ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-518/2022 от 07.07.2022 Валдайского районного суда (Новгородская область)

Дело № 2а – 518/2022 (УИД 53RS0003-01-2022-000717-52)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 июля 2022 года г. Валдай

Валдайский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи И.А. Носовой,

при секретаре Я.М. Бикмансуровой,

с участием прокурора – помощника прокурора Валдайского района Новгородской области С.К. Башмаковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Валдайского района Новгородской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,

у с т а н о в и л:

прокурор Валдайского района Новгородской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на страницах, имеющих указатели: https://ys.pharmsport7.com/pharma/stanozolol/, https://slabakam.net/index.php/oralnye-as/stanozolol-sigma, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. В обоснование административного иска указано, что на указанных страницах размещена информация о реализации дистанционным способом (посредством интернет – магазина) андрогенно-анаболических стероидов, содержащих «станозолол», который является веществом, включенным в список сильнодействующих веществ, за незаконный оборот которого наступает уголовная ответственность по ст. 234 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора Валдайского района Новгородской области Башмакова С.К. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Новгородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

Выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 771 «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию РФ» ввозить лекарственные средства на территорию Российской Федерации могут юридические лица: организации – производители лекарственных средств – для целей собственного производства лекарственных средств; организации оптовой торговли лекарственными средствами; иностранные разработчики лекарственных средств и иностранные производители лекарственных средств или другие юридические лица по поручению разработчика лекарственного средства – для проведения клинических исследований лекарственного препарата, осуществления государственной регистрации лекарственного препарата, включения фармацевтической субстанции в государственный реестр лекарственных средств и контроля качества лекарственных средств при наличии разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации на ввоз конкретной партии лекарственных средств; научные организации, образовательные организации высшего образования и производители лекарственных средств – для разработки, исследований, контроля безопасности, качества и эффективности лекарственных средств при наличии разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации на ввоз конкретной партии лекарственных средств для медицинского применения; медицинские организации, а также организации, указанные в подпунктах «а-г» настоящего пункта, – для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента при наличии разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 Постановления № 771 лекарственные препараты для медицинского применения (как не зарегистрированные в Российской Федерации, так и зарегистрированные) могут быть ввезены на территорию Российской Федерации без разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации, если они предназначены в целях: личного использования лекарственных препаратов физическими лицами, прибывшими в Российскую Федерацию. При этом ввоз в Российскую Федерацию лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие и (или) ядовитые вещества, включенные соответственно в список сильнодействующих веществ для целей ст. 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации и в список ядовитых веществ для целей ст. 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей ст. 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей ст. 234 Уголовного кодекса Российской Федерации», осуществляется при наличии документов (заверенных копий документов или заверенных выписок из них), подтверждающих назначение физическому лицу указанных лекарственных препаратов, за исключением лекарственных препаратов, зарегистрированных в Российской Федерации и отпускаемых в Российской Федерации без рецепта на лекарственный препарат. Указанные документы (их заверенные копии или заверенные выписки из них) должны содержать сведения о наименовании и количестве назначенного лекарственного препарата. В случае если такие документы (их заверенные копии или заверенные выписки из них) составлены на иностранном языке, к ним прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык; использования лекарственных препаратов работниками дипломатического корпуса или представителями международных организаций, аккредитованных в Российской Федерации; лечения пассажиров и членов экипажей транспортных средств, поездных бригад и водителей транспортных средств, прибывших на территорию Российской Федерации; лечения участников международных культурных, спортивных мероприятий и участников международных экспедиций.

С 01.01.2021 действуют Правила ввоза лекарственных средств для медицинского применения в Российскую Федерацию и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 853.

Отношения, возникающие в связи с обращением лекарственных средств, регулирует Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

В соответствии с п. 1.1 ст. 55 Федерального закона № 61-ФЗ розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту на лекарственный препарат, наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, а также спиртосодержащих лекарственных препаратов с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов) может осуществляться аптечными организациями дистанционным способом. Розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом могут осуществлять аптечные организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и соответствующее разрешение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения. Порядок выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом, требования к аптечным организациям, которые могут осуществлять такую торговлю, и порядок ее осуществления, а также правила доставки лекарственных препаратов гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация об оплаченных (отпущенных) и полученных лекарственных препаратах вносится в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 67 настоящего Федерального закона.

Правила выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 697.

Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрен как особый порядок ввоза на территорию Российской Федерации лекарственных препаратов, включенных в Список сильнодействующих веществ для целей ст. 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 964 их оборота, так и круг лиц, уполномоченных на их продажу.

Статьей 14.4.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства об обращении лекарственных средств.

Статьями 226.1, 234, 235 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за контрабанду сильнодействующих веществ, незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта, незаконное осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее реестр) в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Формирование и ведение реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра – организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее оператор реестра) (п. 3 Правил).

В судебном заседании установлено, что при проведении прокуратурой Валдайского района Новгородской области мониторинга информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на соответствие требованиям действующего законодательства, на страницах, имеющих указатели: https://ys.pharmsport7.com/pharma/stanozolol/, https://slabakam.net/index.php/oralnye-as/stanozolol-sigma, размещена информация о реализации дистанционным способом (посредством интернет – магазина) андрогенно-анаболических стероидов, содержащих «станозолол», который является веществом, включенным в список сильнодействующих веществ, за незаконный оборот которого наступает уголовная ответственность по ст. 234 Уголовного кодекса Российской Федерации. Сведения о наличии предусмотренных действующим законодательством в области оборота лекарственными препаратами требований, позволяющих осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, указанные страницы не содержат.

Вход на указанные интернет страницы свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием и скопировать материалы в электронном варианте и приобрести указанный препарат может любой интернет-пользователь.

На момент рассмотрения дела указанные страницы являются действующими, возможен доступ неопределенного круга лиц. Сведения о данных страницах не включены реестр.

Информация, размещенная по указанным сетевым адресам, является фактором, способствующим совершению уголовно наказуемых деяний и административных правонарушений, противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере здравоохранения, при обращении лекарственных средств на территории Российской Федерации, в связи с чем ее распространение должно быть запрещено.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается реестр.

В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информационных технологиях и о защите информации» основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При указанных обстоятельствах информация, размещенная в информационно-коммуникационной сети Интернет на страницах, имеющих указатели: https://ys.pharmsport7.com/pharma/stanozolol/, https://slabakam.net/index.php/oralnye-as/stanozolol-sigma, должна быть признана запрещенной к распространению на территории РФ, а указанные сетевые адреса подлежат внесению в реестр.

Данное решение суда является основанием для включения страниц с указанными адресами в реестр.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление прокурора Валдайского района Новгородской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, – удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на страницах, имеющих указатели: https://ys.pharmsport7.com/pharma/stanozolol/, https://slabakam.net/index.php/oralnye-as/stanozolol-sigma, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Новгородской области включить информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет», на страницах, имеющих указатели: https://ys.pharmsport7.com/pharma/stanozolol/, https://slabakam.net/index.php/oralnye-as/stanozolol-sigma, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Валдайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 11.07.2022.

Судья: подпись

Копия верна: судья И.А. Носова

Решение вступило в законную силу «____» _________________ 2022 года.