ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-51/19 от 25.03.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Симферополь Дело № 2а-51/2019

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.,

при секретаре Ёна А.О.,

с участием Басова Семена Михайловича, представителя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Таловер Галины Павловны, представителя ТСН «На Крупской» Иоффе Александра Вильямовича, прокурора Бирюк Дарьи Юрьевны,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Басова Семена Михайловича к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым, заинтересованные лица Товарищество собственников недвижимости «На Крупской» и Общество с ограниченной ответственностью «Сервисная компания «Комфорт» о признании не действующим в части приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 20 декабря 2018 года №63/7, выслушав пояснения представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание,

У С Т А Н О В И Л

Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым20 декабря 2018 года был принят приказ №63/7 «Об установлении тарифов на тепловую энергию Обществу с ограниченной ответственностью «Сервисная компания «Комфорт» на 2019 год» (далее Приказ № 63/7), которым были установлены тарифы на тепловую энергию Обществу с ограниченной ответственностью «Сервисная компания «Комфорт» (далее ООО «СК «Комфорт») на период с 1 января по 31 декабря 2019 года в соответствии с Приложением №1 ( пункт 1), а также установлены тарифы на тепловую энергию на подогрев воды ООО «СК «Комфорт» на период с 1 января по 31 декабря 2019 года в соответствии с Приложением №2 ( пункт 2).

Басов Семен Михайлович (далее истец) обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействительными и отменить приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 31 декабря 2014 года № 39/2«О стоимости тарифа на отопительный сезон 2015 года» в части включения <адрес> в <адрес>, приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 26 февраля 2016 года № 8/4 «О стоимости тарифа на отопительный сезон 2016 года» в части включения <адрес> в <адрес>, приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 20 декабря 2016 года № 52/34 «О стоимости тарифа на отопительный сезон 2017 года» в части включения <адрес> в <адрес>, приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 19 декабря 2017 года № 57/12 «О стоимости тарифа на отопительный сезон 2018 года» в части включения <адрес> в <адрес>, приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 20 декабря 2018 года № 63/7 «О стоимости тарифа на отопительный сезон 2019 года» в части включения <адрес> в <адрес>.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 18 февраля 2019 года согласно части 1 статьи 128, части 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказано в принятии административного искового заявления в части требований о признании недействительными и отмене в части приказов Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 31 декабря 2014 года № 39/2 «О стоимости тарифа на отопительный сезон 2015 года», от 26 февраля 2016 года № 8/4 «О стоимости тарифа на отопительный сезон 2016 года», от 20 декабря 2016 года № 52/34 «О стоимости тарифа на отопительный сезон 2017 года», от 19 декабря 2017 года № 57/12 «О стоимости тарифа на отопительный сезон 2018 года».

Определением Верховного Суда Республики Крым от 18 февраля 2019 года принято к производству административное исковое заявление Басова Семена Михайловича к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым о признании не действующим в части приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 20 декабря 2018 года №63/7«О стоимости тарифа на отопительный сезон 2019 года».

Определением Верховного Суда Республики Крым от 27 февраля 2019 года в соответствии со статьёй 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) привлечены для участия в деле в качестве заинтересованных лиц Товарищество собственников недвижимости «На Крупской» (далее ТСН «На Крупской») и Общество с ограниченной ответственностью «Сервисная компания «Комфорт»(далее ООО «СК «Комфорт»).

В судебном заседании 20 марта 2019 года представители Комитета, ООО «СК «Комфорт» возражали против удовлетворения заявленных требований, представитель ТСН «На Крупской» просил предоставить время для ознакомления с возражениями, приобщенными к материалам дела. В рассмотрении дела был объявлен перерыв.

После перерыва в судебном заседании 25 марта 2019 года истец настаивал на удовлетворении требований, просил признать недействительным Приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 20 декабря 2018 года №63/7 в части включения <адрес> и отменить его в этой части. Представитель Комитета возражал против удовлетворения требований, заявленных в административном исковом заявлении, представитель ТСН «На Крупской» предоставил письменные пояснения, документы, которые, по его мнению, подтверждают обоснованность заявленных требований, ООО «СК «Комфорт» явку своего представителя не обеспечило, о дне и времени проведения судебного заседания было извещено надлежащим образом.

