ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-520-2019 от 12.01.2019 Мариинского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-520-2019

УИД №42RS0012-01-2019-001523-03

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области в составе судьи Мининой Н.А.,

с участием прокурора Ростовцева А.К.,

при секретаре Губенко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске

30 июля 2019 года

административное дело по иску федерального казенного учреждения Кемеровской области «Исправительная колония №1» Главного Управления Федеральной службы исполнения наказания по Кемеровской области к администрации Мариинского городского поселения о признании нормативного правового акта не действующим в части,

УСТАНОВИЛ:

ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации Мариинского городского поселения, в котором просит признать недействующим постановление Мариинского поселения от 06.12.2018 года №571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» как несоответствующее действующему законодательству Российской Федерации. Заявленные требования мотивированы тем, что постановлением главы Мариинского городского поселения от 06.12.2018 № 571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» установлены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов ООО «Горводоканал» (приложение № 1) и ООО «Водокомплекс» (приложение № 2). Вышеуказанное постановление опубликовано в Мариинской районной газете «Вперед» № 51 (11769) от 28.12.2018 года. Административный истец является абонентом ООО «Горводоканал». Пунктом 4 Постановления № 571-П установлено, что постановление вступает в силу после его официального обнародования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 08.06.2016 года. Согласно ч.1 ст.54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Из п.1 ст.4 ГК РФ следует, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. В соответствии с ч.1 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

Согласно ч.2 ст.47 Устава муниципального образования «Мариинское городское поселение» (принят решением Совета народных депутатов Мариинского городского поселения от 06.04.2012 № 28/1) муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального обнародования и не могут применяться, если они не обнародованы официально для сведения населения муниципального образования.

Из анализа вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что законодатель не предусматривает возможности распространения действия муниципальных нормативных правовых актов на отношения, возникшие ранее, равно как и Уставом Мариинского городского поселения не предусмотрена такая возможность.

Статья 3-2 Закона Кемеровской области от 18.12.2008 года № 121-03 (ред. от 08.06.2015) «Об организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Кемеровской области» устанавливает, что уполномоченный Коллегией Администрации Кемеровской области орган исполнительной власти Кемеровской области проводит юридическую экспертизу муниципальных нормативных правовых актов.

Согласно постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.03.2013 № 85 «Об определении уполномоченного органа» администрация Кемеровской области в лице правового управления определена уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кемеровской области по проведению юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, включенных в регистр муниципальных нормативных правовых актов Кемеровской области.

В связи с чем <...> ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области обратилось в правовое управление администрации Кемеровской области (исх. № 43/ТО/133-709) с просьбой провести правовую экспертизу Постановления администрации Мариинского городского поселения от 06.12.2018 года № 571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» на предмет соответствия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Кемеровской области, законам и иным нормативным правовым актам, Уставу муниципального образования.

По результатам проведения юридической экспертизы постановления администрации Мариинского городского поселения от 06.12.2018 № 571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» ФКУ ИК-1 был получен ответ о выявлении нарушений федерального законодательства, однако экспертное заключение предоставлено не было.

ООО «Горводоканал» (ИНН 5406737355) согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц осуществляет вид экономической деятельности (ОКВЭД 36.00) по забору, очистке и распределению воды. Для осуществления такого вида деятельности ООО «Горводоканал» необходимо разработать и согласовать разрешительную документацию. На основании Водного кодекса РФ № 74 от 03.06.2006 г., необходимо оформить Решение на предоставление водного объекта в пользование, на основании Приказа Минприроды РФ № 333 от 17.12.2007 г. необходимо разработать нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты, на основании Приказа Минприроды России № 2 от 09.01.2013 г. об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ и микроорганизмов в водные Объекты необходимо получить разрешение на сбросы загрязняющих веществ в водный объект. По имеющейся информации у ООО «Горводоканал» данные виды разрешительной документации отсутствуют.

Согласно письму Росприроднадзора по Кемеровской области: на основании статистических данных по Форме 2-ТП (водхоз) за 2016-2018 гг., полученных от Верхне-Обского БВУ - отдела водных ресурсов по Кемеровской области, ООО «Горводоканал» осуществляет забор воды из скважин для использования на собственные нужды и для передачи потребителям.

Таким образом, администрацией Мариинского городского поселения утверждены нормативы допустимого сброса для абонентов ООО «Горводоканал», при отсутствии разрешительной документации на данный вид деятельности у последнего.

Более того, согласно ч. 4 ст. 30.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту - Федеральный закон № 416-ФЗ) средства, полученные организацией, осуществляющей водоотведение, в виде платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, используются на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещение вреда, причиненного водным объектам, а также в качестве источника финансирования инвестиционной программы организации, осуществляющей водоотведение, в части осуществления мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, а так как у ООО «Горводоканал» отсутствует разрешительная документация на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты, то плата последним за негативное воздействие на окружающую среду, возмещение вреда водным объектам не осуществляется, а, следовательно, денежные средства, полученные ООО «Горводоканал» от Абонентов за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод являются ни чем иным как неосновательным обогащением.

Согласно ст. 30.1 Федерального закона № 416-ФЗ нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Однако согласно тексту Постановления от 06.12.2018 № 571-П при его вынесении Административный ответчик вообще не руководствовался Федеральным законом № 416-ФЗ, который обладает наибольшей юридической силой по сравнению с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» (далее по тексту - Правила № 167).

В соответствии с пунктом 61 Правил № 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.

При таких обстоятельствах, в совокупности вышеуказанных фактов, очевидно, что нормативы состава сточных вод для абонентов не могли быть утверждены оспариваемым муниципальным нормативным правовым актом на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, в том числе, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций.

Установленные для абонентов оспариваемым муниципальным нормативным правовым актом нормативы значительно занижены по сравнению с нормативными показателями, установленными приложением № 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Правила № 644) и их соблюдение априори является невозможным.

Полагают, что при установлении административным ответчиком оспариваемым муниципальным нормативным правовым актом пределов концентраций загрязняющих веществ, вообще не применялись никакие расчеты. К такому выводу Административный истец пришел исходя из сравнения предельных концентраций по ряду показателей, установленных Постановлением № 571-П, Постановлением № 644 и СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», согласно которому по ряду показателей нормативы ПДК, установленных постановлением № 571-П, сточные воды должны быть чище, чем питьевая вода, или максимально приближены к ним.

п/п

Наименование показателя качества сточных вод

Ед.

измерения

Постановление № 571-П

СанПиН

2.1.4.1074-01.

Постам ОЕление правительства РФ №544

1

pH

ед. pH

6,5-8,5

6,0-9,0

6,0-9,0

2

Ион-аммония

мг/л

0,714

64,27

(перерасчет с азота общего 50:0,778=64,26)

3

Нитраты

мг/л

40

45

4

Нитрит-ион

мг/л

0,08

3,0

5

СПАВ

мг/л

0,405

0,5

10

6

Нефтепродукты

мг/л

0,166

ОД

10

7

Хлориды

мг/л

300

350

1000

8

Сульфаты

мг/л

100

500

1000

9

Железо

мг/л

0,286

0,3

3

Установленные Административным ответчиком требования к сточным водам, нарушают права и законные интересы административного истца как абонента ООО «Горводоканал», в частности, определением Арбитражного суда Кемеровской области от 09.04.2019 по делу № А27-7722/2019 исковое заявление ООО «Говодоканал» к ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области о взыскании задолженности за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных Постановлением № 571-П, в сумме 1232403,25 руб. принято к производству, назначена дата судебного заседания.

Таким образом, применение нормативных показателей, установленных оспариваемым муниципальным нормативным правовым актом, повлечет не только незаконное возложение на административного истца обязанности по оплате за превышение в сточных водах последнего предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, а также неизбежно приведет к ограничению деятельности Административного истца в сфере осуществления приносящей доход деятельности, связанной с реализацией государственной функции по привлечению осужденных к труду, а именно понуждение к внесению платы за превышение ПДК, возложенной на последнего вследствие объективной неспособности достичь установленных показателей предельных концентраций веществ в сбрасываемых сточных водах, повлечет отсутствие необходимых денежных средств для своевременного приобретения сырья и расходных материалов, что в свою очередь существенно ограничит конкурентную способность административного истца и вытеснит его с рынка производимой и реализуемой продукции.

