ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-519/2018 от 03.05.2018 Холмского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-519/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 мая 2018 года г. Холмск

Холмский городской суд Сахалинской области

в составе председательствующего судьи Рудопас Л.В.,

при секретаре Тулиной У.Г.,

с участием представителя административного истца Наумова С.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Белоконь А. Н. к Управлению по вопросам миграции УМВД России по Сахалинской области о признании незаконным действия выразившееся в возвращении без рассмотрения заявления о выплате второго этапа подъемных в соответствии с подпунктами «в», «б» пункта 20 Государственной программы по оказанию содействия добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников проживающих за рубежом от ДД.ММ.ГГГГ, заявления о выплате государственной пошлины, возложении требуемой обязанности,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГБелоконь А.Н. обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Управлению по вопросам миграции УМВД России по Сахалинской области, указав, что является участником государственной программы по оказанию содействия добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В состав семьи входят муж и дочь. Участнику Государственной программы и членам его семьи, переселяющимся в Российскую Федерацию на территорию приоритетного заселения с территории иностранного государства выплачивается пособие в нескольких этапах. ДД.ММ.ГГГГ получила первый этап подъемных в размере 290 000 рублей. Второй этап подъемных в размере 190 000 рублей ей выплачен не был, а заявление и документы для выплаты подъемных возвращены без рассмотрения. Из устного сообщения административного ответчика узнала, что заявление было возвращено в связи с тем, что срок действия свидетельства участника указанной Программы истек ДД.ММ.ГГГГг. Свидетельство серии СС в качестве участника указанной программы получила ДД.ММ.ГГГГг., трехгодичный срок действия которого истекает ДД.ММ.ГГГГг. Полагает, что установленный срок истечения свидетельства ДД.ММ.ГГГГг. административным истцом был установлен незаконно. В соответствии с подпунктом «Б» пункта 20 вышеуказанной программы также имела на момент обращения право на компенсацию расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории РФ. Просит суд признать незаконными действия Управления по вопросам миграции УМВД России по Сахалинской области выразившееся в возвращении без рассмотрения заявления о выплате второго этапа подъемных, признать незаконными действия Управления по вопросам миграции УМВД России по Сахалинской области выразившееся в возвращении без рассмотрения заявления о выплате компенсации расходов на оплату государственной пошлины за оформление документов определяющих правовой статус переселенцев на территории РФ, возложить обязанность рассмотреть заявление административного истца о выплате второго этапа подъемных и рассмотреть заявление о выплате компенсации расходов на оплату государственной пошлины за оформление документов определяющих правовой статус переселенцев на территории РФ, в соответствии с подпунктами «б», «в» пункта 20 Государственной программы по оказанию содействия добровольном переселению в Российскую Федерацию соотечественников проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Отдел по вопросам миграции ОМВД России по Холмскому городскому округу.

В судебное заседание административный истец Белоконь А.Н. не явилась, дело рассмотрено с участием ее представителя Наумова С.А., который исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, полагает, что на момент обращения Белоконь А.Н. к административному ответчику трёхгодичный срок не истек, так как дата выдачи свидетельства участника государственной программы переселения указана в самом свидетельстве как ДД.ММ.ГГГГ, тем не менее документы административного истца не приняты к рассмотрению, что нарушает ее права и противоречит положениям Государственной программы по оказанию содействия добровольном переселению в Российскую Федерацию соотечественников проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Управления по вопросам миграции УМВД России по Сахалинской области в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на административный иск, в котором просит в его удовлетворении отказать по тем основаниям, что на основании решения о выдаче свидетельства участника Государственной программы от ДД.ММ.ГГГГ, Белоконь А.Н. выдано свидетельство, срок которого на момент ее обращения истек, однако, разъяснений в связи с какими обстоятельствами срок свидетельства выданного ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ в адрес суда не поступило.

Представитель заинтересованного лица Отдела по вопросам миграции ОМВД России по Холмскому городскому округу в судебное заседание не явился, доказательств уважительности неявки суду не представлено.

Суд с учетом мнения сторон признал возможным рассмотрение настоящего административного дела в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 33 Конституции РФ и ст. 2 Федерального Закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» предусмотрено право граждан Российской Федерации на обращение лично в государственные органы и органы местного самоуправления.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также сам порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Согласно названному Закону, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).

Указом Президента РФ N 637 от 22.06.2006 г. утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Согласно раздела V Государственной программы (ред. от 14.09.2012 г.) участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, за счет средств федерального бюджета на компенсацию расходов на переезд к будущему месту проживания, компенсацию расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации, на получение подъемных, на получение ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой деятельности в период приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем в течение 6 месяцев. (п. 20)

«б», «в» пункта 20 Государственной программы по оказанию содействия добровольном переселению в Российскую Федерацию соотечественников проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22 июня 2006 года №637 (в редакции Указа Президента РФ от 14 сентября 2012 года №1289)

При этом указано, что участнику Государственной программы и членам его семьи, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. На территорию приоритетного заселения, государственные гарантии и социальная поддержка, указанная в настоящем разделе, предоставляются в полном объеме. (п. 21)

Участие в Государственной программе дает соотечественнику и членам его семьи, являющимся иностранными гражданами или лицами без гражданства, право на получение разрешения на временное проживание, вида на жительство, а также на приобретение гражданства Российской Федерации. (п. 18) три года

Размер государственных гарантий, порядок их предоставления, а также перечень мер социальной поддержки утверждаются Правительством Российской Федерации.

Региональная программа Сахалинской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 – 2020 годы согласована распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 1212-р.

Постановлением Правительства РФ от 27 марта 2013 г. N 270 утвержден Порядок осуществления выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы

Форма заявления и порядок его рассмотрения устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Приказ МВД России от 24 мая 2017 г. N 311 "Об утверждении формы заявления о выплате участнику Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и (или) членам его семьи пособия на обустройство, порядка его рассмотрения, формы реестра получателей пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и (или) членам их семей, а также определении способа представления такого реестра"

В соответствии с пунктами 9 и 13 Правил осуществления выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. N 270*, - приказываю:

Порядокрассмотрения заявления о выплате участнику Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и (или) членам его семьи пособим на обустройство

Как следует из материалов дела, что истец Белоконь А. Н., уроженка <адрес>, Украина, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получила разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной миграционной службы России по Сахалинской области истцу выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

В ноябре - декабре 2017 года истица обратилась с заявлением о предоставлении ей и членам ее семьи второго этапа подъемных в Управления по вопросам миграции УМВД России по Сахалинской области через ОВМ ОМВД России по Холмскому району с заявлением о выплате компенсации расходов на оплату государственной пошлины за оформление документов определяющих правовой статус переселенцев на территории РФ с приложением всех необходимых документов.

Сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ пакет документов истице был возвращен через ОВМ ОМВД России по Холмскому району который она получила ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела установлено, что представленные истицей Белоконь А.Н. документы на выплату второго этапа подъемных, Комиссией по предоставлению гарантированных выплат участникам Государственной программы Управления Федеральной миграционной службы Сахалинской области в нарушение регламента …..не рассматривались, решение не принималось, сопроводительное письмо направленное истице в нарушение положений 59 ФЗ не содержит разъяснений причин возврата, поскольку содержит противоречия между сроком установленным пунктом 18 Программы и подсчетом сотрудника Управления по вопросам миграции УМВД России по Сахалинской области, названное противоречие не устранено в настоящему судебном заседании.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком доказательств соблюдения требований вышеизложенных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок рассмотрения заявления о выплате участнику Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и (или) членам его семьи пособий на обустройство суду не представлено, с учетом изложенного суд признает права истца на рассмотрение ее заявления и принятия обоснованного мотивированного решения нарушенными, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Белоконь А. Н. к Управлению по вопросам миграции УМВД России по Сахалинской области удовлетворить.

Признать незаконными действия Управления по вопросам миграции УМВД России по Сахалинской области выразившиеся в возвращении без рассмотрения заявления Белоконь А.Н. о выплате второго этапа подъемных в соответствии с подпунктом «в» пункта 20 Государственной программы по оказанию содействия добровольном переселению в Российскую Федерацию соотечественников проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22 июня 2006 года №637 (в редакции Указа Президента РФ от 14 сентября 2012 года №1289)

признать незаконными действия Управления по вопросам миграции УМВД России по Сахалинской области выразившееся в возвращении без рассмотрения заявления Белоконь А.Н.о выплате компенсации расходов на оплату государственной пошлины за оформление документов определяющих правовой статус переселенцев на территории РФ в соответствии с подпунктом «б» пункта 20 Государственной программы по оказанию содействия добровольном переселению в Российскую Федерацию соотечественников проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22 июня 2006 года №637 (в редакции Указа Президента РФ от 14 сентября 2012 года №1289)

, возложить на Управление по вопросам миграции УМВД России по Сахалинской области обязанность

рассмотреть заявление административного истца о выплате второго этапа подъемных,

рассмотреть заявление о выплате компенсации расходов на оплату государственной пошлины за оформление документов определяющих правовой статус переселенцев на территории РФ, в соответствии с подпунктами «б», «в» пункта 20 Государственной программы по оказанию содействия добровольном переселению в Российскую Федерацию соотечественников проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22 июня 2006 года №637 (в редакции Указа Президента РФ от 14 сентября 2012 года №1289).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Холмский городской суд.

Мотивированное решение составлено 8 мая 2018 года

Судья Л.В.Рудопас