Верховный Суд Республики Крым, руководствуясь статьями 150,151 КАС РФ, определил возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя ООО «СК «Комфорт».

Прокурор в судебном заседании 25 марта 2019 года представил заключение, указав на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы искового заявления, выслушав пояснения участников процесса, представители которых явились в судебное заседание, заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пунктам 5 и 6 части 2 статьи 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта не действующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 8 указанной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.

Аналогичные требования закреплены в пунктах 29-34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Материалы дела свидетельствуют о том, что истец на основании решения Симферопольского городского совета № 345 от 27 августа 1999 года, является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.

Собственниками недвижимого имущества, находящегося по адресу: <адрес>, 05 октября 2015 года создано Товарищество собственников недвижимости «На Крупской», запись о создании которого внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 12 октября 2015 года, основной государственный регистрационный .

Между ООО «СК «Комфорт» и ТСН «На Крупской» 17 октября 2016 года заключен договор на поставку тепловой энергии для оказания коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, предметом которого является подача первым коммунального ресурса - теплоносителя в целях предоставления коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению потребителям в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. Согласно пункту 7.1 этого договора цена тепловой энергии устанавливается Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым.

В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждения факт вступления истца в правоотношения, которые регулируются Приказом №63/7.

Согласно статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьёй 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон № 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области теплоснабжения в Российской Федерации определены Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 12.1 Закона № 6-ФКЗ до 1 марта 2020 года законодательство Российской Федерации в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, включая законодательство Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в указанных сферах, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации 05 декабря 2014 года принято Постановление №1320 (в редакции, действовавшей на момент принятия Приказа №63/7), которым утверждено Положение об особенностях применения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, на территориях Республики Крым и г. Севастополя до 1 марта 2020 года (далее Положение №1320), устанавливающее особенности регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, на территориях Республики Крым и г. Севастополя до 1 марта 2020 года.

Пунктом 9 Постановления № 1320 (в редакции, действовавшей на момент принятия Приказа № 63/7) определено, что при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения метод экономически обоснованных расходов (затрат) применяется органом регулирования без учета требований соответственно пункта 17 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», и пункта 37 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

Постановлением Совета министров Республики Крым от 27июня 2014 года N166 утверждено Положения о Государственном комитете по ценам и тарифам Республики Крым (далее Положение №166), в подпункте 1.1 которого определено, что государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым (далее Комитет) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым в области государственного регулирования цен (тарифов), уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Крым, а также контроль за их применением в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.

В пункте 2 Положения №166 указаны основные задачи Комитета, к которым относятся, в том числе, установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, газоснабжения, государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», соблюдение баланса интересов производителей и потребителей товаров и услуг, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей, и эффективное функционирование организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования.

Согласно подпункту 4.1 пункта 4 Положения №166 Комитет с целью реализации полномочий имеет право издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с другими исполнительными органами государственной власти Республики Крым, нормативные правовые акты, контролировать их исполнение и давать разъяснения по их применению.

Материалы дела свидетельствуют о том, что ООО «СК «Комфорт» обращался в Комитет с заявлением об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2019 год, направив для его рассмотрения необходимый пакет документов.

Комитетом 04 мая 2018 года было принято решение № 68 об открытии дела об установлении тарифов на тепловую энергию на 2019 год в отношении ООО « СК «Комфорт», после чего специалистами Комитета проведена экспертиза представленных документов, по результатам которой 18 декабря 2018года составлено экспертное заключение № 163/Т-2019.

Указанное экспертное заключение было рассмотрено на заседании правления Комитета, по результатам проведения которого принято решение об установлении тарифов для ООО «СК «Комфорт» на 2019 год, на основании которого 20 декабря 2018 года был принят Приказ № 63/7, в соответствии с которым были установлены тарифы на тепловую энергию ООО «СК «Комфорт» на период с 1 января по 31 декабря 2019 года согласно Приложению №1 (пункт 1), а также установлены тарифы на тепловую энергию на подогрев воды на период с 1 января по 31 декабря 2019 года в соответствии с Приложением №2 (пункт 2).

