ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5208/2021 от 27.08.2021 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)

УИД - 78RS0006-01-2021-007061-08

Дело № 2а-5208/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Санкт-Петербург 27 августа 2021 года

Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Лебедевой А.С.,

при секретаре Ивановой В.В.

с участием прокурора Зелинской А.С.,

с участием представителя административного истца Борисовой П.А. - Пахомовой Е.В.,

с участием представителей административного истца Княжского А.Ю. - Иванова С.С., Стульба И.А., Ляшкевича С.А.,

с участием представителя административного ответчика Новикова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Борисовой Полины Андреевны к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата в депутаты Княжского Александра Юрьевича,

по административному иску Княжского Александра Юрьевича к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово о признании бездействия незаконным, признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата в депутаты, обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Борисова П.А. обратилась в суд с административным иском к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово о признании незаконным и отмене решения от 13 августа 2021 года №18-9 о регистрации Княжского Александра Юрьевича в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва.

В обоснование заявленных административных исковых требований Борисова П.А. указывает, что Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово принято решение от 01 августа 2021 года №15-31 о её регистрации в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу №2.

Также Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово принято решение от 13 августа 2021 года №18-9 о регистрации Княжского Александра Юрьевича в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу №2, однако, Княжским А.Ю. в Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово (далее - ИКМО Автово, ИКМО) представлены не все документы, необходимые в соответствии с законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата; при выдвижении данным кандидатом не соблюдены требования к выдвижению кандидата, предусмотренные федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях»; решение ИКМО Автово о регистрации Княжского Александра Юрьевича принято с нарушением Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно:

- Княжский А.Ю. выдвинут Местным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово, однако решение о создании местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово кандидатом при подаче документов в ИКМО Автово представлено не было;

- Княжский А.Ю. выдвинут Местным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово, однако в соответствии с Уставом партии решение о согласовании кандидатуру кандидатом при подаче документов в ИКМО Автово представлено не было;

- Местным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово не были соблюдены требования к выдвижению кандидата, а именно: извещение о проведении Конференции Местного отделения Всероссийской партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово, на которой принималось решение о выдвижении кандидатов, подано с нарушением сроков установленных ст. 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

- при принятии оспариваемого решения ИКМО Автово о регистрации Княжского А.Ю. кандидатом в депутаты за принятие оспариваемого решения проголосовало 4 члена ИКМО Автово с правом решающего голоса.

В связи с чем, оспариваемое решение принято ИКМО Автово с нарушением требований п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что является основанием для его отмены.

Указывая также, что оспариваемое решение ИКМО Автово нарушает пассивное избирательное право Борисовой П.А., поскольку уменьшает возможность избрания её депутатом муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва, она обратилась в суд с административным иском.

Княжский А.Ю. обратился в суд с административным иском к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово о признании бездействия ИКМО Автово, выразившегося в непринятии в установленном пунктом 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» порядке, а именно, путем голосования не менее чем 5 (пятью) голосами членов ИКМО Автово с правом решающего голоса от установленного числа членов ИКМО Автово с правом решающего голоса «за» решение о его регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета МО Автово шестого созыва, признании незаконным и отмене решения ИКМО Автово от 13 августа 2021 года № 18-9 о его регистрации в качестве кандидата в депутаты муниципального совета муниципального образования Автово шестого созыва, обязании в целях восстановления нарушенных прав административного истца Княжского Александра Юрьевича зарегистрировать его кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2 в срок, не позднее чем в 3 (три) дня со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу.

В обоснование заявленных административных исковых требований Княжский А.Ю. указывает, что 01 августа 2021 года ИКМО Автово отказала ему в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2.

В целях оспаривания указанного решения об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2, Княжский А.Ю. обратился в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию.

09 августа 2021 года Санкт-Петербургская избирательная комиссия приняла решение «О жалобе Княжского Александра Юрьевича на решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2», которым обязала ИКМО Автово повторно рассмотреть вопрос о регистрации Княжского Александра Юрьевича кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2 не позднее чем через 5 дней со дня принятия настоящего решения, руководствуясь выводами Санкт-Петербургской избирательной комиссии, изложенными в указанном решении.

13 августа 2021 года Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово приняла решение №18-9 о регистрации Княжского Александра Юрьевича в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу №2.

Княжский А.Ю. полагает данное решение незаконным, поскольку, оно принято с нарушением закона, так как голосовать «за» должно было 5 членов ИКМО Автово с правом решающего голоса, то есть, большинство от установленного числа членов ИКМО Автово с правом решающего голоса (пять из восьми).

