять) лет. срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п. 1.3 Договора).
Обратившись ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Черниговского района с заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в выдаче испрашиваемого разрешения Г отказано, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня видом объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» размещение подъездной дороги может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов только в случаях, когда для их строительства не требуется получение разрешения на строительство в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства. Статьей 51 Градостроительного кодекса, статьей 50 Закона Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «О градостроительной деятельности на территории Приморского края» установлен перечень объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство. Подъездные дороги в данном перечне отсутствуют.
Как следует из заключения специалиста № от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу размещения проезда к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <...> «а», способы организации доступа к арендуемому земельному участку, помимо испрашивания земельного участка площадью 522 кв.м. с целью организации объекта из Перечня - подъездной дороги, к земельному участку с кадастровым номером №, исчерпаны. Воплотить иной способ доступа транспорта и пожарной техники к арендуемому земельному участку с кадастровым номером №, кроме как через размещение объектов - «подъездной дороги» на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, не представляется возможным в силу сложного рельефа и размежеванности территории.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300, и содержит, в том числе, вдольтрассовые и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 12 Перечня).
В соответствии с п. 2 Постановления Администрации Приморского края от 09.09.2015 № 336-па «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Приморского края», размещение объектов, утвержденных Перечнем, на территории Приморского края осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельного участка, части (частей) земельного участка для размещения объектов, выдаваемого органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, в порядке статей 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться только подъездные дороги, возведение которых не требует получения разрешения на строительство.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, указанных в пункте 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (пункт 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из пояснений административного истца также следует, что размещение спорного проезда на участке без его предоставления могло быть осуществлено при условии, что такая дорога будет возводиться заявителем без получения разрешения на строительство, как объект вспомогательного использования.
Закон № 384-ФЗ позволяет относить к числу объектов вспомогательного использования здания и сооружения, но при этом не упоминает строения, конкретизируя цель создания зданий и сооружений вспомогательного использования в виде необходимости их наличия для создания основных зданий и сооружений.
Как указано в «ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийский классификатор основных фондов», принятом и введенном в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года « 2018-ст, к группировке «сооружения» относятся инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ. Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Автомагистрали, автомобильные дороги, в том числе улично-дорожная сеть, прочие автомобильные, велосипедные или пешеходные дороги включены в раздел основных фондов «сооружения».
При таких данных суд приходит к выводу о том, что оснований для отнесения подъездной дороги к объектам, для возведения которых не требуется получение разрешения на строительство, не имеется.
Кроме того, при обращении с заявлением в администрацию Г не представил каких-либо технико-экономических характеристик (показателей) подъездной дороги (длина, ширина, тип покрытия), свидетельствующих о том, что возведение данного объекта не требует получение разрешения на строительство. Иного из материалов дела не следует.
Таким образом, судом установлено, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка и при наличии оснований, предусмотренных нормативными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства и подтвердить факты, на которые они ссылаются, как на основания своих требований или возражений.
Частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов административного истца, вызванных действиями (бездействием) органа, наделенного публичными полномочиями, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Г доказательств нарушения оспариваемым решением личных прав и законных интересов, в частности препятствий в осуществлении правомочий, невозможности иного проезда к земельному участку, установления сервитута, не представил.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного иска Г к Администрации Черниговского района Приморского края о признании незаконными действий должностных лиц Администрации Черниговского района, выразившихся в принятии решения об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, изложенные в ответе от ДД.ММ.ГГГГ№ и об обязании Администрации Черниговского района в 30-дневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу направить разрешение и предложение о заключении соглашения об использовании указанных земель.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий | Емельянов М.А. |