ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-516/18 от 14.11.2018 Омутинского районного суда (Тюменская область)

№2а-516/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> 14 ноября 2018 года

Омутинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Оглоблиной Т.А.,

при секретаре Ивановой И.В.,

с участием административного истца – заместителя прокурора <адрес> Сеногноевой О.А.,

административного ответчика – представителя администрации Юргинского муниципального района ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Юргинского муниципального района <адрес> об оспаривании нормативного правового акта в части,

у с т а н о в и л:

прокурор <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Юргинского муниципального района <адрес> о признании недействующим пп. «б» п.2.9.1 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Приватизация муниципального жилищного фонда», утвержденного постановлением администрации Юргинского муниципального района №2а-516/2018-п от ДД.ММ.ГГГГ, как не соответствующий преамбуле и ст.ст. 1 и 2 Закона Российской Федерации от №2а-516/2018 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и позволяющий отказать в приватизации занимаемых гражданами жилых помещений на не предусмотренных указанным федеральным законом основаниях.

В обоснование заявленных требований прокурором указано, что в связи с обращением в прокуратуру гражданки ФИО2 проведена проверка законности отказа ФИО2 и ее супругу ФИО3 в оказании муниципальной услуги приватизации жилого помещения, а также дополнительный анализ положений нормативно-правового акта – административного регламента предоставления муниципальной услуги «Приватизация муниципального жилищного фонда» и приложений к нему (далее «Регламент»), утвержденного постановлением администрации Юргинского муниципального района №2а-516/2018-п от ДД.ММ.ГГГГ с учетом практики и применения, в ходе которого установлено, что отдельные положения Регламента в их правоприменительной практике не соответствуют требованиям федерального законодательства, а именно – Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», о чем ДД.ММ.ГГГГ принесен протест Главе администрации <адрес>, об изменении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Приватизация муниципального жилищного фонда», утвержденного постановлением администрации Юргинского муниципального района №2а-516/2018-п от ДД.ММ.ГГГГ и исключении из него пп. «б» п. 2.9.1.

В судебном заседании административным истцом заместителем прокурора <адрес> Сеногноевой О.А. полностью поддержаны заявленные требования и их правовое основание, а также указано, что протест <адрес> отклонен, нарушения закона не устранены.

Представитель административного ответчика администрации Юргинского муниципального района ФИО1, действующая на основании прав по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против заявленных прокурором требований как необоснованных, указав, что согласно статье 11 Федерального закона Российской Федерации «О приватизации, жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Статьей 4 Закона о приватизации исчерпывающий перечень оснований для отказа не установлен (вообще основания для отказа не указаны) - лишь определены помещения (объекты) не подлежащие приватизации. Вместе с тем, в статье 2 Закона закреплено право на приватизацию на условиях, которые закреплены в данном Законе, иных нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Основные принципы и условия приватизации закреплены в разделе 2 указанного Закона. Соблюдение условий подтверждается перечнем документов, необходимых для приватизации. В соответствии с ч. 9 ст. 7 Федерального закона №2а-516/2018-ФХ «О государственных и муниципальных услугах в Российской Федерации» (далее - Закон 210-ФЗ) исчерпывающие перечни оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги устанавливаются соответственно федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Во избежание нарушений (принятия решения без достаточных оснований, на основании неподтвержденных документами фактов) в регламент включено такое основание для отказа, как поступление ответа на

