ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-515/2022 от 07.07.2022 Зареченского городского суда (Пензенская область)

Дело №2а-515/2022 (УИД 58RS0009-01-2022-001736-44)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 июля 2022 года

Зареченский городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Ермакова О.В.,

при секретаре Бессонове О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Заречном Пензенской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Заречный Пензенской области, выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной для распространения на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ЗАТО г. Заречный Пензенской области, выступая в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился с названным заявлением в суд, указав, что прокуратурой ЗАТО г. Заречного Пензенской области была проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, о защите информации, в сфере оборонно-промышленного комплекса, в ходе которой было установлено, что на Интернет-странице (Данные изъяты) размещен текст государственного военного стандарта ГОСТ РВ 27.1.02-2005 «Надежность военной техники. Программа обеспечения надежности». Указанный сайт не является официальным сайтом органов государственной власти или подведомственных им учреждений и организаций, ограничения на передачу, копирование и распространение текста документа отсутствуют.

Сопоставление наименования государственного военного стандарта ГОСТ РВ 27.1.02-2005 «Надежность военной техники. Программа обеспечения надежности», имеющихся в распоряжении 719 военного представительства Министерства обороны РФ и зарегистрированного с пометкой «Для служебного пользования» с наименованием государственного военного стандарта, размещенного на сайте: (Данные изъяты) показало, что их содержание идентично. Таким образом, результаты проверки свидетельствуют о том, что информация, содержащаяся на сайте по электронному адресу(Данные изъяты), распространение которой запрещено, находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц.

На основании вышеизложенного, просил суд признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице сайта с доменным именем: (Данные изъяты) информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Представитель прокуратуры ЗАТО г. Заречный Пензенской области А.О.В. , действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала. В обоснование сослалась на обстоятельства, изложенные в заявлении.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном отзыве просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из заявления, прокурор обратился в суд с требованием о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Принятие судебного акта является необходимым условием для ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

КАС РФ содержит специальные нормы, регламентирующие рассмотрение административных дел, связанных с ограничением доступа неопределенного круга лиц к аудиовизуальному сервису (глава 27 КАС РФ).

Поскольку требование прокурора направлено на ограничение доступа неопределенного круга лиц к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», суд считает необходимым рассмотреть данное административное исковое заявление по правилам КАС РФ.

Согласно ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ.

Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления; информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (ст. 2 Федерального закона №149-ФЗ).

Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью 6 ст.7 Федерального закона №149-ФЗ установлено, что в случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда.

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна), включены в перечень сведений конфиденциального характера, утвержденного указом Президента РФ от 06.03.1997 №188.

В силу п. 2 постановления Правительства РФ от 03.11.1994 №1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности» служебная информация, содержащаяся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, других служебных документов, не подлежит разглашению (распространению).

В соответствии с п. 1.2 Положения №1233 к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения, на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

Как указано в п. 1.3 Положения №1233 на документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования».

Доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, определена одним из основных принципов стандартизации в Российской Федерации (п.10 ст. 4 Федерального закона от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»)).

На том же принципе основана и стандартизация оборонной продукции, процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией (п. «к» раздела III Положения о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 №1567).

Согласно пп. «ж» и «ч» п. 2 раздела I Положения №1567 «государственный военный стандарт» - документ по стандартизации, утвержденный (принятый) федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий требования к военной продукции, а также процессам и иным объектам стандартизации, связанным с такой продукцией; «распространение документов по стандартизации оборонной продукции» - предоставление в установленном порядке официальных изданий документов по стандартизации оборонной продукции.

Из положений пп. «л» п. 2 раздела I и п.34 раздела VII Положения №1567 следует, что информационное обеспечение участников деятельности по стандартизации оборонной продукции, т.е. предоставление информации о составе документов по стандартизации оборонной продукции (изменении состава таких документов) или содержании отдельных документов, а также распространение указанных документов, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии посредством издания и распространения сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции (отдельных разделов по отраслевой тематике) и изменений указанного сводного перечня.

Статьей 13.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что прокуратурой ЗАТО г. Заречного Пензенской области была проведена проверка законодательства об информации, информационных технологиях, о защите информации, в сфере оборонно-промышленного комплекса, в ходе которой было установлено, что на Интернет-странице (Данные изъяты) размещен текст государственного военного стандарта ГОСТ РВ 27.1.02-2005 «Надежность военной техники. Программа обеспечения надежности». Указанный сайт не является официальным сайтом органов государственной власти или подведомственных им учреждений и организаций, ограничения на передачу, копирование и распространение текста документа отсутствуют.

Сопоставление наименования государственного военного стандарта ГОСТ РВ 27.1.02-2005 «Надежность военной техники. Программа обеспечения надежности», имеющихся в распоряжении 719 военного представительства Министерства обороны РФ и зарегистрированного с пометкой «Для служебного пользования» с наименованием государственного военного стандарта, размещенного на сайте: (Данные изъяты) показало, что их содержание идентично.

Таким образом, результаты проверки свидетельствуют о том, что информация, содержащаяся на сайте по электронному адресу: (Данные изъяты) распространение которой запрещено, находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц.

Анализируя вышеизложенные нормы Закона, суд приходит к выводу о том, что размещенные на сайте (Данные изъяты) материалы направлены на неограниченный круг лиц в обход установленным законодательством требованиям и ограничениям, содержат информацию о ГОСТ РВ 27.1.02-2005 «Надежность военной техники. Программа обеспечения надежности».

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», основанием для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Реестр…).

В соответствии с п. 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 №1101, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации осуществляется в соответствие с п. 9 Правил.

В реестр включаются: - доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; - сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Одним из оснований для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Установить правообладателя страницы (Данные изъяты) не представилось возможным.

Таким образом, указанный сайт (Данные изъяты) нарушает интересы и права неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного, суд полагает, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация, размещенная в сети «Интернет» на странице сайта с доменным именем: (Данные изъяты) должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации в судебном порядке. В этой связи, административный иск прокурора ЗАТО г.Заречный Пензенской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, подлежит удовлетворению, а указанная информация подлежит включению в Реестр (единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»).

Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (или его территориальные подразделения), подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика, что подтверждено выраженной Верховным Судом РФ в Обзоре судебной практики №1 (2018) правовой позицией.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что имеются все основания для признания информации, размещенной посредством сети «Интернет» и расположенной на сайте: http:// survey.1bm.ru/techdocs/kgs/gost/915/info/28316/?ysclid=l3v7nkz89f, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора ЗАТО г. Заречный Пензенской области, выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной для распространения на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице сайта с доменным именем: (Данные изъяты) запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение является основанием для включения сайта, расположенного по электронному адресу: (Данные изъяты) в Единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд Пензенской области в течение одного месяца с момента изготовления его в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено 07 июля 2022 года.

Судья О.В.Ермаков