Дело № 2а-518/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2021 года г. Бикин Хабаровского края
Бикинский городской суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Добродеевой Л.И.,
при секретаре Черменевой ФИО19
с участием:
заместителя Бикинского городского прокурора Иванова ФИО20
административного истца – ФИО21 О.Н.,
представителя административного ответчика – председателя территориальной избирательной комиссии <адрес>ФИО22 Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО23 Олега Николаевича к избирательной комиссии <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии Бикинского муниципального района <адрес> от <дата>№ «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Бикинского муниципального района <адрес>ФИО24 Олега Николаевича», возложении обязанности на избирательную комиссию <адрес> муниципального района <адрес> зарегистрировать ФИО25 Олега Николаевича в качестве кандидата на должность главы Бикинского муниципального района <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
ФИО26 О.Н. обратился в Бикинский городской суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии Бикинского муниципального района <адрес> от <дата>№ «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Бикинского муниципального района <адрес>ФИО27 Олега Николаевича», возложении обязанности на избирательную комиссию Бикинского муниципального района <адрес> зарегистрировать ФИО28 Олега Николаевича в качестве кандидата на должность главы Бикинского муниципального района <адрес>.
В обоснование заявленных требований указав, что решением Собрания депутатов Бикинского муниципального района <адрес>№ от <дата> назначены выборы главы Бикинского муниципального района <адрес>. Постановлением избирательной комиссии <адрес>№ от <дата> сформирована избирательная комиссия <адрес>. Постановлением избирательной комиссии <адрес>№ от <дата> председателем избирательной комиссии <адрес> назначена ФИО29 Е.А. <дата> административным истцом в избирательную комиссию Бикинского муниципального района представлены документы для выдвижения кандидатом на должность главы <адрес> муниципального района <адрес>. <дата> в избирательную комиссию Бикинского муниципального района представлены документы для регистрации кандидатом, в том числе подписные листы с подписями избирателей в количестве 89 штук. В соответствии с постановлением избирательной комиссии Бикинского муниципального района от <дата>№ для кандидата на должность главы <адрес> муниципального района в поддержку кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 81 и не более 89. <дата> принято постановление избирательной комиссии <адрес> муниципального района «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы <адрес> муниципального района ФИО31 Олега Николаевича». Количество действительных подписей, представленных ФИО30 О.Н., составило 77 штук. Между тем, не могут быть признаны недействительными 2 подписи избирателей, где имеются помарки, которые не относятся к исправлениям и не препятствуют однозначному толкованию сведений, расположенными на 13 и 18 листах в строках 65 и 88 соответственно. Также не могут быть признаны недействительными 5 подписей избирателей, где имеются сведения об адресе места жительства, по которому гражданин зарегистрирован: листы 2, 11, 12, 17, 18, строки 6, 52, 60, 83, 89 соответственно. Не могут быть признаны недействительными 4 подписи на основании, по мнению членов избирательной комиссии, неразборчивого почерка избирателей: листы 1, 5, 13, 15, строки 4, 25, 64, 75 соответственно. Не может быть признана недействительной 1 подпись избирателя, расположенная на 14 листе строка 69, поскольку паспорт гражданина является действующим и гражданин осуществляет по нему юридически значимые действия.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования по доводам, указанным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что имеет место быть человеческий фактор в том, что люди описались в номерах паспорта или описались в дате, однако, всё читаемо. Кроме того, настаивал на том, что адрес места жительства избиратели в подписных листах указывали согласно того места, где они непосредственно проживают и имеют регистрацию по месту пребывания, поскольку он не знал о том, что обязательно необходимо было вносить сведения о месте жительства, которые отражены в паспорте гражданина.
