ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-516/19 от 23.08.2019 Среднеканского районного суда (Магаданская область)

№ 2а-516/2019

49RS0005-01-2019-000588-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2019 года пос. Сеймчан

Среднеканский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Жамсуевой В.С.,

при секретаре Стаценко К.В.,

с участием:

заместителя прокурора Среднеканского района Магаданской области Иващенко В.Б.,

представителя административного ответчика С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Среднеканского районного суда административное исковое заявление Константинова И.В. к Администрации Среднеканского городского округа о признании недействующим Постановления Администрации Среднеканского городского округа от 22 марта 2016 года № 114 «О приостановлении реализации муниципальной программы «Оптимизация системы расселения в Магаданской области в 2016-2020 годах на территории Среднеканского городского округа», утвержденную постановлением администрации Среднеканского городского округа от 09 февраля 2016 года № 43» со дня принятия оспариваемого постановления

установил:

Константинов И.В. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.

В обоснование своих требований указал, что являлся жителем <адрес>, которое в соответствии с Законом Магаданской области от 22 апреля 2005 года № 591-ОЗ «О перечне населенных пунктов Магаданской области, подлежащих расселению» признано неперспективным. Указанным законом предусмотрено оказание содействия в переселении гражданам, проживающим в неперспективных населенных пунктах Магаданской области, путем оказания финансовой поддержки на переселение из неперспективных населенных пунктов.

Константинов И.В. состоит на учете граждан, имеющих право на получение финансовой поддержки в связи с выездом из неперспективного населенного пункта <адрес>.

Постановлением Администрации Среднеканского городского округа от 10 февраля 2016 года № 48 была утверждена муниципальная программа «Оптимизация системы расселения в Магаданской области в 2016-2020 годах на территории Среднеканского городского округа».

Администрацией Среднеканского городского округа Магаданской области 22 марта 2016 года издано постановление № 114 «О приостановлении реализации муниципальной программы «Оптимизация системы расселения в Магаданской области в 2016-2020 годах на территории Среднеканского городского округа».

Административный истец указывает, что оспариваемый нормативно-правовой акт Администрации Среднеканского городского округа нарушает его законные права и интересы и не позволяет реализовать право на получение социальной выплаты, лишает гарантированного Конституцией РФправа на жилье. Полагает, что вынесение указанного постановления свидетельствует об одностороннем отказе органов местного самоуправления от своих публично-правовых обязательств без какого-либо компенсационного механизма.

Также указал, что оспариваемый документ противоречит положениям Постановления администрации Магаданской области от 12 декабря 2013 года № 1256-ПА «Об утверждении государственной программы Магаданской области «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и комфортными условиями проживания населения Магаданской области на 2014-2016 годы».

Просил суд признать полностью недействующим с момента принятия постановление Администрации Среднеканского городского округа Магаданской области от 22 марта 2016 года № 114 «О приостановлении реализации муниципальной программы «Оптимизация системы расселения в Магаданской области в 2016-2020 годах на территории Среднеканского городского округа», опубликованное 25 марта 2016 года в газете «Новая Колыма. Вести» № 12, а также возложить на ответчика обязанность опубликовать сообщение о принятии судебного акта на официальном сайте МО «Среднеканский городской округ» в течение 10 дней со дня вступления в законную силу.

В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает.

Суд, руководствуясь частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Представитель административного ответчика ходатайствовал о прекращении производства по делу на основании ч. 2 ст. 194 КАС РФ, в связи с принятием решения об отмене оспариваемого акта на основании Постановления Администрации Среднеканского городского округа от 15 августа № 235-П «О признании утратившим силу постановления администрации Среднеканского городского округа от 22 марта 2016 года № 114 «О приостановлении реализации муниципальной программы «Оптимизация системы расселения в Магаданской области в 2016-2020 годах на территории Среднеканского городского округа». Указал, что срок действия подпрограммы «Содействия муниципальным образованиям в оптимизации расселения Магаданской области» Государственной программы Магаданской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Магаданской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Администрации Магаданской области от 5 декабря 2013 года № 1213-ПА, в целях реализации которой была принята вышеуказанная муниципальная программа, закончился 31.12.2015 года в связи с завершением срока действия.

Таким образом, в связи с окончанием срока действия подпрограммы государственной программы муниципальная программа «Оптимизация системы расселения в Магаданской области в 2016-2020 годах на территории Среднеканского городского округа» подлежала отмене.