Определением Мариинского городского суда Кемеровской области от <...> привлечены к участию по делу в качестве заинтересованных лиц – общество с ограниченной ответственностью «Горводоканал», общество с ограниченной ответственностью «Водокомплекс» <...>

<...> при подготовке дела к судебному разбирательству ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области уточнило исковые требования и просит суд признать недействующим постановление администрации Мариинского городского поселения от 06.12.2018 года №571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу суточных вод», опубликованное в Мариинской районной газете «Вперед» № 51 (11769) от 28.12.2018 года, в части установления нормативов водоотведения (сброса) по составу суточных вод для абонентов ООО «Горводоканал» согласно приложению №1 к вышеуказанному постановлению (л.д.78-79). Заявление мотивировано тем, что установление нормативов водоотведения (сброса) по составу суточных вод для абонентов ООО «Водокомплекс» не затрагивает прав и обязанностей административного истца. Полагают, что вышеуказанный муниципальный нормативный правовой акт не соответствует статьям 7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 61 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 года №167 «Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» <...>

Представитель административного истца ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области Еремеева Ю.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала и просила суд признать не действующим в части пункт 1 постановления администрации Мариинского городского поселения №571-П от 06.12.2018 года «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» и Приложение №1 к постановлению администрации Мариинского городского поселения №571-П от 06.12.2018 года «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» с 06.12.2018 года.

Представитель административного ответчика – администрации Мариинского городского поселения Мишарин В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился. Суду пояснил, что администрация Мариинского городского поселения считает требование административного истца необоснованными, не подлежащими удовлетворению в связи со следующим:

В соответствии с п.17 Постановления Пленума Верховного Суда от 29.11.2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:

полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;

форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;

предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Постановление администрации Мариинского городского поселения от 06.12.2018 года №571-П принято в соответствии с п.61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 года №167, согласно которым, нормативы водоотведения (сброса) по составу суточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления.

В соответствии с п.1 ч.18 Устава Мариинского городского поселения администрация Мариинского городского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Мариинского городского поселения.

Оспариваемое постановление изготовлено в соответствии с формой постановления администрации Мариинского городского поселения, утвержденной распоряжением Главы города Мариинска от 21.05.2007 года № 55-Р (в редакции распоряжения от 20.10.2010 года 135-1-р).

Оспариваемый нормативный правовой акт был принят и введен в действие в соответствии с Уставом Мариинского городского поселения. Согласно п.2 ст.49 Устава муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свобод и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального обнародования. Согласно ст.49 Устава официальное обнародование муниципальных правовых актов осуществляется путем вывешивания заверенных копий текстов муниципальных правовых актов с указанием на них даты вывешивания на стендах, размещенных в помещениях администрации Мариинского городского поселения по адресу: <...>. Оспариваемое постановление было обнародовано 06.12.2018 года. Следовательно, оспариваемый нормативно-правовой акт принят уполномоченным на то органом, введен в действие (вступил в силу), обнародован с соблюдением норма Устава Мариинского городского поселения.

Таким образом, при принятии оспариваемого нормативного правового акта соблюден порядок его принятия, а значит постановление законно.

Просит в удовлетворении заявленных требований ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области отказать.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.

Представитель заинтересованного лица ООО «Горводоканал» Манузин А.И., он же представитель заинтересованного лица ООО «Водокомплекс», действующий на основании доверенности, в судебном заседании с административными требованиями не согласен. Просит в удовлетворении заявленных требований ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области отказать в полном объеме. Суду пояснил, что доводы административного истца являются несостоятельными по следующим причинам:

В соответствии с ч.1 ст.54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Однако, отношения ООО «Горводоканал» и административном истца регулируются отраслевым законодательством, поэтому данная конституционная норма должна рассматриваться на основании статей ГК РФ.

В гражданском законодательстве, если после заключения договора принят закон, устанавливающий иные обязательные для сторон правила, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (ст.422 ГК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Согласно п. 61 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 №167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Тем самым федеральными нормативно-правовыми актами органам местного самоуправления дано право установления нормативов водоотведения и порядка их применения.

Кроме того, согласно позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 15.06.2005 года №15378/04 по делу №А72-2079/04-5/256, установление повышенной платы за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ «не является штрафной санкцией, а, по сути, является видом дифференцированного тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах, а также мерой экономического стимулирования абонентов на строительство своих локальных очистных сооружений и выполнения требований по охране природы и оздоровления природной среды».

В силу того, что плата за превышение нормативного сброса не является мерой ответственности (уголовной, административной, гражданской), то рассмотрение Постановления администрации Мариинского городского поселения от 06.12.2018 года № 571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» может рассматриваться в соответствии с положениями ст.54 Конституции РФ, устанавливающими, устраняющими или смягчающими ответственность правонарушения.

Главой Мариинского городского поселения 24.06.2013 года подписано распоряжение №93-р «Об определении гарантирующей организацией для центральной системы холодного водоснабжения и водоотведения Мариинского городского поселения», ООО «Горводоканал» определен гарантирующим поставщиком холодного водоснабжения.

Согласно постановлению РЭК Кемеровской области, так как ООО «Горводоканал» является гарантирующим поставщиком для центрального водоснабжения и водоотведения, то под тариф ООО «Горводоканал» была заведена организация, которая занимается приемом и очисткой сточных вод принимаемых с центрального коллектора ООО «Водокомплекс», для того, чтобы абоненты получали полный цикл услуг.

ООО «Горводоканал» не предоставляет статических данных по Форме 2-ТП (водхоз) в Верхне-Обский БВУ отдел водных ресурсов по Кемеровской области, так как не осуществляет сброс в водный объект.

ООО «Водокомплекс» ежегодно за сброс в водный объект предоставляет все необходимые статистические данные по Форме 2 –ТП (водхоз) в Верхне-Обский БВУ отдел водных ресурсов по Кемеровской области, так как осуществляет сброс в водный объект р.Кия.

Любые организации, предприятия, учреждения, не имеющие свои локальные очистные сооружения, обязаны, вносить плату за негативное воздействия как на систему центрального коллектора, так и за загрязнение окружающей среды, а именно водного объекта р.Кия, поэтому администрацией Мариинского городского поселения и было разработано спорное постановление, без которого ООО «Горводоканал» и ООО «Водокомплекс» не могут работать.

Прокурор в судебном заседании считает, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Суд, участники процесса, считают возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Суд, рассмотрев административное дело, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Согласно п.1 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

Согласно ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч.8 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 года №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после и официального опубликования (обнародования).

В силу статьи 426 ГК РФ организация водопроводно-канализационного хозяйства и абонент (юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты водоснабжения и (или) канализации) заключают между собой публичный договор, предметом которого является отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды", определяя правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, под нормативами допустимого воздействия на окружающую среду понимает нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

Статьей 21 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; технологические нормативы; технические нормативы; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Согласно ст.30.1 Федерального закона от 07.11.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (начало действия редакции – 01.01.2019) в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод. Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства российской Федерации от 02.07.2014 N 12024-ГБ/04, в настоящее время в отношении качества сточных вод абонентов действуют два вида требований (нормативов): в части предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения действуют Правила N 644 (раздел VI, Приложения N 2 и N 3), а в части предотвращения негативного воздействия на водные объекты сохраняют свое действие нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, установленные в соответствии с пунктом 61 Правил N 167, так как действие данного пункта сохраняется.

В соответствии с пунктом 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:

соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;

обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;

техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.

Судом установлено, что постановлением администрации Мариинского городского поселения от 06.12.2018 года №571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» установлены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов ООО «Горводоканал» согласно приложению № 1 к настоящему постановлению; установить нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов ООО «Водокомплекс» согласно приложению № 2 к настоящему постановлению <...>

Согласно п.4 постановления администрации Мариинского городского поселения от 06.12.2018 года № 571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» оно вступило в силу после его официального обнародования <...>

Согласно акту об обнародования постановления от <...><...><...> в помещении администрации Мариинского городского поселения по адресу: <...>, обнародовано постановление администрации Мариинского городского поселения от 06.12.2018 года № 571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод». Беспрепятственный доступ к информационному стенду обеспечен.

Согласно решению Мариинского городского суда Кемеровской области по делу №2а-429-2019 от 05.06.2019 года административные исковые требования ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Кемеровской области удовлетворены в полном объеме, признано постановление администрации Мариинского городского поселения от 06.12.2018 года № 571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» не действующим в части распространения его положений на правоотношения, возникшие с 08.06.2016 года со дня вступления решения в законную силу. В настоящее время решение не вступило в законную силу <...>

Судом установлено, что административный истец ФКУ ИК_1 ГУФСИН России по Кемеровской области является абонентом ООО «Горводоканал».

02.04.2019 года между ФКУ ЛИУ-33 ГУФСИН России по Кемеровской области (абонент) и ООО «Горводоканал» (исполнитель) заключен государственный контракт № 100/19«Г»/36 <...> на оказание услуг по водоотведению, согласно которому исполнитель обязуется оказать услуги по водоотведению: осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, с объекта расположенного по адресу: <...>, а абонент обязуется принять и своевременно оплачивать полученные услуги в соответствии с условиями контракта (пункт 1.1 контракта).

<...> ООО «Горводоканал» подано в Арбитражный суд Кемеровской области исковое заявление к ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области о взыскании платы за превышение предельно-допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах <...> которое принято судом к производству <...>

Согласно п.2.2 Устава ООО «Горводоканал» видами деятельности Общества являются: забор, очистка и распределение воды (л.д.49-58).

В соответствии с ответом Управления Росприроднадзора по Кемеровской области от 05.03.2019 года <...> для осуществления такого вида деятельности ООО «Горводоканал» необходимо разработать и согласовать разрешительную документацию. На основании Водного кодекса РФ № 74 от 03.06.2006 г. необходимо оформить решение на предоставление водного объекта в пользование, на основании Приказа Минприроды РФ № 333 от 17.12.2007 г. необходимо разработать нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты, на основании Приказа Минприроды России № 2 от 09.01.2013 г. «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты» необходимо получить разрешение на сбросы загрязняющих веществ в водный объект. По имеющейся информации у ООО «Горводоканал» данные виды разрешительной документации отсутствуют. На основании статистических данных по Форме 2-ТП (водхоз) за 2016-2018 гг., полученных от Верхне-Обского БВУ - отдела водных ресурсов по Кемеровской области, ООО «Горводоканал» осуществляет забор воды из скважин для использования на собственные нужды и для передачи потребителям. Администрацией Мариинского городского поселения утверждены нормативы допустимого сброса для абонентов ООО «Горводоканал» при отсутствии разрешительной документации на данный вид деятельности у Общества.

Согласно ответу Верхне-Обского бассейнового водного управления от 10.09.2019 года утверждены нормативы допустимых сбросов (НДС) веществ и организмов для выпуска сточных вод №1 в реку Кия на период с 01.102.104 года по 01.10.2019 года для ООО «Водокомплекс» <...>

Согласно постановлению администрации Мариинского городского поселения от 08.06.2016 № 323-П «Об установлении нормативов приема на очистку сточных вод абонентов и водоотведения сточных вод на очистные сооружения Мариинского городского поселения» для ООО «Горводоканал» и ООО «Водокомплекс» ранее были установлены нормативы приема на очистку сточных вод абонентов и водоотведения сточных вод на очистные сооружения Мариинского городского поселения согласно приложению к настоящему постановлению <...>

Согласно экспертному заключению правового управления администрации Кемеровской области от 14.02.2019 года по результатам проведения юридической экспертизы постановления администрации Мариинского городского поселения от 06.12.2018 года №571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу суточных вод» <...> установлено, что постановление администрации Мариинского городского поселения от 06.12.2018 № 571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» не соответствует федеральному законодательству. Постановление принято на основании пункта 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее - Правила № 167), согласно которому нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки; сточных вод на очистных с сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ. В соответствии с пунктом 70 Правил № 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации заселенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб; наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных и загрязняющих веществ. Во исполнение указанной нормы принято постановление коллегии администрации Кемеровской области от 30.06.2009 года №298 «Об утверждении Положения о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов». Таким образом, за превышение установленных постановлением нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод предусмотрена имущественная ответственность. В пункте 4 постановления указано, что оно вступает в силу после официального обнародования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 08.06.2016 года. Вместе с тем согласно части 1 ст.54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Исходя из указанного положения, придания обратной силы постановлению представляется невозможным. Согласно ч.2 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 года №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после и официального опубликования (обнародования). Частью 2 ст.47 Устава Мариинского городского поселения установлено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после официального обнародования и не могут применяться если они не обнародована официально для сведения населения муниципального образования. Таким образом, постановление может применяться лишь к отношениям, возникшим после его официального обнародования. Кроме того, с 01.01.2019 года вместо нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод органами местного самоуправления устанавливаются нормативы состава сточных вод, урегулированные, в частности, главой 5.1 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Следовательно, с 01.01.2019 года постановление применяться не может.

Подвергать сомнению письменные доказательства у суда нет оснований, поскольку они являются относимыми и допустимыми, в целом не противоречивы, взаимно дополняются, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с п.1 ч.18 Устава муниципального образования Мариинского городского поселения администрация Мариинского городского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Мариинского городского поселения.

