РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
р.п. Земетчино 24 февраля 2016 года
Земетчинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Шабровой Н.В.,
с участием административного истца ФИО3,
административного ответчика главы администрации Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области ФИО4,
при секретаре Есавкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-51/2016 годапо административному исковому заявлению ФИО3 к главе администрации Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области ФИО4 об оспаривании действий должностного лица об отказе в изменении целевого назначения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к главе администрации Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области ФИО4 о признании незаконным отказа главы администрации Пролетарского сельсовета Земетчинского района ФИО4 в изменении целевого назначения земельного участка, расположенного по адресу: п. [адрес] , ул. [адрес] [адрес] района [адрес] области с кадастровым номером №... из земли «для общественно-деловых целей» в землю «для ведения личного подсобного хозяйства». Просит обязать администрацию Пролетарского сельсовета Земетчинского района изменить категорию и целевое назначение данного земельного участка из земель «для общественно-деловых целей» в землю «для ведения личного подсобного хозяйства».
Свои требования ФИО3 мотивирует тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1939 кв.м. с кадастровым номером №..., который имеет целевое назначение «для общественно-деловых целей».
{Дата} он обратился в администрацию Пролетарского сельсовета Земетчинского района с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с земли для общественно-деловых целей в землю сельскохозяйственного назначения.
{Дата} администрацией Пролетарского сельсовета Земетчинского района в лице главы администрации ФИО4 ему было отказано в переводе земель из-за отсутствия денежных средств.
{Дата} он снова обратился в администрацию Пролетарского сельсовета с вопросом об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: п. [адрес] , ул. [адрес] , в котором просил изменить вид разрешенного использования «для общественно-деловых целей» на вид «для ведения личного подсобного хозяйства», поскольку на данном земельном участке у него находится склад, в котором хранится сельскохозяйственная продукция.
{Дата} администрация Пролетарского сельсовета ему снова отказала в изменении вида использования земельного участка в связи с тем, что на его земельном участке расположено складское помещение, несмотря на то, что оно и было приобретено им для ведения личного подсобного хозяйства.
С данным отказом администрации Пролетарского сельсовета Земетчинского района он не согласился и обратился в суд за защитой своих прав.
В судебном заседании административный истец ФИО3 заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить, пояснив суду, что {Дата} он приобрел нежилое здание, которое по документам значится как *****, и земельный участок площадью 1939 кв.м., расположенный по адресу: п. [адрес] , ул. [адрес] , целевое назначение для общественно-деловых целей. Однако он не считает это здание *****, поскольку использует его как склад для сельскохозяйственной продукции, там он хранит зерно. Общественно-деловые цели подразумевают использование земельных участков под административными зданиями - клубами, школами, детскими садами, административными зданиями. В его случае земельный участок используется для ведения личного подсобного хозяйства. Согласно Федеральному закону РФ от 21.12.2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», он имеет право перевести свой земельный участок из земли «для общественно-деловых целей» в землю «для ведения личного подсобного хозяйства». Согласно ст. 9 данного закона, перевод земель промышленности в другую категорию осуществляется без ограничений, за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи. Данное помещение, которое расположенно на его земельном участке, он использует не в промышленных целях, а как склад. В дальнейшем он хочет использовать данный склад для выращивания кроликов. Ежегодно он платит земельный налог в размере ***** рублей.
Административный ответчик в лице главы администрации Пролетарского сельсовета Земетчинского района ФИО4 в судебном заседании пояснил, что земельный участок, расположенный по адресу: п. [адрес] , ул. [адрес] , с расположенным на нем нежилым зданием (*****) приобретены ФИО3 {Дата}, целевое назначение участка общественно-деловые цели.
{Дата} ФИО3 обратился с заявлением в администрацию Пролетарского сельсовета об изменении вида разрешенного использования земельного участка с общественно-деловых в сельскохозяйственное использование. Согласно Правил землепользования и застройки территории Пролетарского сельсовета от 2011 года, данный земельный участок находится в зоне промышленности - производственная зона, в основные виды разрешенного использования которой входят объекты складского назначения различного профиля. Поскольку на территории п. [адрес] в границах населенного пункта зона сельскохозяйственного использования отсутствует, поэтому ФИО3 было отказано.
При повторном обращении ФИО3 просил изменить вид разрешенного использования с общественно-деловых целей для использования личного подсобного хозяйства.
Администрацией Пролетарского сельсовета Земетчинского района в изменении целевого назначения земельного участка было отказано в связи с тем, что земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства может использоваться в границах поселений (приусадебный участок) и земельный участок за границами поселений (полевой участок). Приусадебный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, хозяйственных и иных надворных построек. ФИО5 участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
ЛПХ - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
На земельном участке ФИО3 расположено нежилое здание (крытый ток) площадью 907,5 кв.м., согласно этого вида здания, изменение разрешенного вида использования земельного участка на вид использования для ведения личного подсобного хозяйства невозможно.
Согласно Правилам землепользования и застройки территории Пролетарского сельсовета, указанный земельный участок находиться в Зоне промышленности (производственная зона), в основные виды разрешенного использования которого не входит вид - для ведения личного подсобного хозяйства. С {Дата} происходит зонирование земельных участков на территории Пролетарского сельсовета, их уточнение и постановка их на кадастровый учет. Данная процедура займет 3-4 месяца.
На основании изложенного просит отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО3
Свидетель ФИО2 в судебном заседании пояснила, что работает ***** администрации Пролетарского сельсовета Земетчинского района по вопросам местного самоуправления. ФИО3 обращался в администрацию Пролетарского сельсовета дважды с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: п. [адрес] , ул. [адрес] . Дважды ему было отказано, поскольку, согласно Земельному кодексу РФ, выделяют два вида разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства: 1) для индивидуального жилищного строительства (приусадебные участки, участок, на котором расположен жилой дом, сарай); 2) полевые участки - огороды, нарезки.
