Дело №2а-519/2021
уид44RS0004-01-2021-001368-98
Мотивированное решение
изготовлено 27.12.2021г
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 декабря 2021 года
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Праздниковой О.А.,
при секретаре Кузнецовой И.И.,
с участием помощника Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области Лебедевой Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мантуровского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по Костромской области о признании информации, размещенной в сети Интернет на сайтах: [данные изъяты], информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
В Мантуровский районный суд Костромской области обратился Мантуровский межрайонный прокурор Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Костромской области о признании информации, размещенной в сети Интернет на сайтах:
[данные изъяты] - информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
В обоснование иска указано, что Мантуровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации в сети "Интернет" при размещении информации на Интернет-сайте, в ходе которой осуществлен мониторинг сети "Интернет", по результатам которого на указанных выше сайтах выявлено наличие информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Так, сведения, размещенные на указанных сайтах, содержится информация о продаже справок об отсутствии судимости. Наличие в свободном доступе на указанной странице сайта информации подобного характера является нарушением законодательства РФ. Ссылаясь на ст.ст. 9,10,15.1 ФЗ от 27.07.2006 № 149‑ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» административный истец просил признать информацию, размещенную на страницах указанных сайтов информацией, запрещенной к распространению на территории в Российской Федерации, обратить решение к немедленному исполнению, поскольку замедление исполнения этого решения в силу незаконности содержащейся на сайтах информации может нанести значительный ущерб публичным и частным интересам.
В судебном заседании помощник прокурора Лебедева Д.П. исковые требования поддержала в части, просив признать информацию, размещенную на сайтах: [данные изъяты] - информацией, запрещенной к распространению в РФ. В судебное заседание предоставила скриншоты, в подтверждение актуальности настоящего иска.
От требований о признании информации, размещенной на сайтах [данные изъяты] отказалась, поскольку на первом сайте не содержится противоправной информации, а второй указанный сайт не функционирует. Определением суда производство по делу в данной части прекращено.
Административный ответчик – Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций – будучи уведомленной о дате и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направила, просила рассмотреть дело без участия представителя. В отзыве на иск указала, что на момент написания отзыва на интернет-сайте https:// spravki-mvd.monster/ размещена информация о продаже справок о несудимости. Информация по интернет-ресурсам [данные изъяты]
[данные изъяты] размещена на скриншотах, из которых следует, что зайти на данные страницы и просмотреть информацию не удается. Интернет-сайт https://multivisa.ru (страницей которого является заявленный интернет-ресурс https://multivisa.ru/nesudimost) – это официальный сайт центра оформления и получения виз в г.Москве «Калинка Сервис», противоправной информации на данном сайте не размещено.
Выслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из положений пункта 3 статьи 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" следует, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Обращаясь в суд с данным административным иском, Мантуровский межрайонный прокурор действует в пределах полномочий, предоставленных ему законом, в целях пресечения нарушений требований закона, в том числе в сфере трудовой деятельности.
Как видно из материалов дела, прокуратурой проведена проверка, в ходе которой выявлены интернет-сайты, на которых размещена информация с предложениями для неопределенного круга лиц о продаже справок об отсутствии судимости.
По результатам изучения сайтов [данные изъяты] установлено, что на данных сайтах посетителям предоставляется возможность приобретения справок об отсутствии судимости для последующего их предъявления при трудоустройстве или осуществления определенного вида деятельности.
Указанный Интернет-ресурс предоставляет возможность свободного и безвозмездного доступа к вышеуказанной информации неограниченного круга лиц, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием сайтов может любой Интернет-пользователь.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ).
В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Порядок выдачи справки о наличии (отсутствии) судимости предусмотрен Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утв. Приказом МВД России от 27.09.2019 № 660.
Выдача справки о судимости в соответствии с правилами, установленными Административным регламентом, направлена на реализацию отдельных положений Трудового кодекса Российской Федерации, иного федерального закона, ограничивающих право на труд в связи с осуществлением определенного вида деятельности, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
Наличие в свободном доступе на указанной странице сайта информации подобного характера является нарушением законодательства РФ.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации. Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение - отсутствует.
Согласно абз. 7 ст. 65, абз. 3 и 4 ч. 2 ст. 331, ч. 1 ст. 351.1 ТК РФ одним из обязательных документов, представляемых работодателю при заключении трудового договора, является справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти.
Справка о наличии (отсутствии) судимости требуется при усыновлении (удочерении) и установлении опеки над детьми (п. 9 ч. 1 ст. 127, абз. 3 ч. 1 ст. 146 СК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2011 N 285 утвержден Перечень видов предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, при осуществлении которых физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, представляется справка в регистрирующий орган о наличии (об отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.
Также справки о наличии (об отсутствии) судимости у кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации указаны в числе документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций (п. 8 ст. 14 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности").
Справку об отсутствии судимости обязаны представлять иностранные граждане, получающие вид на жительство в РФ.
Установленный федеральным законодателем порядок выдачи справки направлен, помимо прочего, на исключение случаев злоупотребления гражданами своими правами и представление потенциальному работодателю, трудовая деятельность которого сопряжена с установлением федеральным законодательством запретов и ограничений в определенной сфере деятельности, полной и достоверной информации о кандидате.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", введенной в действие Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Создание, формирование и ведение указанного реестра в силу ч. 3 указанной нормы Закона возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор).
Согласно части 2 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ).
Статьей 9 вышеуказанного Закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 12 ГПК РФ способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Признание тех или иных информационных материалов, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Статьей 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.
Подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ст.19.23 КоАП РФ.
Свободное распространение в сети Интернет информации о продаже поддельных справок об отсутствии судимости, в том числе для предоставления ее работодателю при устройстве на работу или осуществления иной деятельности, противоречит нормам действующего законодательства, и может быть принято неограниченным кругом лиц как руководство к незаконным действиям.
Суд полагает, что информация, размещенная в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет» на Интернет- сайтах: [данные изъяты] является запрещенной, фактически способствует совершению преступлений и правонарушений.
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети "Интернет", запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети "Интернет" запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети "Интернет", запрещенной.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно-коммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодательством предусмотрена уголовная или административная ответственность фактически является распространением запрещенной информации.
Факт размещения в сети «Интернет» на сайтах по адресам:
[данные изъяты] подтверждается предоставленными суду скриншотами страниц с указанных сайтов на день рассмотрения настоящего дела в суде, а так же актуальной информацией из Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено на день рассмотрения настоящего дела в суде.
Распространение такой информации нарушает публичные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, способствует совершению преступлений, противоправных действий, административных правонарушений.
На основании изложенного суд приходит к выводу о возможности признания указанной информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Частью 4 ст.265.5 КоАП РФ установлено, что решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по Костромской области о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию с предложениями для неопределенного круга лиц о продаже справок об отсутствии судимости, размещенную в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет сайтах по адресам:
[данные изъяты]
информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение обратить к немедленному исполнению путем направления его копии в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Костромской области для включения интернет-сайтов в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.А Праздникова.