Государственная программа Магаданской области "Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и комфортными условиями проживания населения Магаданской области", утвержденная постановлением администрации Магаданской области от 12.12.2013 N 1256-па (ред. от 12.03.2019) не предусматривает расселение с. Колымское Среднеканского района Магаданской области.

Определением суда от 23 августа 2019 года судом отказано в удовлетворении ходатайства административного ответчика о прекращении производства по делу в связи с отменой оспариваемого акта, на основании положений ч. 11 ст. 213 КАС РФ

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в полном объеме.

Согласно ч.ч. 1 и 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу п. 1, 6 ч. 1 ст. 16 указанного закона, к вопросам местного значения городского округа относится составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; осуществление полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ч. 7 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с указанным кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Муниципальное образование "Среднеканский городской округ" на основании ч. 2 ст. 1 Закона Магаданской области от 27.12.2014 N 1842-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований "поселок Сеймчан" и "село Верхний Сеймчан" путем их объединения с наделением статусом городского округа" наделено статусом городского округа.

Глава Среднеканского городского округа в силу ст. 45, 46 Устава муниципального образования "Среднеканский городской округ" (принятый решением Собрания представителей Среднеканского городского округа от 24.04.2015 N 4) (далее - Устав), является высшим должностным лицом городского округа, к полномочиям которой относится обеспечение осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами;

В силу положений п. 3 ч. 3 ст. 8 Устава в систему муниципальных правовых актов входят постановления и распоряжения Администрации Среднеканского городского округа и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставом.

Как установлено судом, постановлением администрации Среднеканского городского округа от 09 февраля 2016 года № 43 утверждена муниципальная программа «Оптимизация системы расселения в Магаданской области на 2016-2020 годы на территории Среднеканского городского округа» (далее также – муниципальная программа), целью которой является оптимизация системы расселения Магаданской области, как мера улучшения качества жизни граждан, проживающих в населенных пунктах граждан, проживающих в населенных пунктах Среднеканского городского округа, признанных неперспективными.

Указанная муниципальная программа разработана в соответствии с Государственной программой Магаданской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Магаданской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Администрации Магаданской области от 5 декабря 2013 года № 1213-ПА (далее государственная программа № 1213-ПА).

Государственная программа № 1213-ПА включает в себя подпрограмму "Оказание содействия муниципальным образованиям Магаданской области в переселении граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда".

Срок реализации указанной подпрограммы - 2014-2015 годы.

Согласно разделу Ресурсное обеспечение государственной программы, общий объем финансирования подпрограммы за счет всех источников составляет - 62 036,9 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 51 000,0 тыс. рублей;

2015 год - 11 036,9 тыс. рублей,

за счет средств областного бюджета - 60 036,9 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 50 000,0 тыс. рублей;

2015 год - 10 036,9 тыс. рублей,

за счет средств местного бюджета - 2 000,0 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 1 000,0 тыс. рублей;

2015 год - 1 000,0 тыс. рублей

Указанная подпрограмма в дальнейшем не продлевалась.

Согласно ч. 1 ст. 179 БК РФ государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Предусмотренное ст. 179 указанного кодекса закрепление за местной администрацией муниципального образования полномочий по утверждению долгосрочных целевых программ, определению порядка проведения оценки эффективности их реализации и принятию решений о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию указанных программ или о досрочном прекращении их реализации ориентировано на оперативность и гибкость принятия решений об утверждении и корректировке долгосрочных целевых программ.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения администрации Среднеканского городского округа № 32-р от 11 февраля 2016 года Константинов И.В. включен в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат в соответствии с муниципальными программами «Оптимизация системы расселения в Магаданской области с 2016-2020 года на территории Среднеканского городского округа (утверждённой постановлением Администрации Среднеканского городского округа от 09 февраля 2016 года № 43), Порядком предоставления социальной выплаты (субсидии) жителям населенных пунктов Среднеканского городского округа, признанными неперспективными, изъявившими желание сменить место жительства, (утвержденным постановлением администрации Среднеканского городского округа от 10 февраля 2016 года № 48).

Судом установлено, что Администрацией Среднеканского городского округа принято постановление от 22 марта 2016 года № 114 «О приостановлении реализации муниципальной программы «Оптимизация системы расселения в Магаданской области в 2016-2020 годах на территории Среднеканского городского округа», утвержденной постановлением администрации Среднеканского городского округа от 09 февраля 2016 года № 43».