В судебном заседании представитель административного ответчика – председатель территориальной избирательной комиссии <адрес>ФИО32 Е.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, предоставив письменный отзыв, согласно которого Решением Собрания депутатов <адрес> муниципального района <адрес> от <дата>№ назначены выборы главы <адрес> муниципального района <адрес>. Решение Собрания депутатов опубликовано в газете «<данные изъяты> вестник» от <дата>. Руководствуясь пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от <дата> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 9 статьи 26 Избирательного кодекса <адрес>, на основании постановления Избирательной комиссии <адрес> от <дата>№ полномочия избирательной комиссии <адрес> муниципального района <адрес> возложены на территориальную избирательную комиссию <адрес>. Согласно части 10 статьи 42 Избирательного кодекса <адрес> выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования может производиться в течение 20 дней после дня официального опубликования (обнародования) решения о назначении выборов. <дата>ФИО33 ФИО2, представил в избирательную комиссию Бикинского муниципального района <адрес> следующие документы: заявление о согласии баллотироваться; копия паспорта; копия документа, подтверждающего указанные в заявлении сведения о профессиональном образовании кандидата; копия трудовой книжки с указанием сведений о месте работы; сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах. В силу положений части 1 статьи 48 Избирательного кодекса <адрес>, не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени документы для регистрации кандидата должны быть представлены в соответствующую избирательную комиссию. <дата>ФИО34 ФИО2 представил следующие документы для регистрации кандидата: подписные листы с подписями избирателей, собранные в поддержку в поддержку выдвижения кандидата в количестве 89 шт.; протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде; сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию; первый финансовый отчет; выписка о состоянии счета, заверенная филиалом ПАО Сбербанк России; письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами; уведомление о реквизитах открытого специального избирательного счета; биографические данные кандидата; фотографии 3x4 (2 шт.), 9x12 (1 шт.). На основании частей 2, 3 статьи 49 Избирательного кодекса <адрес>, согласно постановления избирательной комиссии <адрес> муниципального района от <дата>№ была создана рабочая группа по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами в избирательную комиссию Бикинского муниципального района <адрес> при проведении выборов главы Бикинского муниципального района, дополнительных выборов депутата Собрания депутатов Бикинского муниципального района по одномандатным избирательным округам №№, 14. По результатам проверки было установлено, что кандидат ФИО35 О.Н. в заявлении о намерении баллотироваться не указал в наименовании избирательной комиссии полное наименование муниципального образования, в адресе места жительства не указал наименование района, в сведениях об образовании не указал год окончания учебного заведения, наименование документа об образовании и о квалификации, его серию и номер, дату выдачи. В соответствии с частью 2.8 статьи 49 Избирательного кодекса <адрес>, на основании постановления избирательной комиссии Бикинского муниципального района от <дата>№, избирательная комиссия известила ФИО56 О.Н. о выявленных недостатках в представленных документах для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, вручив извещение лично. Кандидат ФИО36 О.Н. устранил указанные недостатки <дата>. Кроме того, ФИО57 О.Н. не были представлены: сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей в отношении кандидата; сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей в отношении супруги кандидата; сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного" характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей в отношении дочери кандидата; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка в отношении кандидата; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка в отношении супруги кандидата; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка в отношении дочери кандидата. По результатам проверки представленных подписей в поддержку выдвижения кандидата было признаны недействительными 12 подписей избирателей. В соответствии с частями 3, 13 статьи 47 Избирательного кодекса <адрес> постановлением избирательной комиссии <адрес> муниципального района от <дата>№ было определено, что количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов на выборах главы <адрес> муниципального района, составляет 81. Также было установлено максимальное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата в избирательную комиссию - 89. В соответствии с ч. 4 статьи 49 Избирательного кодекса <адрес>, если необходимое для регистрации количество подписей не превышает пятисот подписей, проверке подлежат все подписи. Согласно методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на выборах в органы местного самоуправления, утвержденных постановлением Избирательной комиссией <адрес> от <дата>№, проверке подлежат все подписи избирателей, отобранные для проверки. Проверяются все сведения об избирателях, внесенные в подписной лист, а также сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей и лицах, заверявших подписной лист. По результатам проверки подпись может быть признана недостоверной и (или) недействительной членом Рабочей группы (членом избирательной комиссии) самостоятельно, и (или) на основании заключения эксперта, и (или) на основании справки уполномоченного органа. Подпись признается недействительной проверяющим самостоятельно в случае несоблюдения формы подписного листа либо порядка его заполнения (неполнота сведений об избирателе, лице, осуществлявшем сбор подписей, отсутствие установленных Кодексом сведений о кандидате, за исключением случая указания адреса места жительства при отсутствии его отдельных реквизитов, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства). В ряде случаев подпись признается проверяющим недостоверной и (или) недействительной только на основании заключения эксперта либо справки уполномоченного органа. В соответствии с частью 16 статьи 49 Кодекса результаты проверки подписных листов вносятся в ведомость проверки подписных листов, в которой указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которой содержится каждая из таких подписей. Для удобства и быстроты заполнения ведомостей проверки основания признания подписей недостоверными и (или) недействительными могут указываться в виде кодов нарушений. По окончании проверки подписных листов по каждому из кандидатов составляется итоговый протокол. Итоговый протокол проверки подписных листов формируется на основании информации, содержащейся в ведомостях проверки. В соответствии с частью 4 статьи 49 Кодекса при проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица. ФИО1 был приглашен и присутствовал на заседании Рабочей группы 4 августа в 10 часов 00 минут, на которой был принят протокол проверки подписных листов, представленных кандидатом ФИО1.
