ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-517/2021 от 29.07.2021 Черлакского районного суда (Омская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Р.п.Черлак 29 июля 2021 г.

Дело № 2а-517/2021

55RS0038-01-2021-000738-08

Черлакский районный суд Омской области

В составе председательствующего судьи Герстнер Л.Ю.

при секретаре Каретниковой А.М.,

с участием помощника прокурора Черлакского района Седельцевой Е.Д.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Черлакского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании информации, размещенной на интернет – странице, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Черлакского района Омской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, в котором просит признать информацию, размещенную на страницах сайтов в сети Интернет: http://edu-diplomy.com/, http://diplomas-rooms.com/, http://diplomasvuza.com/, о приобретении документов об образовании без прохождения предусмотренных законодательством обучения, итоговой аттестации, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства. В ходе мониторинга Интернет-ресурсов выявлены сайты http://edu-diplomy.com/, http://diplomas-rooms.com/, http://diplomasvuza.com/, на страницах которых размещена информация о платных услугах по изготовлению и продаже дипломов о высшем и среднем профессиональном образовании, аттестатов о среднем (полном) общем образовании, справок об обучении в высших учебных заведениях и т.д. Вход на данные сайты является свободным, ознакомиться с содержанием указанного Интернет-ресурса, скопировать информацию в электронном варианте, воспользоваться услугами сервиса, заполнить заявку на получение незаконных услуг может любой Интернет-пользователь. Информация на сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. В результате проверки не удалось установить администраторов(владельцев) доменных имен http://edu-diplomy.com/, http://diplomas-rooms.com/, http://diplomasvuza.com/. Незаконные приобретение и сбыт официальных документов, предоставляющих права и освобождающих от обязанностей, а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования, либо сбыт такого документа являются уголовно-наказуемыми преступлениями, посягающими на авторитет государственной власти, нарушающими установленный порядок создания, приобретения и оборота документов. В силу ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет». Основанием для включения в реестр указанных сведений является в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. На момент проверки сведения о внесении в Единый реестр и ограничении доступа к информации, размещенной на вышеуказанных страницах сайтов, отсутствуют. Нахождение в открытом доступе в сети Интернет данной информации нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве.

В судебном заседании представитель прокуратуры Черлакского района Омской области Седельцева Е.Д. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель Управления Роскомнадзора по Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Согласно представленных в суд письменных пояснений по делу, проверить содержание информации, размещенной на сайтах, указанных в административном исковом заявлении, не представилось возможным ввиду отсутствия доступа. Для обеспечения исполнения судебного решения и включения запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации в Единый реестр судебное решение должно содержать доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию, а также описание выявленной запрещенной информации. Отмечают, что не привлечение в качестве административного ответчика владельца сайта в сети Интернет не позволит гарантировать одного их принципов административного производства – состязательность и равноправие сторон при активной роли суда. В случае признания информации, размещенной на соответствующих сайтах, запрещенной к распространению на территории РФ будут нарушены права и законные интересы владельцев сайтов в сети Интернет, поскольку судебное решение о признании информации запрещенной к распространению на территории РФ не только устанавливает правовое состояние такой информации и ограничивает владельца сайта в осуществлении права на свободное распространение информации любым законным способом, но и порождает для владельца сайта обязанность по ее удалению.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Согласно ч.1ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.5ст.15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии со ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В реестр включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п.9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 N 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией или постановления судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую:

а) доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети "Интернет", содержащего запрещенную информацию;

б) описание выявленной запрещенной информации, позволяющее ее идентифицировать, включая (если имеется) ее название. К реестровой записи прикрепляется заверенная должностным лицом уполномоченного органа (в том числе квалифицированной электронной подписью) копия страницы (страниц) сайта в сети "Интернет", на которой (которых) размещена запрещенная информация;

в) информация о решении, принятом уполномоченным органом, содержание которой определено пунктом 8(1) настоящих Правил, о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в единый реестр или представленные в форме электронных документов, заверенных квалифицированной электронной подписью, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной информацией либо постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица;

г) дата и время получения информации о решении, принятом уполномоченным органом, или решения суда о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной информацией либо постановления судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица;

д) сведения о провайдере хостинга, а в случае, если это указано в информации, представленной уполномоченным органом, в постановлении судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица, или в решении суда, также сведения о владельце сайта (фамилия, имя, отчество и контактные данные физического лица либо наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица) в объеме и в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Согласно ч.1, ч.2 ст.12 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя - к специальности, направлению подготовки. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Согласно ч.1ст.9 Федерального закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

В силу статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации входит в компетенцию образовательной организации.

Согласно ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Черлакского района проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой выявлено, что на сайтах http://edu-diplomy.com/, http://diplomas-rooms.com/, http://diplomasvuza.com/ размещена информация о платных услугах по изготовлению и продаже дипломов о высшем и среднем профессиональном образовании, аттестатов о среднем (полном) общем образовании, справок об обучении в высших учебных заведениях и т.д., при этом гражданам предоставляется графические и текстовые изображения с предложением о приобретении указанных документов, тем самым осуществляется незаконная реализация дипломов и аттестатов.

Вход на данные сайты является свободным, ознакомиться с содержанием указанных Интернет-ресурса, скопировать информацию в электронном варианте, воспользоваться услугами сервиса, заполнить заявку на получение незаконных услуг может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует, что подтверждено скриншотами Интернет-сайтов вышеуказанных страниц, сделанным с рабочего компьютера с возможностью выхода в сеть «Интернет», размещенного в кабинете прокуратуры Черлакского района по адресу: Омская область Черлакский район р.п. Черлак, ул. Ленина, д. 126.

Согласно ч.6ст.10 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Незаконные приобретение и сбыт официальных документов предоставляющих права и освобождающих от обязанностей, а так же подделка удостоверения или иного официального документа предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования, либо сбыт такого документа являются уголовно-наказуемыми преступлениями, предусмотренными ст.324, 327 УК РФ.

Незаконно полученные документы об образовании без прохождения обучения могут использоваться при устройстве лиц на должности государственной и муниципальной службы, что способствует коррупции, подрывает конституционный строй, основы нравственности граждан Российской Федерации.

Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов.

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, размещенной в сети Интернет на сайтах: http://edu-diplomy.com/, http://diplomas-rooms.com/, http://diplomasvuza.com/.

На момент проверки сведения о внесении в Единый реестр и ограничении доступа к информации, размещенной на вышеуказанных страницах сайтов отсутствуют.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, подтвержденный факт размещения на страницах сайта информации, противоречащей законодательству, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания информации, размещенной на сайтах: http://edu-diplomy.com/, http://diplomas-rooms.com/, http://diplomasvuza.com/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177, п.п.1,3ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Черлакского района Омской области удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на страницах сайтов в сети Интернет доменные имена http://edu-diplomy.com/, http://diplomas-rooms.com/, http://diplomasvuza.com/ о приобретении документов об образовании без прохождения предусмотренных законодательством обучения, итоговой аттестации информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области для внесения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Черлакский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.

Судья Л.Ю. Герстнер