Пунктом 1 данного постановления приостановлена реализация муниципальной программы «Оптимизация системы расселения в Магаданской области в 2016-2020 годах на территории Среднеканского городского округа», утвержденной постановлением администрации Среднеканского городского округа от 09 февраля 2016 года № 43.

Указанный документ опубликован в газете «Новая Колыма. Вести» № 12 от 25 марта 2016 года.

Данное постановление обладает признаками нормативного правового акта, так как приостанавливает на неопределённый срок правила, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, а именно приостанавливает реализацию муниципальной программы «Оптимизация системы расселения в Магаданской области в 2016-2020 годах на территории Среднеканского городского округа», утвержденной постановлением администрации Среднеканского городского округа от 09 февраля 2016 года № 43, которая содержит гражданско-правовые нормы, регулирующие порядок улучшения жилищных условий жителей населенных пунктов Среднеканского городского округа, признанных неперспективными, завершение расселения населенных пунктов признанными неперспективными.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к его форме и порядку опубликования и по этим основаниям не оспаривается.

Оценивая законность оспариваемого постановления Администрации Среднеканского городского округа, суд приходит к следующему.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, в том числе и в своем постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, изменение законодателем ранее установленных правил должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики. Так, законодатель вправе приостанавливать действие финансово емких норм, которыми обеспечивается реализация прав и свобод граждан, только если при этом будет предусмотрен надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться

Как следует из содержания оспариваемого акта, основанием для приостановления реализации указанной муниципальной программы послужила рекомендация Контрольно-счетной палаты Среднеканского городского округа в целях приведения механизма реализации программы в соответствии с действующим законодательством.

Рекомендации Контрольно-счетной палаты Среднеканского городского округа, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, суду не представлены.

Как следует из содержания акта, предметом его регулирования являются бюджетные отношения, связанные с финансированием и приостановлением реализации областных и муниципальных целевых программ.

Статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) определено, что составление проектов бюджетов основывается на государственных (муниципальных) программах (проектах государственных (муниципальных) программ, проектах изменений указанных программ).

Согласно статье 179 Бюджетного кодекса государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.

Положения Закона Магаданской области от 24 ноября 1999 года N 102-ОЗ "О программах социально-экономического развития Магаданской области", действовавшего до 04 марта 2016 года, не предусматривали возможность приостановления реализации программ.

Согласно ст. 12 указанного закона законодательством Магаданской область предусматривалась возможность лишь приостановления финансирования или прекращения финансирования.

Так, согласно п. 2 ст. 12 Закон Магаданской области от 24 ноября 1999 года N 102-ОЗ изменение порядка и размеров финансирования или прекращение финансирования программы социально-экономического развития могло производиться лишь в случаях нарушения условий выполнения программы социально-экономического развития; достижения целей и решения задач, поставленных программой социально-экономического развития; возникновение непредвиденных обстоятельств, которые не позволяют осуществлять мероприятия или финансирование программы социально-экономического развития.

Положениями Порядка принятия решения о разработки, формирования, реализации и оценки эффективности муниципальных целевых программ, действующих на территории МО «Среднеканский городской округ», утверждённого постановлением Администрации Среднеканского городского округа от 28 декабря 2016 года № 168 (в ред. Постановления № 51 от 26 марта 2014 года) также не предусмотрено приостановление ее реализации.

Положения п. 5.6 указанного порядка предусматривают лишь принятие решения о сокращении бюджетных ассигнований на реализацию программы либо досрочное прекращение ее реализации по результатам оценки эффективности программы.

Проанализировав вышеуказанные нормы и сопоставив их с положениями постановления администрации Среднеканского городского округа от 22 марта 2016 года № 114, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт, принят без законных к тому оснований, не содержит сроков приведения муниципальной программы в соответствие с действующим законодательством, что существенно затрудняет реализацию установленного областным законодателем права жителей населенных пунктов Среднеканского городского округа, признанных неперспективными на получение социальных выплат, улучшение жилищных условий, нарушает права и законные интересы жителей Среднеканского городского округа.