межведомственный запрос об отсутствии документов (сведений), необходимых для предоставления муниципальной услуги пп. «б» п. 2.9.1 включен в административный регламент с целью исключения возможности злоупотреблений. Данный документ необходим для подтверждения установленного ст. 11 Закона о приватизации условия об однократности приватизации. Исходя из смысла законодательства, сведения о регистрации по месту жительства необходимы для проверки принципа однократности участия в приватизации. Понятие места жительства, с которым связан ряд прав и обязанностей граждан, в том числе право на приватизацию, раскрывается в ст. 20 ГКРФ, ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГг. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и других нормативных актах. При этом, в силу ст. 3 названного Закона РФ регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Отсутствие регистрации не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета. Поскольку заявители не имеют возможности представить документ о регистрации по месту жительства, они вправе реализовать свое право на обращение в суд.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля специалист Миграционного пункта ОП-2 МО МВД РФ «Омутинский» ФИО4 показал, что в миграционный пункт обращалась ФИО2 с просьбой выдать ей документ о ее регистрации по месту проживания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, однако в данном просьбе было отказано, так как в архиве отсутствуют документы, подтверждающие факт регистрации. По документам ФИО5 значится зарегистрированной только ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что после замены паспорта старая регистрация с паспорта уничтожилась и поставлена регистрация с момента выдачи нового паспорта. По супругу ФИО5 такая же ситуация. Это вызвано тем, что раньше регистрацией занималась администрация. Все данные, которые им были переданы, то есть домовые книги, хранятся у них, что им передали из администрации, теми документами они и располагают.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, по доводам административного искового заявления, заслушав свидетеля, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Постановлением администрации Юргинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№2а-516/2018-п утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Приватизация муниципального жилищного фонда» (далее Регламент).

Согласно п.2.6 Регламента предусмотрено, что исчерпывающий перечень документов для предоставления муниципальной услуги приватизация жилья, которые заявитель должен предоставить самостоятельно, установлен в приложении 6 к Регламенту.

В частности, п.4 приложения 6 к Регламенту предусмотрено, что гражданин предоставляет документы (сведения из них), подтверждающие регистрацию по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ (за исключением документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства на территории <адрес>, кроме <адрес> – Югры и <адрес> (для граждан, изменивших место жительства после ДД.ММ.ГГГГ) в отношении всех совершеннолетних граждан, участвующих в приватизации, в случае, если сведения о местах регистрации по месту жительства не подтверждаются паспортом гражданина Российской Федерации.

Одновременно, п.2.7 Регламента предусматривает, что исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении муниципальных услуг, и которые гражданин вправе предоставить, установлен в приложении 7 к Регламенту, которые ФИО2 не предоставила по собственной инициативе, запрашиваются в рамках межведомственного информационного взаимодействия (за исключением документов, находящихся в распоряжении Администрации).

Согласно п.3 приложения 7 к Регламенту предусмотрено, что ФИО2 вправе представить по собственной инициативе документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>, кроме <адрес> – Югры и <адрес>, в отношении всех совершеннолетних граждан, участвующих в приватизации, в случае, если сведения о местах регистрации по месту жительства не подтверждаются паспортом гражданина Российской Федерации.

Таким образом, из буквального толкования п.4 приложения 6 и п.3 приложения 7 к Регламенту в их взаимосвязи следует, что ФИО2 обязана предоставить документы (сведения из них), подтверждающие регистрацию по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, только в случае такой регистрации за пределами <адрес>. В случае же постоянной регистрации с указанной даты на территории <адрес>, предоставление соответствующих документов (сведений из них) является правом, а не обязанностью ФИО2

ФИО2 и её супруг, обратившись в администрацию с заявлением о приватизации муниципального жилья по адресу: <адрес>, указали на факт непрерывного проживания в нем и регистрации по месту жительства с 1983 года. Соответственно, предоставление подтверждающих данный факт документов является правом, а не обязанностью ФИО2 и её супругом, как граждан, которые не изменяли место своего жительства после ДД.ММ.ГГГГ.

Администрацией в Миграционном пункте ОП-2 МО МВД РФ «Омутинский» получены справки об отсутствии сведений о регистрации ФИО2 по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

ФИО3 – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Основанием к отказу в предоставлении муниципальной услуги, как следует из уведомления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№2а-516/2018, указано невыполнение ФИО2 и ФИО3 требований п.4 приложения 6 к Регламенту, несмотря на то, что представление документов и сведений, предусмотренных указанным пунктом, является правом, а не обязанностью заявителей.