По результатам проверки подписных листов Рабочей группой было установлено следующее.
- 10 подписей по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 9 статьи 49 Кодекса;
- 2 подписи по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 9 статьи 49 Кодекса.
В соответствии с требования пункта 24 статьи 38 Федерального закона, пунктами 3, 6 части 9 статьи 49, а также согласно итоговому протоколу проверки подписных листов ФИО1 недействительными (недостоверными) признаны 12 (двенадцать) подписей избирателей. Таким образом, действительными было признано 77 подписей, что в силу пункта 24 статьи 38 Федерального закона и пункта 5 части 8.1 статьи 50 Кодекса является недостаточными для регистрации кандидата и влечет отказ в регистрации. Итоговый протокол проверки подписных листов был вручен кандидату лично <дата> в 10 часов 00 минут. Избирательной комиссией Бикинского муниципального района в соответствии с пунктом 24 статьи 38 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 5 части 8.1 статьи 50 Избирательного кодекса обоснованно отказано ФИО37 О.Н. в регистрации кандидатом на должность главы Бикинского муниципального района <адрес>.
Суд, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, заключение заместителя Бикинского городского прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 3 Федерального конституционного закона от <дата> N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о референдуме составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный конституционный закон, другие федеральные конституционные законы, федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, другие федеральные законы.
Порядок и сроки назначения референдума устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом. Порядок и сроки подготовки и проведения референдума устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принимаемыми в пределах ее полномочий, установленных настоящим Федеральным конституционным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
Согласно ч.2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В силу ч.1 ст. 1 Избирательного кодекса <адрес> от <дата> N 154 выборы глав муниципальных образований проводятся на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона от <дата> N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", других федеральных законов, <адрес>, настоящего кодекса и других краевых законов, уставов муниципальных образований, иных нормативных правовых актов о выборах.
В соответствии со ст. 24 Федерального конституционного закона от <дата> N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" подготовку и проведение референдума, обеспечение реализации и защиты права на участие в референдуме осуществляют избирательные комиссии, созданные и действующие на постоянной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, а также специальные территориальные комиссии референдума и участковые комиссии референдума.
В силу п.3 ч.2 ст. 24 данного Федерального конституционного закона систему комиссий референдума составляют, в частности, территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, в качестве территориальных избирательных комиссий (далее - территориальные комиссии), а также специальные территориальные комиссии референдума (далее - специальные территориальные комиссии) в случае их сформирования.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, постановлением избирательной комиссии <адрес>№ от <дата> сформирована территориальная избирательная комиссия <адрес>.
Постановлением избирательной комиссии <адрес>№ от <дата>ФИО38 Е.А. назначена председателем территориальной избирательной комиссии <адрес>, член территориальной избирательной комиссии <адрес> с правом решающего голоса.
Решением собрания депутатов Бикинского муниципального района <адрес>№ от <дата> назначены выборы главы Бикинского муниципального района <адрес> на <дата>.
В силу ч.10 ст. 42 Избирательного кодекса <адрес> от <дата> N 154 выдвижение кандидата на должность главы муниципального образования может производиться в течение 20 дней после дня официального опубликования (обнародования) решения о назначении выборов.
<дата>ФИО1 в территориальную избирательную комиссию <адрес> было подано заявление с приложением необходимых документов о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы Бикинского муниципального района <адрес> в порядке самовыдвижения.