Сведений о принятии каких-либо мер со стороны администрации Среднеканского городского округа, направленных на устранение причин приостановления действия муниципальной программы в части приведения ее в соответствие с требованиями действующего законодательства, проекты изменений в муниципальную программу, суду не представлены.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление противоречит федеральному законодательству (ч. 2 ст. 179 БК РФ), законодательству субъекта Российской Федерации (Закону Магаданской области от 24 ноября 1999 года N 102-ОЗ "О программах социально-экономического развития Магаданской области", действовавшего до 04 марта 2016 года), а также принят в нарушение положений Порядка принятия решения о разработки, формирования, реализации и оценки эффективности муниципальных целевых программ, действующих на территории МО «Среднеканский городской округ», утверждённого постановлением Администрации Среднеканского городского округа от 28 декабря 2016 года № 168 (в ред. Постановления № 51 от 26 марта 2014 года), в связи с чем имеются предусмотренные законом основания для удовлетворения заявленных исковых требований о признании его полностью недействующим.

Как установлено судом, Постановлением администрации Среднеканского городского округа № 217-п от 30 июля 2019 года в связи с завершением срока реализации государственной подпрограммы «Содействие муниципальным образованиям в оптимизации системы расселения в Магаданской области», утвержденной постановлением администрации Магаданской области» от 05 декабря 2013 года № 1213-па, администрацией принято решение о признании утратившим силу постановления Администрации Среднеканского городского округа от 09 февраля 2016 года № 43 «Об утверждении муниципальной программы «Оптимизация системы расселения в Магаданской области в 2016-2020 годах на территории Среднеканского городского округа».

Таким образом, в настоящее время оспариваемое постановление утратило юридическую силу.

За защитой своих нарушенных прав применением данного нормативного правового акта административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период его действия.

Исходя из положений части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что с момента принятия оспариваемого акта муниципальная программа не реализовывалась, надлежащий механизм соответствующего возмещения не был разработан органами местного самоуправления, поэтому оспариваемый акт подлежит признанию недействующим с момента принятия данного нормативного правового акта, так как иная дата не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

Согласно ч. 11 ст. 11 и п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ решения судов по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов или сообщение о его принятии подлежат обязательному опубликованию.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного суда РФ, приведенными в п. 5 постановления N 36 от 27 сентября 2016 г. "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", вопрос о том, что подлежит опубликованию (решение или сообщение о его принятии), разрешается судом с учетом конкретных обстоятельств дела.

Поскольку в судебном заседании установлено, что постановление администрации Среднеканского городского округа № 114 от 22 марта 2016 года принято в нарушение требований закона и нарушает права жителей Среднеканского городского округа, то суд приходит к выводу о необходимости и достаточности опубликования сообщения о принятом решении в газете "Новая Колыма. Вести", которая согласно п. 14 ст. 8 Устава является источником официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов.

Доводы административного истца о том, что оспариваемое постановление противоречит положениям Государственной программы Магаданской области «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и комфортными условиями проживания населения Магаданской области», которая включает в себя подпрограмму «Содействие муниципальным образованиям в оптимизации системы расселения в Магаданской области», утвержденной Постановлением Администрации Магаданской области от 12 декабря 2013 года № 1256-па утверждена (срок реализации подпрограммы 2016-2021 годы), не могут быть приняты судом, поскольку органами местного самоуправления, муниципальные программы в обеспечение вышеуказанной государственной подпрограммы не принимались.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ в пользу административного истца подлежит взысканию уплаченная на основании чека-ордера N 4861 от 10 июля 2019 года при подаче административного иска государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 186, 213, 215, 217, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Константинова И.В. к Администрации Среднеканского городского округа о признании недействующим Постановления Администрации Среднеканского городского округа от 22 марта 2016 года № 114 «О приостановлении реализации муниципальной программы «Оптимизация системы расселения в Магаданской области в 2016-2020 годах на территории Среднеканского городского округа» удовлетворить.

Признать недействующим постановление Администрации Среднеканского городского округа от 22 марта 2016 года № 114 «О приостановлении реализации муниципальной программы «Оптимизация системы расселения в Магаданской области в 2016-2020 годах на территории Среднеканского городского округа», опубликованное в газете «Новая Колыма. Вести» № 12 от 25 марта 2016 года, с даты его принятия - с 22 марта 2016 года

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит обязательному опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете "Новая Колыма. Вести".

Взыскать с Администрации Среднеканского городского округа в пользу Константинова И.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Магаданского областного суда через Среднеканский районный суд, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Установить день изготовления решения в окончательной форме 28 августа 2019 года.

Судья В.С. Жамсуева