На земельном участке, принадлежащем ФИО3 расположено нежилое здание (*****). Данный земельный участок, согласно Правилам землепользования и застройки территории Пролетарского сельсовета от 2011 года, находится в «Зоне промышленности», в основные виды разрешенного использования которой входят объекты складского назначения различного профиля.
Изменить вид разрешенного использования земельного участка с вида «для общественно-деловых целей» на «личное подсобное хозяйство» не предоставляется возможным.
Выслушав административного истца, административного ответчика, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с ч.1 ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Согласно части 2 данной статьи, Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии ч. 2 ст.30 Градостроительного кодекса, правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
1. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.
Согласно частям 1,2,3 статьи 85 ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные, в соответствии с градостроительными регламентами, к следующим территориальным зонам:1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
2. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
3. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно статьи 1 Градостроительного кодекса, градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно договору купли-продажи земельного участка с расположенным на нём нежилым зданием (*****) от {Дата}, ФИО3 приобрел у ФИО1 земельный участок с расположенным на нём нежилым домом (*****) по адресу: п. [адрес] , ул. [адрес] . Земельный участок площадью 1939 кв.м. с кадастровым номером №..., целевое назначение участка - для общественно-деловых целей.
Свидетельством о государственной регистрации права серии №... от {Дата} подтверждается, что в собственности ФИО3 имеется земельный участок, распложенный по адресу: п. [адрес] , ул. [адрес] , [адрес] района [адрес] области, площадью 1939 кв.м., целевое назначение: общественно-деловые цели.
Свидетельством о государственной регистрации права серии №... от {Дата} подтверждается, что в собственности ФИО3 имеется нежилое здание (*****) общей площадью 907,5 кв.м., расположенное по адресу: п. [адрес] , ул. [адрес] [адрес] района [адрес] области.
Как следует из карты градостроительного зонирования территории п. [адрес] Правил землепользования и застройки Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области и статьи 29 Правил землепользования и застройки территории Пролетарского сельсовета, земельный участок административного истца находится в зоне промышленности, основными видами разрешенного использования которого являются: промышленные предприятия II класса вредности; коммунально-складские предприятия II-V класса вредности; объекты складского назначения различного профиля; объекты технического и инженерного обеспечения предприятий; производственно-лабораторные корпуса; здания проектных, научно-исследовательских, конструкторских и изыскательских организаций; административные здания; гаражи и автостоянки для постоянного хранения грузовых автомобилей; гаражи боксового типа; объекты автосервиса; базы жилищно-эксплуатационных служб; отделения связи; отделения, участковые пункты милиции; пожарные части, пожарные депо; объекты инженерной инфраструктуры; пункты оказания первичной медицинской помощи.
Вспомогательные виды разрешенного использования: открытые стоянки временного хранения автомобилей, площадки транзитного транспорта; скверы, бульвары; спортплощадки; предприятия общественного питания; объекты ГО и ЧС; объекты коммунально-бытового обслуживания.
Судом установлено, что земельный участок административного истца расположен в промышленной зоне (производственная зона), которая не предусматривает вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства как ни в качестве основного, так ни в качестве вспомогательного вида разрешенного использования. Здание крытого тока фактически является складским помещением, что относится к зоне промышленности.
При этом суд учитывает, что в правоустанавливающих документах ФИО3, а именно, в свидетельстве о государственной регистрации права на земельный участок, указано целевое назначение - для общественно-деловых целей, и, по сути, он должен находиться в зоне «общественно-деловой», а не «производственной». В то же время, по находящемуся на нем объекту (крытый ток), он правильно расположен в производственной зоне.
Данное расхождение в названии произошло по причине того, что Правила землепользования и застройки территории Пролетарского сельсовета были разработаны только в 2011 году, а договор купли-продажи земельного участка и нежилого здания (крытый ток) состоялся в 2007 году, когда земля, принадлежащая истцу, считалась землей предназначенной для общественно-деловых целей.
Суд находит данное расхождение не существенным для разрешения спорного вопроса, поскольку ни одна из вышеуказанных зон не предусматривает такой вид разрешенного использования, как ЛПХ (личное подсобное хозяйство). Данный вид разрешенного использования земельного участка ( для личного подсобного хозяйства) возможен только в жилой зоне.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Доводы административного истца, что он в соответствии со ст.9 Федерального закона РФ от 21.12.2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» имеет право перевести свой земельный участок из одной категории в другую без ограничений, являются несостоятельными, поскольку данный федеральный закон регулирует отношения о переводе земель из одной категории в другую, а не изменение целевого назначения земельного участка.
Так в статье 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Изменение целевого назначения земельного участка осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными органами местного самоуправления, действующими на территории муниципального образования.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд считает, что оспариваемое решение административного ответчика соответствуют положениям нормативных актов, регулирующих возникшие правоотношения, доказательств нарушения прав ФИО3 суду не представлено. Изменение целевого назначения земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости административного истца с целевого назначения «для общественно-деловых целей» на целевое назначение «для ведения личного подсобного хозяйства» не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, принадлежащий административному истцу, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении исковых требований ФИО3 к главе администрации Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области ФИО4 об оспаривании действий должностного лица об отказе в изменении целевого назначения земельного участка, расположенного по адресу: п. [адрес] , ул. [адрес] , с кадастровым номером №... из земли «для общественно-деловых целей» в землю «для ведения личного подсобного хозяйства».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Пензенский областной суд через районный суд.
Мотивированное решение будет изготовлено 25 февраля 2016 года.
Судья: