ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-51/2021 от 17.02.2021 Чаа-хольского районного суда (Республика Тыва)

Административное дело 2а-51/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Чаа-Холь 17 февраля 2021 года

Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Монгуша К.К., при секретаре Серенмаа Р.А., с участием административного истца – заместителя прокурора Чаа-Хольского района РТ Монгуш С.Ю., в открытом судебном заседании рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва к Хуралу представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского района Республики Тыва о признании незаконным бездействия Хурала представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва в части не размещения на официальном сайте органа местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Хурала представителей с.Ак-Дуруг и членов их семей за 2019 года незаконным и обязании в течение 1 месяца со дня вступления в силу решения суда принять меры по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Хурала представителей с.Ак-Дуруг и членов их семей за 2019 год,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чаа-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Хуралу представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского района Республики Тыва бездействия Хурала представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва в части не размещения на официальном сайте органа местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Хурала представителей с.Ак-Дуруг и членов их семей за 2019 года незаконным и обязании в течение 1 месяца со дня вступления в силу решения суда принять меры по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Хурала представителей с.Ак-Дуругский и членов их семей за 2019 год, указывая на то, что прокуратурой Чаа-Хольского района проведена проверка соблюдения Хуралом представителей с. Ак-Дуруг законодательства о противодействии коррупции. В соответствии с п.3 Федерального закона 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, в том числе, публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления. Согласно п.4 ст.5 Федерального закона № 273-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. Противодействие коррупции - деятельность, в том числе, органов местного самоуправления в пределах их полномочий по предупреждению коррупции (ст.1 Федерального закона № 273-ФЗ). В соответствии с ч.1 ст.34, ч.2 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляет, в том числе представительный орган муниципального образования, который состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. В ч.7.1 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ, ст.8 Федерального закона № 273-ФЗ на депутатов возложена обязанность по соблюдению ограничений, запретов, в том числе исполнению обязанностей по представлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Согласно ч.7.4 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ, ч.6 ст.8 Федерального закона № 273-ФЗ, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера размещаются в информационнотелекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указом Президента РФ от 08.07.2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции» утвержден Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования (далее - Порядок).

В п.4 Порядка установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей размещаются на официальном сайте органа местного самоуправления и ежегодно обновляются в течение 14 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для их подачи. Указом Президента Российской Федерации от 17.04.2020 г. № 272 «О предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 года» (далее - Указ Президента РФ от 17.04.2020 № 272) срок предоставления сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год установлен до 01.08.2020 г. Соответственно, с учетом требований Указа Президента РФ от 17.04.2020 г. № 272, ч.7.4 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ, ч.6 ст.8 Федерального закона № 273-ФЗ, п.4 Порядка сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов и членов их семей за 2019 "од подлежат размещению на официальном сайте органов местного самоуправления в срок до 14.08.2020 г.. Однако проведенной проверкой установлено, что в нарушение ч. 7.4 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ, ч. 6 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ. ведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Хурала представителей с.Ак-Дуруг и членов их семей за 2019 год в установленные сроки на официальном сайте в сети «Интернет» органа местного самоуправления не размещены. По данному факту прокуратурой Чаа-Хольского района 04.09.2020 г. Главе сельского поселения сумона «Ак-Дуругский Чаа-Хольского района» внесено представление с требованиями о принятии исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих. 10.11.2020 г. в прокуратуру республики поступила информация главы сельского поселения с.Ак-Дуруг об устранении нарушений закона путем размещения соответствующих сведений на официальном сайте Хурала представителей Чаа-Хольского района. Однако контрольной проверкой установлено, что представительным органом по состоянию на 28.01.2021 г. на официальном сайте сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Хурала представителей с.Ак-Дуруг и членов их семей за 2019 год не размещены. В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц. Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, свидетельствует о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение органом местного самоуправления законов, регламентирующих противодействие коррупции. Несоблюдение вышеуказанных требований законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений о деятельности должностных лиц органа местного самоуправления по противодействию коррупции. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. ст. 39, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просит признать бездействие Хурала представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского района Республики Тыва в части не размещения на официальном сайте органа местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Хурала представителей с.Ак-Дуруг и членов их семей за 2019 год незаконным, и обязать Хурал представителей сельского поселения сумона «Ак-Дуругский Чаа-Хольского района Республики Тыва» в течение 1 месяца со дня вступления в силу решения суда принять меры по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Хурала представителей с.Ак-Дуруг и членов их семей за 2019 год.

В судебном заседании представитель административного истца – заместитель прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва Монгуш С.Ю. административное исковое заявление по указанным в нем основаниям поддержала полностью.

В судебное заседание представитель административного ответчика – Хурал представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского района Республики Тыва не явился, просил о рассмотрении дела без его участия, административные исковые требования признал.