Судом установлено, что оспариваемое постановление изготовлено в соответствии с формой постановления администрации Мариинского городского поселения, утвержденной распоряжением Главы города Мариинска от 21.05.2007 года № 55-Р (в редакции распоряжения от 20.10.2010 года 135-1-р), что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Частью 2 ст.47 Устава муниципального образования Мариинского городского поселения установлено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после официального обнародования и не могут применяться если они не обнародованы официально для сведения населения муниципального образования.

Согласно ч.1 ст.49 Устава муниципального образования Мариинского городского поселения официальное обнародование муниципальных правовых актов осуществляется путем вывешивания заверенных копий текстов муниципальных правовых актов с указанием на них даты вывешивания на стендах, размещенных в помещениях администрации Мариинского городского поселения, по адресу: <...>. Днем официального обнародования муниципальных правовых актов считается первый день их размещения на стенде. Срок нахождения на стенде составляет не менее 10 календарных дней со дня размещения муниципального правового акта. В день официального обнародования муниципального правового акта составляется акт об обнародовании, в котором указываются формы и сроки обнародования. Акты об обнародовании муниципальных правовых актов подписываются главой Мариинского городского поселения.

Судом установлено, что оспоренный в части нормативный правовой акт был принят полномочным органом – администрацией Мариинского городского поселения, в форме и виде, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты – постановления, с соблюдением процедуры его принятия и введения в действие, в том числе опубликования.

Вместе с тем решением Мариинского городского суда Кемеровской области по делу №2а-429-2019 от 05.06.2019 года указанное постановление от 06.12.2018 года № 571-П признано не действующим в части распространения его положений на правоотношения, возникшие с 08.06.2016 года. В настоящее время решение не вступило в законную силу.
В судебном заседании установлено, что оспариваемым постановлением от 06.12.2018 года администрацией Мариинского городского поселения утверждены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов ООО «Горводоканал» при отсутствии с его стороны разрешительной документации: на соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечения проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.

Экономического обоснования утвержденных нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов ООО «Горводоканал» административным ответчиком не представлено.

Несмотря на то, что с 01.01.2019 года в соответствии со ст.30.1 Федерального закона от 07.11.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» вместо нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод органами местного самоуправления устанавливаются нормативы состава сточных вод, в судебном заседании установлено, и данное обстоятельство не оспаривалось сторонами, что в настоящее время оспариваемый нормативный правовой акт не отменен и является действующим.

По мнению суда, принятый нормативный правовой акт в части, а именно: пункт 1 постановления администрации Мариинского городского поселения №571-П от 06.12.2018 года «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» и Приложение №1 к постановлению администрации Мариинского городского поселения №571-П от 06.12.2018 года «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод», не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно ст.30.1 Федерального закона от 07.11.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (начало действия редакции – 01.01.2019), пункту 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации».

Учитывая все вышеуказанные обстоятельства, суд полагает, что указанный нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству, регулирующему правоотношения в сфере водоотведения, и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, являющегося абонентом ООО «Горводоканал».

При указанных обстоятельствах, суд считает правильным удовлетворить административное исковое заявление и признать не действующим в части оспариваемое постановление, а именно: пункт 1 постановления администрации Мариинского городского поселения №571-П от 06.12.2018 года «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» и Приложение №1 к постановлению администрации Мариинского городского поселения №571-П от 06.12.2018 года «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» со дня его принятия - 06.12.2018 года, обязать административного ответчика опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный в части нормативный правовой акт - газете «Вперед».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 215 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление федерального казенного учреждения Кемеровской области «Исправительная колония №1» Главного Управления Федеральной службы исполнения наказания по Кемеровской области к администрации Мариинского городского поселения о признании нормативного правового акта не действующим в части удовлетворить полностью.

Признать не действующим в части пункта 1 постановление администрации Мариинского городского поселения №571-П от 06.12.2018 года «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» и Приложение №1 к постановлению администрации Мариинского городского поселения №571-П от 06.12.2018 года «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» с 06.12.2018 года.

Обязать администрацию Мариинского городского поселения опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Вперед».

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Мариинский городской суд Кемеровской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья –Н.А.Минина

Мотивированное решение изготовлено 05 августа 2019 года.

Судья – Н.А.Минина