В связи с не принятием законного решения о его регистрации от 13 августа 2021 года, ИКМО Автово совершило бездействие.

Указывая, что бездействие ИКМО Автово, выразившееся в непринятии законного решения о регистрации Княжского Александра Юрьевича от 13 августа 2021 года, нарушает принцип равенства кандидатов по смыслу Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», создает препятствия в реализации ему избирательных прав, он обратился в суд с данным иском.

Административные дела по административным искам Борисовой П.А. и Княжского А.Ю. объединены в одно производство, в соответствии со ст. 136 КАС РФ.

Представитель административного истца Борисовой П.А. в судебное заседание явилась, на удовлетворении исковых требований Борисовой П.А. настаивала.

Представители административного истца Княжского Александра Юрьевича в судебное заседание явились, на удовлетворении исковых требований Княжского Александра Юрьевича настаивали.

Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, против исковых требований в части признания оспариваемого решения незаконным и его отмене не возражал, полагал, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований в части признания бездействия ИКМО Автово, выразившегося в непринятии решения, поскольку решение было принято ответчиком. Также полагал, что не имеется оснований для регистрации Княжского Александра Юрьевича кандидатом в депутаты, поскольку им не представлены необходимые документы, что является основанием для отказа в регистрации.

Представители заинтересованных лиц: Санкт-Петербургской избирательной комиссии, Местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» МО МО Автово, Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» в судебное заседание не явились, о судебном разбирательстве извещались надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие, суд считает возможным слушать дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, приходит к следующему.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Статья 46 Конституции Российской Федерации устанавливает, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, часть 2; статья 130, часть 2), не определяет непосредственно порядок его осуществления. Как следует из ее статей 71 (пункты "в", "г"), 72 (пункт "н" части 1) и 76 (части 1 и 2), регулирование избирательного права и установление порядка проведения выборов, в том числе в органы местного самоуправления, входят в компетенцию законодателя, который, обладая достаточно широкой дискрецией при регламентировании условий реализации данного права, должен, однако, в конкретных социально-правовых условиях обеспечивать соблюдение вытекающих из статей 1 (часть 1), 3 и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации принципов народовластия, демократического правового государства, юридического равенства и справедливости.

Наряду с этим законодатель, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, обязан учитывать, что вводимые им ограничения конституционных, в том числе избирательных, прав и свобод должны быть не только юридически, но и социально оправданны; при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату (постановления от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 27 марта 1996 года N 8-П, от 30 октября 2003 года N 15-П, от 22 июня 2010 года N 14-П, от 10 октября 2013 года N 20-П и др.).

В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В силу ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 Федерального закона №67-ФЗ.

Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии со ст. 240 ч. 4 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

Положениями Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определен порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также установлены гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Как следует из материалов дела, решением муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово от 30 июня 2021 года №12 «О назначении выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва» выборы депутатов указанного муниципального совета назначены на 19 сентября 2021 года.

Решением от 05 июля 2021 года №3-2 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий многомандатных (пятимандатных) избирательных округов на ИКМО Автово» полномочия окружных избирательных комиссий по проведению выборов на территории муниципального образования возложены на ИКМО Автово.

Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово принято решение от 01 августа 2021 года №15-31 о регистрации Борисовой П.А. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу №2.

01 августа 2021 года ИКМО Автово отказала Княжскому А.Ю. в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2.

В целях оспаривания указанного решения об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2, Княжский А.Ю. обратился в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию.

09 августа 2021 года Санкт-Петербургская избирательная комиссия приняла решение «О жалобе Княжского Александра Юрьевича на решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2», которым обязала ИКМО Автово повторно рассмотреть вопрос о регистрации Княжского Александра Юрьевича кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2 не позднее чем через 5 дней со дня принятия настоящего решения, руководствуясь выводами Санкт-Петербургской избирательной комиссии, изложенными в указанном решении.

Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово принято решение от 13 августа 2021 года №18-9 о регистрации Княжского Александра Юрьевича в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу №2.

Пунктом 13 статьи 28 Федерального закона № 67-ФЗ решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 настоящего Федерального закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 4, 5, 5.1, 6 и 8 настоящей статьи.

Нарушение избирательной комиссией порядка принятия ее решений при регистрации кандидата может являться основанием для отмены решения о регистрации кандидата.

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» (далее - Закон Санкт-Петербурга № 303-46) деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально.

