ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-515/2021 от 03.08.2021 Лангепасского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

86RS0009-01-2021-000998-87

Дело № 2а-515/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 августа 2021 г. г. Лангепас

Судья Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Кучинский К.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-515/2021 по административному исковому заявлению прокурора г. Лангепаса, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу,

УСТАНОВИЛ:

прокурор г. Лангепаса, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование своих требований указал, что в ходе проведения мониторинга информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлены сайты https://meshok.net/?search=акцизная%20марка&ut%5B%5D=алкоголь; https://streetmarket.ru/?good=254&ut%5B%5D=Акцизная+марки&ut%5B%5D=алкоголь, на которых размещена реклама поддельных федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, а также предлагается посетителям их приобретение. Такое предложение приобретать указанные марки является противоправными действиями. Вход на вышеуказанные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и паролей, ознакомиться с их содержанием и заказать через имеющиеся контактные данные указанные специальные марки может любой интернет-пользователь без ограничения.

Указав изложенные фактические обстоятельства и правовые основания, административный истец просит признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по вышеуказанным URL-адресам запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Исследовав материалы административного дела, судья пришел к следующим выводам.

Согласно отзыву Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу вышеуказанные WEB-страницы активны, содержат рекламу поддельных федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, а также предложения посетителям их приобретение, при этом данные страницы являются общим сервисом. Доступ на данные сайты во внесудебном порядке в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничен быть не может, в связи с чем полагает требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон о защите информации) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с ч. 1, ч. 6 ст. 10 Закона о защите информации в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона о защите информации предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ст. 10 Закона о защите информации в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (ч. 1). При этом запрещается распространение информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч. 6).

Статьей 15 Закона о защите информации предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Закона о защите информации, - в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет».

Согласно ч. 2 ст. 15.1 вышеуказанного Закона о защите информации в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Вышеприведенные положения действующего законодательства являются императивными и подлежат соблюдения всеми лицами без исключения.

Судом установлено следующее. Прокуратурой г. Лангепаса в ходе проведения мониторинга информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлены сайты https://meshok.net/?search=акцизная%20марка&ut%5B%5D=алкоголь; https://streetmarket.ru/?good=254&ut%5B%5D=Акцизная+марки&ut%5B%5D=алкоголь, на которых размещена реклама поддельных федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, а также предлагается посетителям их приобретение. Предложение о приобретении указанных марок является противоправными действиями.

Посещение сайтов свободно для всех без исключения лиц, не требует регистрации и пароля, ознакомиться с их содержанием и заказать через имеющиеся контактные данные указанные специальные марки может любой интернет-пользователь без ограничения.

Указанный факт подтверждается, страницами скриншотов сайтов, из которых следует, что на страницах сайтов содержится реклама поддельных федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, а также предлагается посетителям их приобретение.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» федеральная специальная марка является документом, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории РФ алкогольной продукции, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории РФ алкогольной продукции в указанной системе.

Приказом Росалкогольрегулирования от 19.11.2019 № 318 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации.

Административный регламент устанавливает порядок взаимодействия между территориальными органами Росалкогольрегулирования и их структурными подразделениями и должностными лицами, порядок взаимодействия с организациями и сельскохозяйственными товаропроизводителями (организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, осуществляющими производство на территории РФ алкогольной продукции, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги.На основании п. 20 ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» маркировка алкогольной продукции не предусмотренными указанным Федеральным законом марками не допускается. Алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации или ввезенная в Российской Федерации с нарушением требований, установленных указанной статьей, признается алкогольной продукцией без маркировки.

Незаконное предпринимательство, производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также изготовление, сбыт поддельных акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия либо их использование влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную статьями 171, 171.1, 327.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, вышеперечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен законодательный запрет на распространение вышеуказанной информации, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет».

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

В соответствии с п. 1 «Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Пунктами 2, 3, 5 вышеуказанных Правил предусмотрено, что создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Ведение единого реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме.

Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются: а) решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти; б) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

В силу требований п. 9 Правил Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую: а) доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию; б) описание выявленной запрещенной информации, позволяющее ее идентифицировать, включая (если имеется) ее название, с приложением заверенной должностным лицом уполномоченного органа (в том числе квалифицированной электронной подписью) копии страницы (страниц) сайта в сети «Интернет»; в) решение уполномоченного органа о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в единый реестр или вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной информацией, представленное в форме электронного документа, заверенного квалифицированной электронной подписью; г) дата и время получения решения уполномоченного органа или решения суда о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной информацией.

В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

С учетом требований Закона о защите информации, Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информация, размещенная на сайтах https://meshok.net/?search=акцизная%20марка&ut%5B%5D=алкоголь; https://streetmarket.ru/?good=254&ut%5B%5D=Акцизная+марки&ut%5B%5D=алкоголь, подлежит запрету к распространению на территории Российской Федерации.

Признание информации, размещенной на указанной странице, запрещенной к распространению, позволит внести ее в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Закона о защите информации.

В связи с изложенным, требования прокурора г. Лангепаса суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу части 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 175-180, 265.5, 293-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора г. Лангепаса, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать запрещенной на всей территории Российской Федерации информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети Интернет

https://meshok.net/?search=акцизная%20марка&ut%5B%5D=алкоголь;

https://streetmarket.ru/?good=254&ut%5B%5D=Акцизная+марки&ut%5B%5D=алкоголь.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Настоящее решение является основанием для включения сайтов https://meshok.net/?search=акцизная%20марка&ut%5B%5D=алкоголь; https://streetmarket.ru/?good=254&ut%5B%5D=Акцизная+марки&ut%5B%5D=алкоголь в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи апелляционной жалобы через Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья К.А. Кучинский