ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-517/2022 от 03.08.2022 Усть-коксинского районного суда (Республика Алтай)

Дело № 2а-517/2022

УИД 02RS0008-01-2022-001046-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Усть-Кокса 03 августа 2022 года

Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шатиной С.Н.,

при секретаре Клепиковой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ПАО «Россети Сибирь» в лице филиала «ГАЭС» к Усть-Коксинскому РОСП УФССП России по Республике Алтай об уменьшении размера исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

ПАО «Россети Сибирь» в лице филиала «ГАЭС» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Усть-Коксинскому РОСП УФССП России по Республике Алтай об уменьшении размера исполнительского сбора, подлежащего взысканию по постановлению судебного пристава-исполнителя Усть-Коксинского РОСП УФССП по РА от 06.07.2022 года в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ.

Административные исковые требования мотивированы тем, что ПАО «Россети Сибирь» в лице филиала «ГАЭС» является должником по исполнительному производству , возбужденному 04.05.2022 г. по исполнению решения суда по делу № 2-379/2021. 06.07.2022 г. должностным лицом Усть-Коксинского РОСП УФССП России по Республике Алтай вынесено постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере . по указанному исполнительному производству неимущественного характера и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 04.08.2022 г. 13.07.2022 г. постановление о взыскании исполнительного сбора от 06.07.2022 г. получено ПАО «Россети Сибирь» в лице филиала «ГАЭС». Вместе с тем административный истец не согласен с данным постановлением, поскольку, накладывая дополнительную штрафную санкцию, орган принудительного исполнения, не учел, что указанная сумма уменьшает бюджет филиала, заложенный на осуществление мероприятий по технологическому присоединению. В настоящее время технологическое присоединение значительно подорожало, так как в стоимость строительства включаются в том числе и затраты, связанные с оформлением взаимоотношений с собственниками земель, величина которых уже приближается к стоимости самого строительства при техприсоединении. Для осуществления техприсоединения объекта заявителя требуется денежная сумма в размере 1 180 251,32 рубля. Затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (абзац 3 часть 2 статья 23.2 Закона «Об электроэнергетике»). Порядок ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике установлен Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011г. № 1178. В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Сетевые организации рассчитывают размер выпадающих доходов сетевой организации, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям, в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям и направляют их ежегодно, до 1 ноября, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. На основании представленных сведений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с использованием метода сравнения аналогов учитывают в тарифе на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, расходы Сетевых организаций. Так, на территории Республики Алтай в 2021 году необходимо было исполнить 2 884 договора технологического присоединения льготной категории заявителей (до 150 кВт), для исполнения которых необходимый объем финансирования составил 2 489,731 млн. руб. (с НДС). Скорректированной инвестиционной программой филиала «ГАЭС» на 2021 год для исполнения обязательства по договорам льготного ТП (до 150 кВт) предусмотрено финансирование на сумму 82,36 млн. руб. (с НДС), в том числе 20,68 млн. руб. (с НДС) на погашение кредиторской задолженности, сложившейся по состоянию на 31.12.2020. По состоянию на 1 полугодие 2021 года источник финансирования был использован в полном объеме. Дефицит источников финансирования для выполнения в полном объеме обязательств филиала по договорам льготного ТП в целом по 2021 году составлял 2 328,5 млн. руб. (с НДС). По состоянию на текущую дату у филиала находится на исполнении 70 договоров ТП, по которым имеются решения судов, затраты для реализации данных договоров составляют 148,26 млн. руб., также 164 договора ТП, по которым есть предписание УФАС и прокуратуры, затраты для реализации которых составляют 178,787 млн. руб., 4 договора ТП относятся к объектам включенных в программу «Национальный проект», необходимы затраты в сумме 2,259 млн. руб., 9 договоров ТП, относящихся к категории «Ведение бизнеса», необходимы затраты в сумме 3,62 млн. руб. Возможность исполнения данных договоров отсутствует в виду полного освоения источника финансирования выделенного в рамках инвестиционной программы на 2021 год. Источник финансирования, доведенный на 2021 год органом тарифного регулирования, составил 8 млн. руб. С учётом пересмотра тарифов на услуги по передаче электрической энергии с 01.07.2021 года, в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 27.10.2020 № пр-1792 «Об установления единых тарифов в Алтайском крае и Республике Алтай», из НВВ филиала изъято 150 млн. руб. Решения Комитета по тарифам Республики Алтай обжалуются в данной части ежегодно, однако необходимое финансирование так и не доводится, а размер доведенного финансирования является недостаточным для исполнения мероприятий по всем заключенным договорам (при тарифном регулировании на 2020 г. Комитетом по Тарифам Республики Алтай признаны экономически обоснованными выпадающие доходы заявителей льготной категории в размере 47,9 млн. руб., при этом в НВВ филиала данные расходы не включены, в связи с распределением расходов в целях сглаживания тарифов на последующие периоды, в 2021 г. - признаны в объеме 85,5 млн. руб., включены в размере 8,5 млн. руб., в 2022 г. - признаны в объеме 103,7 млн. руб., включены в размере 35,3 млн. руб.). Привлечение заемных средств на финансирование мероприятий по исполнению договоров технологического присоединения приводит к росту затрат на обслуживание долга, что является дополнительной нагрузкой на тариф, при этом источник для погашения кредитных средств, с учетом сложившейся практики тарифного регулирования, также не предвидится. В соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике», Правилами № 861, для энергопринимающих устройств, чья мощность не превышает 150 кВт, установлен особый режим оплаты услуг за технологические присоединение, в соответствии с которым, затраты сетевой организации на строительство электросетевых объектов включаются в тариф на передачу электрической энергии. Заявитель оплачивает стоимость составления договора, технических условий, так называемые операционные затраты. Невозможность исполнения мероприятий по технологическому присоединению, где требуются затраты на строительство объектов электросетевого хозяйства, в связи с отсутствием возможности включения в тариф затрат на осуществление присоединения, и следовательно, отсутствием источника финансирования возникла с 2018 г. по причине принятия государственных программ, направленных на упрощение предоставления земельных участков гражданам за пределами населенных пунктов, в том числе, развитие территорий, сельского хозяйства и т.п. по филиалу ПАО «Россети Сибирь» - «ГАЭС». Сетевая организация систематически для разрешения возникшего вопроса обращалась в Правительство Республики Алтай (письма исх. № 1/01/2383-исх. от 22.04.2020 г., исх. № 1.11/1/1968 - исх. от 02.08.2021 г., исх. № 1.11/01/169 от 24.03.2022 г., протокол совещания по вопросам технологического присоединения к электрическим сетям заявителей мощностью до 150 кВт от 19.05.2020 г.), также в прокуратуру Республики Алтай, по результатам рассмотрения обращения прокуратурой Республики Алтай Правительству Республики Алтай направлено информационное письмо № 7-21-2020 от 27.10.2020 г. Правительство Республики Алтай, в свою очередь, в связи с невозможностью роста тарифа направляло письмо в Правительство Российской Федерации исх. № 7551 от 27.11.2020 г., исх. № 76 от 03.03.2021 г., б/н, в Министерство энергетики РФ исх. № 4547 от 13.07.2020 г. Кроме того, филиал «ГАЭС» обращался непосредственно в адрес юридического лица по вопросу увеличения затрат и источников финансирования льготного ТП (исх. № 1.11/646- фил-пер от 06.08.2021), однако в дополнительном источнике финансирования ИПР на 2021 год Сетевой организации было отказано. Так, из поступивших в 2021 заявок на ТП (2418), заключено договоров 1867, в том числе с капитальными затратами - 1118, из них исполнено только 333. Сначала 2022 и на текущую дату подано 862 заявки на ТП, заключено 510 договоров, из них исполнено 48. При этом финансовое состояние Общества зависит на прямую от исполнения финансовых обязательств государства в рамках инвестиционной программы и несении дополнительных необоснованных расходов в связи с ростом дебиторской задолженности. Установленный законодательством механизм возмещения затрат сетевой организацией на техническое присоединение не предусматривает возможности авансирования данных работ, соответствующие затраты включаются в тариф на услуги по передаче электроэнергии. В настоящее время филиал «ГАЭС» несет убытки от осуществления деятельности по техприсоединению, удовлетворение заявок всех потребителей в установленный законом срок становится экономически не выполнимым, поскольку доход, полученный сетевой организацией при оплате договора льготной категории заявителей, в размере 550 руб. при строительстве электрообъектов значительно вышеуказанной стоимости и не позволяет покрыть фактические расходы сетевой организации. Таким образом, главной причиной, свидетельствующей о невозможности исполнения решения суда, послужило тяжелое финансовое положение филиала общества, отсутствие доходов по статье тех. присоединения и недостаточность финансирования инвестиционной программы, потому целесообразно уменьшить исполнительский сбор.