Вместе с тем в данной ситуации действующий Регламент позволяет отказать заявителям в предоставлении муниципальной услуги приватизации жилья на основании пп. «б» п.2.9.1 Регламента, а именно – поступление ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации на межведомственный или внутриведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документов (сведений из них), необходимых для предоставления муниципальной услуги, отсутствие указанных документов (сведений из них) в распоряжении Администрации, если соответствующие документы не предоставлены заявителем по собственной инициативе, поскольку сведения о регистрации заявителей по месту жительства в рамках межведомственного взаимодействия не получены по причине их отсутствия в Миграционном пункте ОП-2 МО МВД РФ «Омутинский».

Данный отказ не соответствует требованиям Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», так и правоприменительной практике, приведенной в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№2а-516/2018 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Исходя из смысла преамбулы и ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 4 Закона установлен перечень оснований для отказа в приватизации жилых помещений, данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

При этом названный Закон либо иные нормативно-правовые акты, имеющие высшую юридическую силу по сравнению с оспариваемым административным Регламентом, не содержит положений, позволяющих отказать гражданину в приватизации жилья по мотиву неполучения органом местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия каких-либо сведений, которые сам гражданин предоставлять не обязан.

Таким образом, положения пп. «б» п.2.9.1 Регламента, в практике своего применения, делающие возможным отказ в приватизации жилого помещения гражданину, представившему полный пакет документов в соответствии с исчерпывающим обязательным перечнем (если они не содержат недостоверных сведений, которые могли бы повлечь отказ в приватизации по иным основаниям), по мотиву неполучения каких-либо сведений в порядке межведомственного взаимодействия, не соответствуют требованию федерального законодательства и подлежат отмене, т.к. налагают на гражданина дополнительные обязанности, не предусмотренные федеральным законом.

В соответствии с ч.3 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.

Положения пп. «б» п.2.9.1 Регламента, по своему смыслу, позволяют по не зависящим от заявителя причинам (недостатки в работе органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации при направлении информации на межведомственный или внутриведомственный запрос) и при отсутствии вины заявителя превратить право гражданина предоставить документы, предусмотренные приложением 7 к Регламенту, в обязанность предоставить такие документы по угрозой отказа в получении муниципальной услуги.

Изложенное нарушает право неопределенного круга граждан, которые могут обратиться в сходных условиях за получением соответствующей муниципальной услуги, на приватизацию жилищного фонда, в связи, с чем Регламент подлежит приведению в соответствие федеральному закону путем исключения противоречащих последнему положений.

Согласно ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На обоснованность позиции заявленных прокурором требований и несостоятельность позиции административного ответчика указывает то, что законность действий муниципального органа в части отказа в предоставлении муниципальной услуги приватизации жилья по рассматриваемому Регламенту Администрацией не обоснована, тем самым действия Администрации Юргинского муниципального района по произвольному толкованию текста закона влечен нарушение прав неопределенного круга лиц.

Таким образом, внесенный прокурором <адрес>ДД.ММ.ГГГГ с аналогичной мотивировкой протест на постановление Главы администрации Юргинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№2а-516/2018-п, которым утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Приватизация муниципального жилищного фонда» на пп. «б» п.2.9.1 Регламента, является законным и обоснованным.

В письменном ответе заместителя главы Юргинского муниципального района ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№2а-516/2018 прокурору в удовлетворении протеста было отказано, с указанием на соответствие административного регламента действующему законодательству.

В добровольном порядке Администрацией Юргинского муниципального района нарушение закона не устранено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд

р е ш и л :

требования административного истца прокурора <адрес>, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения в законную силу подпункт «б» пункт 2.9.1 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Приватизация муниципального жилищного фонда», утвержденного постановлением администрации Юргинского муниципального района <адрес>№2а-516/2018-п от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Омутинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья - подпись Т.А.Оглоблина