В соответствии с ч.1 ст. 43 Избирательного кодекса <адрес> от <дата> N 154 самовыдвижение кандидатов на выборах в Думу, органы местного самоуправления производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов на выборах в Думу, органы местного самоуправления, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов на выборах в Думу, органы местного самоуправления в соответствии со статьями 45.1, 46, 47 настоящего кодекса.
Статьей 48 названного Кодекса предусмотрен перечень избирательных документов для регистрации кандидатов, списков кандидатов, в частности, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с п. 9 ч.2 ст. 4 Федерального конституционного закона от <дата> N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" подписной лист - лист, который предназначен для сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума.
Постановлением избирательной комиссии <адрес> муниципального района <адрес>№ от <дата> на основании п. 1.1 ч.1 ст. 46 Избирательного кодекса <адрес>, утвержден образец заполнения подписного листа на выборах главы Бикинского муниципального района <адрес>.
В соответствии с ч. 3, 13 ст. 47 Избирательного кодекса <адрес> постановлением избирательной комиссии Бикинского муниципального района от <дата>№ определено, что количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов на выборах главы Бикинского муниципального района, составляет 81. Максимальное количество подписей избирателей – 89.
Постановлением избирательной комиссии <адрес> муниципального района <адрес>№ от <дата> в соответствии с ч. 4 ст. 49 Избирательного кодекса <адрес> установлено, что при проведении выборов главы <адрес> муниципального района <адрес> проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, представленные для регистрации кандидата на должность главы Бикинского муниципального района <адрес>, выдвинутого в порядке самовыдвижения или избирательным объединением.
Порядок сбора подписей установлен статьей 47 Избирательного кодекса <адрес>, в частности, в силу пункта 2 данной статьи подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов.
Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в пункте 4 статьи 2 настоящего кодекса реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Если избиратель является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов (п.7 названной статьи).
Статьей 49 Избирательного кодекса <адрес> регламентирован порядок проверки избирательными комиссиями достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями.
В силу ч.3 ст. 49 Избирательного кодекса <адрес> соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах в орган государственной власти края, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района используется ГАС "Выборы" - Государственная автоматизированная система Российской Федерации, включая регистр избирателей. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии края может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей (ч. 3.1 ст. 49 Избирательного кодекса <адрес>).
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (ч.5 ст. 49 Избирательного кодекса <адрес>).
В силу ч. 9 ст. 49 Избирательного кодекса <адрес> недействительными признаются, в частности, подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 3 настоящей статьи (пункт 3); подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 3 настоящей статьи (пункт 6).
<дата> кандидатом ФИО1 в территориальную избирательную комиссию <адрес> среди прочих документов предоставлена папка с подписными листами в количестве 18 листов и 89 подписей.
Рабочей группой по приему и проверке избирательных документов была проведена проверка подлинности подписей в подписных листах и их соответствие правоустанавливающим документам избирателей, с применением системы ГАС «Выборы».
В связи с тем, что рабочей группой были выявлены сведения, указанные в подписных листах, подвергшиеся сомнению, в ОМВД России по <адрес> был направлен запрос о предоставлении сведений в форме таблицы, в которой после проведения проверки отделом ОВМ ОМВД России по <адрес> были установлены несоответствия паспортов, указанных избирателями в подписных листах с их действующими паспортами. Так, установлено несоответствие номера и серии паспорта у следующих избирателях: ФИО39 Ю.А., ФИО40 П.Г., ФИО41 А.В., ФИО42 Е.М..
Данные несоответствия также подтверждаются сообщением ОМВД России по <адрес>, предоставленным по запросу суда <дата> путем сверения в судебном заседании с подлинниками подписных листов.
Кроме того, в таблице указано на наличие не соответствия адреса места жительства избирателей, таких как: ФИО43 Е.М., ФИО44 В.В., ФИО45 К.О., ФИО46 Т.Н., ФИО47 В.В., поскольку данные лица в подписных листах указали регистрацию по месту жительства и фактическое место проживания.
Между тем, в силу п.2 ч.2 ст. 4 Федерального конституционного закон от <дата> N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и который содержится в отметке о регистрации гражданина по месту жительства в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.
