32RS0027-01-2020-012273-10
Дело № 2а-5167/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Советский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Степониной С.В.,
при помощнике ФИО1
с участием административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», указывая, что с <дата> по <дата> занимала должность государственного налогового инспектора, старшего государственного налогового инспектора в Межрайонной ИФНС России №6 по Брянской области. С <дата> и по настоящее время ФИО2 работает в ФКУ «Налог-сервис» ФНС России в должности главного специалиста отдела приема, регистрации и архивного хранения филиала. За продолжительную работу в данных организациях административный истец имеет почетные грамоты и благодарности. Указанные почетные грамоты были вручены «за достижение высоких результатов в труде, образцовое выполнение служебных обязанностей, безупречную и эффективную государственную гражданскую службу».
Административный истец обратилась в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области с заявлением о присвоении статуса «Ветеран труда», однако 07.08.2020 ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку имеющиеся награды не являются ведомственными.
Административный истец считает отказ в установлении статуса «Ветеран труда» незаконным, просит суд решение административного ответчика №8089 от 07.08.2020 об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» отменить; обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области повторно рассмотреть вопрос о присвоении звания «Ветеран труда» с даты первоначального обращения.
В судебном заседании административный истец ФИО2 заявленные требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что она была награждена благодарностью генерального директора ФКУ «Налог-сервис» ФНС России 17.11.2015 года, благодарностью ФКУ «Налог-сервис» ФНС России от 21.11.2014, почетной грамотой ФНС России по Брянской области от 19.11.2010, почетной грамотой МИФНС России №6 по Брянской области от 07.11.2006, Почетной грамотой ПО «Электроаппарат», поэтому имеет право на присвоение звания «Ветеран труда». Указала, что, по её мнению, данная благодарность может быть приравнена к благодарности руководителя Федеральной налоговой службы, поскольку ФКУ «Налог-сервис» является структурным подразделением ФНС России. Указала, что ссылка административного ответчика на Приказ Минфина РФ от 22.04.2015 №70н не обоснована, поскольку данный документ отменен Приказом Минфина России от 15.02.2019 №20н.
Представитель административного ответчика Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области по доверенности ФИО3 заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Указала, что правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, поскольку административным истцом на рассмотрение были представлены благодарность генерального директора ФКУ «Налог-сервис» ФНС России 17.11.2015 года, благодарность ФКУ «Налог-сервис» ФНС России от 21.11.2014, почетная грамота ФНС России по Брянской области от 19.11.2010, почетная грамота МИФНС России №6 по Брянской области от 07.11.2006, почетная грамота ПО «Электроаппарат», в то время как для присвоения статуса «Ветеран труда» требуется награждение благодарностью руководителя Федеральной налоговой службы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из преамбулы к Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» следует, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Согласно ст. 1 названного Закона, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.
Согласно положениям статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 №5 ФЗ «О ветеранах» определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица:
- имеющие удостоверение «Ветеран труда», награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации;
- либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации;
- либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
- лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с п. 1.1 ст. 7 данного Закона порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области Брянской области от 26.09.2016 N 504-п «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Брянской области» утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Брянской области, в соответствии с пунктом 2 которого звание «Ветеран труда» присваивается:
1) лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
2) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Присвоение звания «Ветеран труда» осуществляется Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
В соответствии с пунктами 10 вышеуказанного Постановления, заявления лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», с пакетом документов, а также список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», на бумажном и электронном носителях в 10-дневный срок направляются учреждениями социальной защиты населения по месту жительства заявителя в департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
Решение о присвоении звания «Ветеран труда» либо об отказе в его присвоении принимается решением комиссии, состав которой утверждается приказом департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области в 15-дневный срок со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами и оформляется приказом департамента.
Уведомление об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» в 5-дневный срок после принятия соответствующего приказа направляется заявителю департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области с указанием причин отказа.
Судом установлено, что в соответствии с трудовой книжкой от <дата>№..., вкладышем в трудовую книжку от <дата>№... ФИО2 с <дата> по <дата> занимала должность государственного налогового инспектора, старшего государственного налогового инспектора в Межрайонной ИФНС России №6 по Брянской области. С <дата> и по настоящее время ФИО2 работает в ФКУ «Налог-сервис» ФНС России в должности главного специалиста отдела приема, регистрации и архивного хранения филиала. За продолжительную работу в данных организациях административный истец имеет почетные грамоты и благодарности.
В 2020 году административный истец обратилась к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» приобщив благодарность генерального директора ФКУ «Налог-сервис» ФНС (г.Москва) от 17.11.2015, благодарность ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Брянской области от 21.11.2014, почетную грамоту ФНС России по Брянской области от 19.11.2010, почетную грамоту МИ ФНС России №6 по Брянской области от 07.11.2006, почетную грамоту ПО «Электроаппарат».