В соответствии с ч.3 ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Прокурором республики Боровковым А.Н. в адрес прокурора района направлено письмо о том, что пунктом 2.18 решения коллегии прокуратуры Республики Тыва от 28 июля 2020 года «Об итогах работы органов прокуратуры Республики Тыва в первом полугодии 2020 года и о задачах по укреплению законности и правопорядка н 2 полугодие 2020 года» поручено спланировать и провести проверки исполнения антикоррупционных запретов, обязанностей и ограничений служащими и депутатами органов местного самоуправления, со сроком исполнения с августа по ноябрь 2020 года. В этой связи, в срок до 04 сентября 2020 года требует сообщить о начатых проверках во исполнение пункта 2.18 решения коллегии прокуратуры Республики Тыва от 28.07.2020 г. с приобщением утвержденного плана проверок на 2 полугодие 2020 года по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, а в срок до 18 сентября 2020 года – о промежуточных результатах проверок.

13 августа 2020 года и.о. прокурора Монгуш С.Ю. решено провести проверку в Хурале представителей Чаа-Хольского района с целью проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции, о муниципальной службе должностными лицами Хурала представителей Чаа-Хольского района за период с 2019 по истекший период 2020 года. Решение о проведении проверки получил заместитель председателя Седен А.М..

Согласно справке заместителя прокурора Монгуш С.Ю. о результатах проверки от 04 сентября 2020 года проведенной проверкой установлено, что не размещены в официальном сайте в сети «Интернет» органа местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Хурала представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский, в связи с чем, полагает необходимым внести представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции главам сельского поселения сумона Ак-Дуругский.

Из скриншота официального сайта Хурала представителей Чаа-Хольского района видно, что на сайте имеются сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Хурала представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва за период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 год.

04 сентября 2020 года Главе – Председателю Хурала представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского района Доржатпану Р.В. внесено представление по устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции.

Согласно справке заместителя прокурора района Монгуш С.Ю. контрольной проверкой установлено, что по состоянию на 28 января 2021 года Хуралом представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский нарушения фактически не устранены, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Хурала представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва за 2019 год на официальном сайте Хурала представителей Чаа-Хольского района не размещены. В связи с чем, полагает необходимым направить в Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва административное исковое заявление о признании бездействия Хурала представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского района Республики Тыва незаконным и обязании в течение 1 месяца со дня вступления в силу решения суда принять меры по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Хурала представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва и членов их семей за 2019 год.

В соответствии со ст.1 Федерального закона 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии со ст.3 вышеуказанного Федерального закона 25.12.2008 г. № 273-ФЗ противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, в том числе, публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления.

В соответствии с п.4 ст.5 вышеуказанного Федерального закона 25.12.2008 г. № 273-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с ч.2 ст.35 вышеуказанного Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ представительный орган поселения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

В соответствии с ч.7.1 ст.40 вышеуказанного Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

В соответствии с ч.6 ст.8 вышеуказанного Федерального закона 25.12.2008 г. № 273-ФЗ сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.2 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Указом Президента РФ от 08.07.2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции» утвержден Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.

В соответствии с п.4 вышеуказанного порядка сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанные в пункте 2 настоящего порядка, за весь период замещения служащим (работником) должностей, замещение которых влечет за собой размещение его сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей находятся на официальном сайте того органа или той организации, в котором (которой) служащий (работник) замещает должность, и ежегодно обновляются в течение 14 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для их подачи.

В соответствии с ч.1 Указа Президента РФ от 17.04.2020 N 272 "О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г." установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г., срок подачи которых предусмотрен нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, представляются до 1 августа 2020 г. включительно.

Таким образом, доводы административного искового заявления нашли свое подтверждение представленными суду доказательствами, а также основаны на законе, в связи с чем, подлежат удовлетворению, поскольку указанные нарушения являются недопустимыми.

В соответствии со ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 НК прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобожден от уплаты государственной пошлины.

Суд считает, что срок, на который прокурор района просит устранить нарушения законодательства в части противодействия коррупции, то есть в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, является достаточным.

Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: сведения о необходимости сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва удовлетворить.

Признать бездействие Хурала представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва в части не размещения на официальном сайте органа местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Хурала представителей с.Ак-Дуруг и членов их семей за 2019 года незаконным и обязать в течение 1 (одного) месяца со дня вступления в силу решения суда принять меры по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Хурала представителей с.Ак-Дуруг и членов их семей за 2019 год.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, обязать Хурал представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва сообщить об исполнении решения суда в Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва и прокурору Чаа-Хольского района Республики Тыва по истечении 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 18 февраля 2021 года.

Председательствующий Монгуш К.К.