Представитель административного истца Куранаков Д.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявлял.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявлял.

На основании ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие надлежаще извещённых участников процесса.

Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований.

В силу ч. 1 ст. 64 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

На основании п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника исполнительский сбор. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч.ч. 1, 2, 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ).

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», относительно взыскания исполнительского сбора, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если он принял все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В судебном заседании установлено, что решением Усть-Коксинского районного суда Республики Алтай от 19.10.2021 г. ПАО «Россети Сибирь» возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда выполнить мероприятия по технологическому присоединению электроустановки, расположенной по адресу: Россия, , участок находится примерно в 0,5 км по направлению на юг от ориентира , с. Ак-Коба, кадастровый номер земельного участка . Взысканы с ПАО «Россети Сибирь» в пользу ФИО1 неустойка по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме копеек, расходы по оплате юридических услуг в сумме рублей, неустойка по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического исполнения обязательства в размере копеек за каждый день просрочки, в случае неисполнения ответчиком ПАО «Россети Сибирь» судебного акта, принятого по результатам рассмотрения настоящего дела, судебная неустойка за неисполнение решения суда в части осуществления технологического присоединения в размере 100 рублей в день, начиная со дня, следующего за днем окончания установленного срока исполнения по данному судебному решению, по день фактического исполнения решения суда.

04.05.2022 г. Усть-Коксинским РОСП УФССП России по Республике Алтай возбуждено исполнительное производство в отношении ПАО «Россети Сибирь» на основании исполнительного листа ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Усть-Коксинским районным судом Республики Алтай по исполнению решения суда от 19.10.2021 г. по делу № 2-379/2021.

06.07.2022 г. ввиду неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения, начальником Усть-Коксинского РОСП УФССП России по Республике Алтай вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в сумме .

Согласно обращениям ПАО «Россети Сибирь» в лице филиала «ГАЭС», приложенным к административному исковому заявлению, в бюджете филиала на 2022 г. денежные средства на оплату штрафных санкций отсутствуют.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования и уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть, до 37500 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ПАО «Россети Сибирь» в лице филиала «ГАЭС» к Усть-Коксинскому районному отделению судебных приставов УФССП России по Республике Алтай об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить.

Уменьшить размер исполнительского сбора, установленного в отношении должника ПАО «Россети Сибирь» в лице филиала «ГАЭС» постановлением начальника Усть-Коксинского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай от 06.07.2022 г. по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ, с рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.Н. Шатина

Мотивированное решение суда изготовлено 04 августа 2022 года.