Дело № 2а-517/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кувандык 26 июня 2019 года
Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Беловой Л.В.,
при секретаре Филатовой О.Н.,
с участием прокурора Кулагиной Н.А.,
представителя административного ответчика Крутько А.С.,
представителя заинтересованного лица Смирновой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кувандыкского межрайонного прокурора Оренбургской области, поданное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
УСТАНОВИЛ:
Кувандыкский межрайонный прокурор Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области. В обоснование исковых требований указал, что Кувандыкской межрайонной прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры Оренбургской области проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на территории муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области, по результатам которой выявлено несанкционированное размещение отходов в Кувандыкском городском округе около с. Подгорное (географические координаты: 51.185867, 57.613897) на территории Государственного природного заказника «Губерлинские горы». В нарушение требований п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» администрацией муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области не в полной мере приняты необходимые меры по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, обеззараживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Размещение твердых коммунальных отходов на указанных территориях представляет собой угрозу загрязнения земельных участков, возможного возгорания, ведет к ухудшению экологической обстановки на территории муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области.
На основании ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) в интересах неопределенного круга лиц прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области, выразившееся в том, что администрацией округа не приняты необходимые меры по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, возложить на административного ответчика обязанность принять меры к организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, к организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых отходов на территории, расположенной около с. Подгорное (географические координаты: 51.185867, 57.613897).
В судебном заседании прокурор Кулагина Н.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области Крутько А.С., действующий на основании доверенности от 8 февраля 2019 года, административный иск прокурора не признал. Пояснил, что на основании постановления Правительства Оренбургской области от 26 сентября 2016 года №682-п разработана территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами и определен региональный оператор по вывозу, сбору и утилизации твердых коммунальных отходов на территории области - ООО «Природа». Вывоз мусора с территории с. Подгорное региональный оператор не осуществляет. Контейнерные площадки либо полигон твердых коммунальных отходов не созданы. Просит в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Смирнова В.Е., действующая на основании доверенности от 17 декабря 2018 года №, административный иск прокурора просила удовлетворить. Пояснила, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится в границах муниципального образования Кувандыкский городской округ и относится к землям, собственность на которые не разграничена. Правомочиями по распоряжению такими земельными участками наделены органы местного самоуправления. Наличие несанкционированной свалки на территории государственного заказника в течение длительного времени свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления, которое влечет загрязнение окружающей среды. Просила исковые требования прокурора удовлетворить.
Суд, выслушав стороны, исследовав документы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 января 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (п. 3 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Статья 8 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, из приведенных правовых норм указанных Федеральных законов следует, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены к вопросам местного значения городского округа, именно на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории муниципального городского округа.
Согласно п. 3.1 раздела 3 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест. СанПиН 42-128-4690-88», обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
Судом установлено, подтверждается справкой старшего помощника Кувандыкского межрайонного прокурора Оренбургской области Кулагиной Н.А. от 3 июня 2019 года, фотографиями и не оспаривалось представителем административного ответчика, что около с. Подгорное (географические координаты: 51.185867, 57.613897) на территории Государственного природного заказника «Губерлинские горы» находится свалка твердых коммунальных отходов.
Указанная свалка является несанкционированной, то есть создана без разрешения федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами (не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии их санитарным правилам), а также не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов, следовательно, она подлежит ликвидации, поскольку представляет собой угрозу загрязнения земельных участков, возможного возгорания, ведет к ухудшению экологической обстановки на территории муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области. Свалка отходов не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, и представляет собой экологическую опасность.
Наличие несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов свидетельствует о незаконности бездействия администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области, выразившегося в непринятии мер к организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
То обстоятельство, что на территории Кувандыкского городского округа Оренбургской области разработана схема обращения с отходами и выбран региональный оператор, не является основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора, поскольку данная схема на момент рассмотрения дела не реализована, несанкционированная свалка на территории села Подгорное не ликвидирована. Из пояснений представителя ответчика Крутько А.С. в судебном заседании следует, что региональный оператор ООО «Природа» сбор и вывоз мусора на территории указанного населенного пункта не осуществляет, полигоны для сбора твердых бытовых отходов или контейнерные площадки не созданы. Размещение несанкционированной свалки на муниципальном земельном участке свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны органа местного самоуправления за его состоянием.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Размещение несанкционированной свалки коммунальных отходов способно привести к причинению вреда здоровью населения и окружающей среде в будущем, поэтому административный иск прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание значительный объем несанкционированной свалки, необходимо установить срок исполнения возложенный на администрацию городского округа обязанности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых отходов на территории, расположенной около с. Подгорное, – до 1 ноября 2019 года.
Руководствуясь ст. ст. 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Кувандыкского межрайонного прокурора Оренбургской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории, расположенной около села Подгорное Кувандыкского городского округа Оренбургской области (географические координаты: 51.185867, 57.613897).
Возложить на администрацию муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области обязанность в срок до 1 ноября 2019 года организовать мероприятия по охране окружающей среды, а именно, по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории, расположенной около села Подгорное Кувандыкского городского округа Оренбургской области (географические координаты: 51.185867, 57.613897).
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кувандыкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В. Белова