В присвоении такого звания решением от 07.08.2020 № 8089 (приказ №304 от 03.08.2020) Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области было отказано, поскольку перечисленные награды не являются ведомственными.
Анализируя законность принятого решения, суд учитывает, что истец претендовала на установление звания «Ветеран труда», относящийся к статусу федерального значения, в отличие от звания «Ветеран труда Брянской области», носящего статус регионального значения (Указ Губернатора Брянской области от 04.02.2013 № 100).
Федеральное казенное учреждение «Налог-сервис» ФНС России, которое выдало истцу благодарности, является структурным подразделением Федеральной налоговой службы и не относится к федеральным исполнительным органам государственной власти.
Высшим органом исполнительной власти (или ведомством) в сфере, в которой работает истец, является Министерство финансов Российской Федерации, а также Федеральная налоговая служба.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной пробирной палаты, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, Федеральной таможенной службы, Федерального казначейства и Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
В Положении об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 N578, говорится о том, что федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, не вправе учреждать знаки отличия, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда».
Так, Положение устанавливает порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» (далее - знаки отличия), федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации (далее - федеральные органы исполнительной власти), а также порядок награждения знаками отличия. Федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, не вправе учреждать знаки отличия (п.1 Положения).
Знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) (п.2 Положения).
Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия (п.3 Положения).
Таким образом, не все ведомственные знаки отличия в труде дают право на установление звания «Ветеран труда».
В соответствии с п. 1, 13, 17 Положения о благодарности руководителя Федеральной налоговой службы, утвержденного Приказом ФНС РФ от 31.10.2008 N ММ-3-4/536@ «О Почетной грамоте Федеральной налоговой службы и благодарности руководителя Федеральной налоговой службы»: благодарность руководителя Федеральной налоговой службы (далее - Благодарность) является ведомственной наградой Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России); объявление Благодарности оформляется приказом ФНС России; при объявлении Благодарности федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата, территориальных органов ФНС России выплачивается единовременное поощрение в размере одного оклада месячного денежного содержания.
Согласно п. 1, 14 Положения о почетной грамоте Федеральной налоговой службы, утвержденного Приказом ФНС РФ от 31.10.2008 N ММ-3-4/536@ Почетная грамота Федеральной налоговой службы (далее - Почетная грамота) является ведомственной наградой Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России); награждение Почетной грамотой оформляется приказом ФНС России.
Истец ссылается на Общероссийский классификатор информации о населении ОК 018-2014, в котором под порядковым номером 7651 отображена почетная грамота Федеральной налоговой службы, 7652 – благодарность руководителя Федеральной налоговой службы.
Однако, истец награжден иными наградами: благодарностью Федерального казенного учреждения «Налог-сервис» ФНС России, подписанной генеральным директором Федерального казенного учреждения «Налог-сервис» ФНС России Ф. и благодарностью Федерального казенного учреждения «Налог-сервис» ФНС России, подписанной директором филиала ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Брянской области З., а не руководителем ФНС России, которым в период 2014-2015 году являлся М.
Правовой статус благодарности федерального казенного учреждения «Налог-сервис» ФНС России, а также почетной грамоты ПО «Электроаппарат» не установлен (положение о данной награде и удостоверение к ней, а также порядок и условия награждения ею не утверждались соответствующим решением, приказом, постановлением федерального органа исполнительной власти), в связи с чем, данные награды не принимаются к рассмотрению для установления статуса ветерана труда.
Почетные грамоты ФНС России по Брянской области от 19.11.2010, почетная грамота МИФНС России №6 по Брянской области от 07.11.2006 с учетом приведенных выше законоположений являются поощрениями структурной организации Федеральной налоговой службы, и не могут рассматриваться как основание для присвоения статуса «Ветеран труда»
Ссылка административного ответчика в тексте отказа на утративший силу
Приказ Минфина России от 22.04.2015 N 70н (ред. от 21.03.2018) "Об учреждении ведомственных наград Министерства финансов Российской Федерации", не влечет нарушения прав административного истца, поскольку ФИО2 не награждалась ведомственными наградами Министерства финансов РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение административного ответчика принято в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы административного истца.
С учетом изложенного, оснований для признания незаконным отказа административного ответчика суд не усматривает, требования административного иска удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ФИО2 к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Степонина
Резолютивная часть решения оглашена 30 ноября 2020 года.
Мотивированное решение суда изготовлено 04 декабря 2020 года.