ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-517/201930АП от 30.04.2019 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

Уникальный идентификатор дела 83RS0001-01-2019-000520-48

Дело № 2а-517/2019 30 апреля 2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего судьи Парфенова А.П.,

при секретаре судебных заседаний Рычковой Н.С.,

с участием представителя административного истца – Государственной инспекции строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа по доверенности Стасева Д.М.,

рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в г. Нарьян-Маре административное дело по административному исковому заявлению Государственной инспекции строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа к администрации муниципального образования «Хорей-Верский сельсовет» Ненецкого автономного округа о признании бездействия незаконным, обязании издать муниципальные правовые акты об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом,

установил:

административный истец - Государственная инспекция строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Хорей-Верский сельсовет» Ненецкого автономного округа о признании бездействия незаконным, обязании издать муниципальные правовые акты об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

В обоснование требований указано, что по результатам проверки, проведенной в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора, в деятельности ответчика выявлены нарушения части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), согласно которой размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований. Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Истцом администрации муниципального образования «Хорей-Верский сельсовет» Ненецкого автономного округа было выдано предписание об устранении указанного нарушения со сроком исполнения предписания до 01.02.2019. В установленный срок предписание органа государственного жилищного надзора ответчиком не исполнено, на территории муниципального образования «Хорей-Верский сельсовет» Ненецкого автономного округа не изданы муниципальные правовые акты, устанавливающие размер платы за пользование жилым помещением (плата за наем), размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Заявитель считает, что, тем самым, ответчиком допущено незаконное бездействие.

Истец просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Хорей-Верский сельсовет» Ненецкого автономного округа, выразившееся в непринятии муниципальных правовых актов об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также обязать администрацию муниципального образования «Хорей-Верский сельсовет» Ненецкого автономного округа в срок не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда издать муниципальные правовые акты об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Стасев Д.М. на иске настаивал по тем же основаниям.

Административный ответчик, извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание представителя не направил, суд о причинах неявки не уведомил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, пояснений по иску не указал.

С учетом мнения представителя административного истца дело рассмотрено судом при данной явке.

Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, обозрев материалы дела № 4-120/2019 мирового судьи Ненецкого автономного округа судебного района Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа судебного участка № 3 Ненецкого автономного округа об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении администрации муниципального образования «Хорей-Верский сельсовет» Ненецкого автономного округа, суд приходит к следующему.

Разрешая спор, суд учитывает, что в административном иске заявителем приведено надлежащее правовое обоснование обращения в суд с данным административным исковым заявлением на основании пункта 4 части 6 статьи 20 ЖК РФ, а также части 1 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 20 ЖК РФ установленные жилищным законодательством требования к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требования к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом; решению об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилам изменения размера платы за содержание жилого помещения, - носят обязательный характер.

Как предусмотрено пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в частности, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 7, частями 5, 6 статьи 23, частью 1 статьи 43 Устава муниципального образования «Хорей-Верский сельсовет» Ненецкого автономного округа (в ред. Решений Совета депутатов МО «Хорей-Верский сельсовет» НАО от 15.06.2007 № 84, от 25.12.2007 № 103, от 05.08.2008 № 149, от 05.11.2008 № 160, от 10.07.2009 № 35, от 16.02.2010 №67, от 31.08.2010 № 108, от 08.04.2011 № 150, 14.05.2012 № 192, от 12.03.2013 № 222, от 30.04.2014 № 2, от 31.03.2015 № 1, от 07.09.2015 № 1, от 15.03.2016 № 2, от 27.06.2016 № 6, от 10.03.2017 № 2, от 27.09.2017 № 1), текст которого размещен на официальном Интернет сайте муниципального образования «Хорей-Верский сельсовет» Ненецкого автономного округа по адресу http://hv-adm.ru/documents/8.html, к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в частности, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, за исключением организации строительства муниципального жилищного фонда и создания условий для жилищного строительства. Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяется Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения. Организацию деятельности Совета депутатов осуществляет глава муниципального образования, который входит в состав Совета депутатов и является его председателем. Совет депутатов не обладает правами юридического лица.

Согласно частям 1, 3 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований. Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Методические указания установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда утверждены Приказом Минстроя России от 27.09.2016 № 668/пр.

В судебном заседании установлено, что ответчик является лицом, ответственным за установление на территории муниципального образования «Хорей-Верский сельсовет» Ненецкого автономного округа размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

На протяжении длительного времени ответчиком не приняты муниципальные правовые акты, устанавливающие в соответствии с приведенными Методическими указаниями (утв. Приказом Минстроя России от 27.09.2016 № 668/пр) размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, в результате чего допускается незаконное бездействие при выполнении указанной обязанности, предусмотренной законодательством, что препятствует обеспечению содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, создает препятствия в обеспечении безопасности неопределенного круга лиц в процессе эксплуатации многоквартирных домов, реализации права на жилище.

Из материалов досудебной переписки сторон следует, что ответчику известно о наличии предусмотренной законом и возложенной на администрацию муниципального образования «Хорей-Верский сельсовет» Ненецкого автономного округа обязанности по изданию муниципальных правовых актов, устанавливающих размер платы за пользование жилым помещением (плата за наем), размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

Вместе с тем, указанная обязанность ответчиком на протяжении длительного времени не исполняется, на территории муниципального образования соответствующие муниципальные правовые акты по указанным вопросам не приняты, что в ходе рассмотрения дела не опровергнуто, равно как не оспаривается сам факт наличия данной обязанности, возложенной законом на ответчика.

При указанных обстоятельствах исковые требования суд считает обоснованными, ответчиком допущено бездействие при исполнении указанной предусмотренной законом обязанности.

Руководствуясь частью 2 статьи 178 КАС РФ, принимая во внимание объем и характер действий, которые необходимо совершить административному ответчику для исполнения решения суда, временные затраты на них, существо права неопределенного круга лиц, подлежащего защите, требования разумности сроков исполнения судебного решения, длительность периода, в течение которого ответчику известно о наличии обязанности по изданию муниципальных правовых актов по указанным вопросам, суд считает возможным установить срок, в течение которого судебное решение должно быть исполнено ответчиком, а именно, - в срок не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.

В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ администрация муниципального образования «Хорей-Верский сельсовет» Ненецкого автономного округа обязана устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы в установленный судом срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня наступления установленного судом срока исполнения настоящего судебного решения в суд, принявший его, а также Государственной инспекции строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа.

С учетом требований статьи 333.36 Налогового кодекса РФ оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины по делу не имеется.

Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 298 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Государственной инспекции строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа к администрации муниципального образования «Хорей-Верский сельсовет» Ненецкого автономного округа о признании бездействия незаконным, обязании издать муниципальные правовые акты об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Хорей-Верский сельсовет» Ненецкого автономного округа, выразившееся в непринятии муниципальных правовых актов об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

Обязать администрацию муниципального образования «Хорей-Верский сельсовет» Ненецкого автономного округа в срок не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда издать муниципальные правовые акты об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

Разъяснить, что администрация муниципального образования «Хорей-Верский сельсовет» Ненецкого автономного округа обязана устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы в установленный судом срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня наступления установленного судом срока исполнения настоящего судебного решения в суд, вынесший решение, а также в Государственную инспекцию строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа

Председательствующий А.П. Парфенов

Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2019 года