Кроме этого, территориальной избирательной комиссией Бикинского муниципального района <адрес> в подписных листах выявлены исправления, которые не были специально оговорена избирателями, такими как: ФИО48 Б.М., ФИО49 Е.Е., что в силу п. 6 ч.9 ст. 49 Избирательного кодекса <адрес> дает основание для признания данных подписей недействительными.
ОМВД России по <адрес><дата> сообщило в территориальную избирательную комиссию (в той же таблице) о том, что паспорт избирателя гражданки Российской Федерации ФИО3 объявлен недействительным в связи с заявлением лица.
Таким образом, из 89 подписей, представленных кандидатом ФИО1 признаны недействительными 12 подписей.
С учетом изложенного, избирательная комиссия Бикинского муниципального района <адрес> пришла к выводу, что кандидатом ФИО1 представлено 77 действительных подписей избирателей, что является недостаточным для регистрации кандидата, в связи с чем, <дата> было вынесено постановление № «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Бикинского муниципального района <адрес> «ФИО1».
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено и подтверждено подлинниками подписных листов о том, что 11 подписей избирателей были внесены в подписные листы с нарушениями действующего законодательства, в связи с чем, обоснованно признаны территориальной избирательной комиссией <адрес> недействительными.
Что касается того факта, что паспорт избирателя гражданки Российской Федерации ФИО51 Т.П. объявлен недействительным в связи с заявлением лица, судом установлено следующее.
По запросу суда ОМВД России по <адрес><дата> сообщило, что <дата> гражданка ФИО52 Т.П. обратилась в ОВМ ОМВД России по <адрес> посредством Единого портала предоставления государственных услуг с заявлением о замене паспорта по непригодности к использованию. Данное заявление <дата> сотрудником отделения по вопросам миграции было внесено в ППО «Территория» для дальнейшего проведения проверок и изготовления паспорта. <дата> гражданке ФИО17 было направлено приглашение на сверку документов и дальнейшее изготовление паспорта. В связи с неявкой последней, дело о выдаче паспорта было приостановлено по п. 4.7 Приказа МВД России № от <дата>, а впоследствии <дата> было прекращено в связи с тем, что после приглашения истек установленный законом срок, о чем гражданке ФИО17 было направлено сообщение посредством ЕПГУ. В связи с техническим сбоем ППО «Территория» дело о выдаче паспорта по истечении 30 дневного срока автоматически не прекратилось, и паспорт гражданки ФИО17 оставался недействительным. Проведя дополнительную проверку, было установлено, что дело о выдаче паспорта находится в статусе «Открыто», после отмены дела ручным способом, паспорт, выданный на имя гражданки ФИО17, получил статус «Действительный».
Однако, наличие технической ошибки в ППО «Территория» отдела ОВМ ОМВД России по <адрес> не свидетельствует о незаконности постановления избирательной комиссии <адрес> муниципального района <адрес> от <дата>№ «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Бикинского муниципального района <адрес>ФИО53 Олега Николаевича», поскольку данная ошибка не приведет к достижению необходимого количества подписей избирателей, которое постановлением избирательной комиссии Бикинского муниципального района от <дата>№ определено, что в количестве 81, в то время, как комиссией признаны действительными 77 подписей избирателей.
Таким образом, судом не выявлено нарушений при издании постановления территориальной избирательной комиссией <адрес> от <дата>№ «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы <адрес> муниципального района <адрес>ФИО1», а потому оно не может быть признано незаконным, а требования ФИО1 не подлежат удволетворению.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 244, 298 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО54 Олега Николаевича к избирательной комиссии <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии <адрес> муниципального района <адрес> от <дата>№ «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Бикинского муниципального района <адрес>ФИО55 Олега Николаевича», возложить обязанность на избирательную комиссии Бикинского муниципального района <адрес> зарегистрировать ФИО1 в качестве кандидата на должность главы Бикинского муниципального района <адрес> отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение пяти дней со дня изготовления мотивированного решения, через Бикинский городской суд <адрес>.
Судья подпись Л.И. Добродеева
Мотивированное решение изготовлено <дата>
Копия верна:
Судья Л.И. Добродеева