ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-516/18 от 13.04.2018 Ленинградского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а- 516/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ст. Ленинградская 13 апреля 2018 года

Ленинградский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Юхименко В.Г.,

при секретаре Сергеевой А.А.,

с участием:

представителя истца помощника прокурора Ленинградского района Мороз В.В.,

представителя ответчика ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинградского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Ленинградский район, о признании незаконным бездействия, выразившееся в неисполнении требований законодательства о муниципальном контроле, о защите прав субъектов предпринимательства.

установил:

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальном контроле, о защите прав субъектов предпринимательства.

Установлено, что 02.08.2017 администрацией Ленинградского сельского поселения на земельном участке с кадастровым № <...>, расположенном по <адрес> установлены нарушения земельного законодательства. В связи с чем, 02.08.2017 материалы направлены в администрацию МО Ленинградский район для решения вопроса о проведения проверки в рамках муниципального земельного контроля.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на момент ее проведения, а именно по истечении месяца с момента поступления в администрацию Ленинградского района вышеуказанной информации, мер по организации проверочных мероприятий не принималось.

Кроме того, 01.08.2017 из администрации Ленинградского района в прокуратуру района поступили материалы осмотра земельных участков, на которых установлены признаки нарушений земельного законодательства.

Проведенным анализом поступившей информацией установлено, что полномочия по принятию мер в анализируемой сфере принадлежат органу муниципального контроля, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ материалы проверки направлены в администрацию района как ошибочно направленные.

Вместе с тем, на момент проверки, мер по инициированию проверочных мероприятий администрацией района не принималось.

Аналогичный случай не реализации полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля установлен при поступлении 25.09.2017 из администрации муниципального образования Ленинградский район в прокуратуру района информации о самовольном захвате земельного участка по <адрес>

Ранее, 05.10.2018, по факту выявленных нарушений прокуратурой района в адрес главы Ленинградского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальном контроле, о защите прав субъектов предпринимательства, в сфере разработки и принятия нормативных правовых актов, которое рассмотрено и удовлетворено в полном объеме, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Однако по прошествии более чем четырех месяцев со дня внесения представления вышеуказанные нарушения не устранены.

Бездействие администрации Ленинградского района, выражается в непринятии в период с 02.11.2017, а именно со дня рассмотрения администрацией района вышеуказанного представления прокуратуры района, мер по разработке и принятию предусмотренного п. 3 ст. 3 Закона №294-ФЗ нормативного правового акта, устанавливающего перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление муниципального земельного контроля, а также в непринятии мер по проведению проверочных мероприятий в рамках муниципального земельного контроля в отношении собственников земельного участка с кадастровым № <...> собственников земельных участков, на которых установлены признаки нарушений земельного законодательства по поступившим 01.08.2017 из администрации Ленинградского района в прокуратуру материалам осмотра земельных участков, а также в отношении лиц, по информации администрации Ленинградского района осуществивших самовольный захват земельного участка по <адрес>

Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО Ленинградский район выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию предусмотренного п. 3 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" нормативного правового акта, устанавливающего перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление муниципального земельного контроля, а также в непринятии мер по проведению проверочных мероприятий в рамках муниципального земельного контроля в порядке, предусмотренном ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ст. 7 Закона Краснодарского края от 04.03.2015 № 3126-K3 «О порядке осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории Краснодарского края» и обязать устранить выявленные нарушения.

В судебном заседании помощник прокурора поддержал заявленные требования.

Административный ответчик представитель Администрации МО Ленинградский район, ФИО1 заявленные прокурором требования

Признала.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность.

Пунктом 35 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

На основании Закона Краснодарского края 05.11.2014 № 3039-K3 «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края вопросов местного значения» (в ред. от 10.06.2015 №3179-К3, от 23.06.2015 №3232- КЗ), распоряжения администрации МО Ленинградский район от 04.12.2015 №330-р «О передаче некоторых полномочий сельских поселений на уровень муниципального образования Ленинградский район», с 01.01.2017 функции по осуществлению муниципального земельного контроля переданы на уровень муниципального образования Ленинградский район.

В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона Краснодарского края от 04.03.2015 № 3126-K3 «О порядке осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории Краснодарского края» предусматривающего в качестве основания для проведения внеплановой проверки, в том числе, информации от органов государственной власти, информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при наличии поступивших в органы местного самоуправления сведений о нарушениях земельного законодательства, мер по инициированию проверочных мероприятий принято не было.

Таким образом, в нарушении указанных норм Закона администрацией Ленинградского района муниципальный земельный контроль фактически не осуществляется.

Кроме того, в силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон №294 - ФЗ) определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

В нарушение вышеуказанной нормы Закона нормативный правовой акт, устанавливающий перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление муниципального земельного контроля не принят.

В силу п.п. 3, 5 ст. 3 Закона №294-ФЗ одними из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля является проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц, а также открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Судом, с учетом требований ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, дана оценка всем предоставленным сторонами в материалы дела доказательствам, которые свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения административного иска прокурора района.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса об административном судопроизводстве РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Ленинградского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Ленинградский район, о признании незаконным бездействия, выразившееся в неисполнении требований законодательства о муниципальном контроле, о защите прав субъектов предпринимательства, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации муниципального образования Ленинградский район, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию предусмотренного п. 3 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" нормативного правового акта, устанавливающего перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление муниципального земельного контроля, а также в непринятии мер по проведению проверочных мероприятий в рамках муниципального земельного контроля в порядке, предусмотренном ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ст. 7 Закона Краснодарского края от 04.03.2015 № 3126-K3 «О порядке осуществления органами местного самоуправления

муниципального земельного контроля на территории Краснодарского края».

Обязать администрацию МО Ленинградского района Краснодарского

края устранить выявленные нарушения путем организации проверочных мероприятий в рамках муниципального земельного контроля.

Обязать администрацию Ленинградского района Краснодарского

края устранить пробел в нормотворчестве путем разработки и принятии нормативного правового акта, предусмотренного п. 3 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающего перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление муниципального земельного контроля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинградский районный суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Ленинградского

районного суда В.Г. Юхименко