ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5181/2022 от 31.08.2022 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

КОПИЯДело *** УИД-*** Мотивированное решение изготовлено 31.08.2022Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

17 августа 2022 года г. Екатеринбург

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Шимковой Е.А., при помощнике судьи Ксинтарис Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г.Екатеринбурга к Кувалдину Сергею Николаевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кувалдину С.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций. В обоснование исковых требований указано, что Кувалдин С.Н. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика. Налоговым органом установлено, что Кувалдин С.Н. состоял на учете в качестве плательщика страховых взносов категории – адвокаты. Следовательно, ответчик обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. Налоговый орган исчислил в отношении Кувалдина С.Н. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года за 2020 года в размере 700 рублей 70 копеек. В связи с неисполнением обязанности по оплате страховых взносов Кувалдину С.Н. начислены пени за 2020 год в размере 1 рубль 41 копейка. Обязанность по уплате пени в установленный срок не исполнена, в связи с чем у ответчика образовалась задолженность. Обязанность по уплате пени в установленный срок также не исполнена, в связи с чем у ответчика образовалась задолженность. В соответствии со ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщику направлено требование об уплате налогов и пени от 13 июля 2021 года *** со сроком добровольной оплаты до 05 августа 2021 года. В установленные сроки налогоплательщик не исполнил обязанности по уплате в бюджеты задолженностей. В связи с чем, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка *** Кировского судебного района с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности с Кувалдина С.Н. Мировым судьей судебного участка №8 Кировского судебного района 23 марта 2022 года вынесен судебный приказ №***. Поскольку от Кувалдина С.Н. 30 марта 2022 года поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, судебный приказ *** определением от 31 марта 2022 года отменен.

На основании изложенного просит: взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года за налоговый период 2020 год в размере 700 рублей 70 копеек, пени в размере 1 рубль 41 копейка.

Решение суда, принятое в порядке упрощенного (письменного) производства 30.06.2022, было отменено, производство по делу возобновлено в общем порядке.

Стороны в суд не явились, извещены надлежащим образом.

Административный ответчик ранее представлял отзыв на административное исковое заявление, согласно которому считает требования административного истца необоснованными, на основании следующего. Истек шестимесячный срок для обращения в суд, поскольку истец обратился в суд за выдачей судебного приказа 07 февраля 2022 года по требованиям за 2017-2019 года. Также указывает, что решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 01 марта 2022 года отказано в удовлетворении требования по земельному налогу в размере 1 364 рубля за 2019 год. Кроме того указывает, что исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, в связи с чем, после истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению. Истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административного спора, поскольку истец не представил доказательств направления требования *** от 15 июня 2021 года по земельному налогу в размере 1364 рубля и 145 рублей за 2019 год, а также требования *** от 13 октября 2021 года по пени на сумму 10 487 рублей 44 копейки. Личный кабинет ответчиком не открывался, что подтверждается апелляционным определением судебной коллегии по административным делам от 01 октября 2020 года по делу ***. На основании изложенного просил отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

В судебное заседание ответчиком также представлен письменный отзыв аналогичного содержания. Просит отказать в удовлетворении иска.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, а также дело ***, иные представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Административным истцом заявлено требование о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год.

В соответствии с п. 1-4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

С 01 января 2017 года в соответствии с ч. 2 ст. 4 и ст. 5 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, с 01 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

1)лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2)индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Расчетным периодом в отношении уплаты страховых взносов признается календарный год (пункт 1 статьи 423 Налогового кодекса РФ).

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (пункт 1 статьи 432 Налогового кодекса РФ).

Из п. 2 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5 статьи 432 НК РФ).

Положениями главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации основания для освобождения от уплаты страховых взносов ввиду отсутствия доходов от предпринимательской деятельности не предусмотрены.

Как следует из материалов дела, ФИО1 состоял на учете в качестве плательщика страховых взносов категории - адвокаты.

Налоговым органом выявлена недоимка по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года за 2020 год. Поскольку своевременно сумма страховых взносов не уплачена, ответчику начислены пени в размере 700 рублей 70 копеек.

Согласно абз. 3 п.1, п. 8 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Согласно ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. на 2020 год) требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.

Согласно ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. на 2020 год) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В связи с неоплатой задолженности административному ответчику выставлено требование *** от 13 июля 2021 года со сроком оплаты до 05 августа 2021 года.

Согласно материалам дела, требование направлено ответчику не почтой России (передано в БОД на исполнение).

В силу ст. 11 НК РФ личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом (п.1).

Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п.2).

Административным ответчиком указано, что им личный кабинет не открывался, что подтверждается апелляционным определением судебной коллегии по административным делам от 01 октября 2020 года по делу ***а-***.

В силу ч.2 ст. 64 КАС РФ указанный факт не подлежит оспариванию в данном деле, поскольку, в нем участвует налоговый орган и тот же ответчик.