Приказ № 63/7 опубликован 21 декабря 2018 года на официальном портале Правительства Республики Крым в разделе Государственного комитета по ценам и тарифам (htttps://gkz.rk.gov.ru/ru/document/show/3347), зарегистрирован в реестре нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации под номером RU93000201801813.

Проверив полномочия Комитета, процедуру издания Приказа №63/7, введения его в действие и опубликования, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что этот нормативный правовой акт принят полномочным органом в пределах его компетенции, в соответствии с предусмотренной процедурой и с соблюдением порядка его издания.

Согласно пункту 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как указано выше, правовые, экономические и организационные основы отношений в области теплоснабжения в Российской Федерации определены Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее Закон №190-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э.

Основные принципы организации отношений в сфере теплоснабжения определены в статье 3 Закона №190-ФЗ, к которым, в частности, относится соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (пункт 5 части 1), обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала( пункт 6 части 1), а также недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункт 7 части 1)
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными в статье 7 Закона №190-ФЗ, к числу которых отнесено обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

В силу статьи 9 Закона № 190-ФЗ к числу методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения относится метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Согласно пунктам 32, 33 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 данного документа. Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 данных Основ ценообразования.

Комитетом представлены доказательства соблюдения указанных выше положений Закона № 190-ФЗ и Основ ценообразования при проведении его специалистами экспертизы представленных ООО «СК «Комфорт» документов, составлении 18 декабря 2018года экспертного заключения № 163/Т-2019, принятии Приказа № 63/7.

Истец, обращаясь в Верховный Суд Республики Крым, с настоящим административным заявлением, указывает на то, что Приказ № 63/7 противоречит Постановлению Правительств Российской Федерации №354 от 06 мая 2011 года.

Правительством Российской Федерации в соответствии со статьёй 157 Жилищного кодекса Российской Федерации 06 мая 2011 года принято Постановление № 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила № 354), а также изменения, которые вносились в Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг (пункт 1), определен порядок применения Правил №354 ( пункт 2), установлено, что разъяснения по применению Правил №354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ( пункт 3), определены поручения Министерству регионального развития Российской Федерации ( пункт 4). Пунктом 5 этого постановления было рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта «б» пункта 4 настоящего Постановления.

Пунктом 1 Правил №354 установлено, что они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

По результатам изучения содержания Постановления Правительства Российской Федерации № 354 от 06 мая 2011 года Верховным Судом Республики Крым установлено, что Комитет, принимая решение об установлении тарифов на тепловую энергию, а также тарифов на тепловую энергию на подогрев воды для ООО «СК «Комфорт» на 2019 год, руководствовался исключительно положениями Закона №190-ФЗ, Основ ценообразования.

При этом Правила №354 не регулируют отношения по установлению цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», Верховный Суд Республики Крым, изучив доводы административного искового заявления, возражения, представленные Комитетом, материалы тарифного дела, послужившие основанием для принятия Приказа № 63/7, приходит к выводу, что оспариваемый в части указанный нормативный правовой акт не противоречит Закону № 190-ФЗ и Основ ценообразования.

Поскольку Верховным Судом Республики Крым не установлено противоречия Приказа № 63/7 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных истцом требований о признании его недействующим в части.

Доводы административного искового заявления о том, что ООО «СК «Комфорт» в нарушение положений Гражданского кодекса Российской Федерации использует оборудование и помещение котельной, расположенной в многоквартирном доме, находящемся по адресу: <адрес>, не подтверждают обоснованность приведенных в административном исковом заявлении утверждений о том, что Приказ № 63/7 противоречит указанным выше нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Вопросы законности использования ООО «СК «Комфорт» оборудования для оказания коммунальных услуг по теплоснабжению подлежат разрешению вне процедуры исследования законности принятия Комитетом Приказа № 63/7.

Руководствуясь статьями 175-180, 215, 295,296 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Басова Семена Михайловича к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым,о признании не действующим в части приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 20 декабря 2018 года №63/7.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 28 марта 2019 года.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>