Указанным судебным актом установлено, что из материалов дела не следует, что ФИО1 лично либо через представителя обращался в налоговый орган с заявлением о доступе к личному кабинету налогоплательщика, получил регистрационную карту для использования личного кабинета налогоплательщика, в которой указаны логин и первично присвоенный налогоплательщику пароль, затем произвел смену первичного пароля в течение одного календарного месяца с даты регистрации и осуществлял вход в личный кабинет в соответствии с Приказом ФНС России от 30 июня 2015 года № *** Доказательств выдачи налогоплательщику регистрационной карты, равно как сведений о дате первичной регистрации ФИО1 в личном кабинете налогоплательщика, налоговым органом в суд не представлено. Ссылка административного истца на регистрацию заявления ФИО1 о подключении к личному кабинету налогоплательщика 28 июня 2016 года ничем не подтверждена. Более того, как следует из ответа МИФНС России *** по Свердловской области от 18 сентября 2020 года ***, полученного по запросу судебной коллегии, учетная запись пользователя ФИО1 аннулирована по причине ошибочной регистрации уполномоченным сотрудником налогового органа. Также данный ответ содержит сведения о том, что у налогоплательщика отсутствовал доступ к интернет-сервису ФНС России «Личный кабинет физических лиц» в 2017, 2018 годах, поскольку пользователь не сменил первичный пароль. Административный ответчик отрицал факт обращения с заявлением об открытии личного кабинета. Административным истцом данные доводы не опровергнуты, допустимых и достоверных доказательств открытия личного кабинета (заявление налогоплательщика, регистрационная карта) не представлено.

По настоящему делу административным истцом – налоговым органом – также не представлено надлежащих доказательств того, что на момент направления требования об уплате налога от 13 июля 2021 года ФИО1 открыт «личный кабинет налогоплательщика» по его заявлению, что он получил регистрационную карту, сменил первичный пароль в личном кабинете налогоплательщика.

Доказательств того, что указанное требование направлялось ответчику иным способом, установленным ст. ст. 69 70 НК РФ, истец суду также не представил.

Таким образом, административным истцом не представлено суду доказательств направления/получения ответчиком требований об уплате налога и пени.

Согласно ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Поскольку на момент рассмотрения административного дела в рассматриваемом споре предметом взыскания является неисполнение налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога за один налоговый период с одним сроком уплаты налога, то в данном случае положения абзаца ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации не могут быть применены, соответственно подлежит применению общий шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования.

Таким образом, последним днем для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа является 05 февраля 2022 года, с учетом шестимесячного срока с даты добровольного исполнения (05 августа 2021 года), указанной в требовании, направленном в адрес административного ответчика.

Административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по обязательным платежам и санкциям 21 марта 2022 года, то есть за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации.

23 марта 2022 года мировым судьей судебного участка *** Кировского судебного района вынесен судебный приказ *** о взыскании с ФИО1 задолженности по обязательным платежам и санкциям. 31 марта 2022 года мировым судьей судебного участка *** Кировского судебного района вынесенный судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений от ФИО1 В связи с чем, на основании ст.ст. 45 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации инспекция обратилась в суд.

Таким образом, последним днем для обращения с административным исковым заявлением в суд является 30 сентября 2022 года. Административное исковое заявление подано административным истцом 22 апреля 2022 года, то есть в течение установленного Налоговым кодексом Российской Федерации срока для обращения в суд.

В связи с указанным, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен срок обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, указанный в ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также не соблюден досудебный порядок принудительного взыскания задолженности, однако, утрачена такая возможность, поскольку, в силу п. 1 ст. 70 НК РФ (в редакции на 2020 год) требование должно быть направлено в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки – в данном случае, учитывая, что требование *** сформировано по состоянию на 13.07.2021, и общая сумма недоимки по нему у ответчика (адвокат=физическое лицо) составляет более 500 руб., следовательно, срок направления требования истек 13.10.2021.

Общий срок, в течение которого инспекция может взыскать недоимку, состоит из совокупности сроков: направления требования об уплате налога, добровольного исполнения требования, взыскания недоимки за счет денег или имущества, обращения инспекции в суд (п. п. 2, 3, 5, 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47, п. 4 ст. 69, п. п. 1, 2 ст. 70 НК РФ).

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года ***-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

Налоговый кодекс Российской Федерации течение срока обращения в суд связывает исключительно с датой исполнения требования и датой отмены судебного приказа. Суд учитывает, что в деятельности налоговой инспекции должно быть преобладающим абсолютное и неукоснительное соблюдение установленных сроков, восстановление которых не может быть исключено, но только в крайне редких ситуациях и с учетом совокупности всех обстоятельств дела. С учетом длительности пропуска срока на обращение в суд, отсутствия каких-либо законных оснований для восстановления срока, установленного ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований к ФИО1

Иск не подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227, 175-186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья /подпись/ Е.А. Шимкова