В соответствии со п. 11 ст. 18 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 заседание избирательных комиссий является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Согласно пункту 13 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга года № 303-46 решения избирательной комиссии о регистрации кандидатов принимаются на заседании избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Установленное число членов ИКМО Автово с правом решающего голоса - 8 (восемь) членов, согласно пункту 4 статьи 36 Устава внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово, принятого решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово от 10 августа 2012 года № 16.

В протоколе заседания «за» регистрацию Княжского Александра Юрьевича кандидатом во исполнение решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 09 августа 2021 года голосовали 4 (четыре) члена ИКМО Автово с правом решающего голоса из 8 (восьми) членов ИКМО Автово с правом решающего голоса, «против» - 2, воздержавшихся нет.

Большинство голосов от установленного числа членов комиссии равно пяти, однако из присутствовавших шести членов на заседании комиссии, на котором решался вопрос о регистрации Княжского Александра Юрьевича кандидатом в депутаты, лишь четверо проголосовали за его регистрацию, что меньше половины от установленного численного состава, при этом два члена комиссии, проголосовали «против».

Данные обстоятельства являются безусловным основанием к признанию незаконным и отмене судом решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово от 13 августа 2021 года № 18-9 о регистрации Княжского Александра Юрьевича в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва, а административные исковые требования Борисовой П.А. и Княжского А.Ю. в указанной части подлежат удовлетворению.

Разрешая административные исковые требования Княжского Александра Юрьевича в остальной части, суд приходит к следующим выводам.

В Определении от 16 января 2007 года № 160-О-П Конституционный Суд Российской Федерации исходя из положений статей 2 и 32 (части 1 и 2), Конституции Российской Федерации указал, что реализация гражданами избирательных прав и тем самым права на участие в управлении делами государства обеспечивается в том числе деятельностью избирательных комиссий - коллегиальных органов, создаваемых для подготовки и проведения как выборов, так и референдумов, которые согласно статье 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» организуют в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума и являются избирательными комиссиями муниципальных образований (пункт 1).

Принципы организации деятельности избирательных комиссий всех уровней закреплены в статье 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: деятельность комиссий осуществляется коллегиально (пункт 1); член комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии (пункт 10); заседание комиссии (кроме Центральной избирательной комиссии Российской Федерации) является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса (пункт 11); члены комиссии с правом решающего голоса, несогласные с решением комиссии, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено (пункт 17).

Целью голосования в избирательной комиссии является принятие коллективного решения, при котором общее мнение формулируется путем подсчета голосов членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. При этом обсуждение кандидатур лиц, претендующих на регистрацию кандидатами в депутаты, списков кандидатов, где дается оценка их личностных характеристик, является одной из важнейших стадий деятельности избирательной комиссии, на которой происходит выработка и принятие решения о регистрации. Члены избирательной комиссии, принимающие участие в таких заседаниях, обязаны голосовать, вправе задавать вопросы, исследовать материалы и документы, в том числе представленные непосредственно в заседании, участвовать в обсуждении тех заявлений и ходатайств, которые делают кандидаты, претендующие на регистрацию, и кандидаты, которые являются их соперниками и уже зарегистрированы.

Процедура голосования дает возможность члену избирательной комиссии с правом решающего голоса как в устной, так и в письменной форме выразить свое отношение к вопросам, выносимым на обсуждение в заседании комиссии. Точка зрения члена избирательной комиссии может быть учтена другими членами комиссии, может повлиять на результаты голосования, однако в случае отсутствия члена избирательной комиссии на заседании комиссии, где проводится голосование, его голос при подсчете голосов не подлежит учету.

В Определении от 06 марта 2013 года № 322-О Конституционный Суд оценил нормативное содержание пункта 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Конституционный Суд установил, что законоположение, закрепляющее порядок принятия решений избирательной комиссией по вопросу о регистрации кандидатов, списков кандидатов, хотя и не устанавливает прямого запрета на использование членом избирательной комиссии заочной формы голосования (в виде предварительного письменного уведомления о невозможности присутствовать на заседании комиссии и о выражении своего мнения по каждому из представленных ему проектов решений путем внесения собственноручно соответствующей записи с указанием даты и проставлением подписи), но и не предоставляет члену избирательной комиссии возможность отсутствовать на заседаниях избирательной комиссии без уважительной причины и делегировать кому-либо свои полномочия, которые он может осуществлять только лично, и предусматривает наличие кворума при принятии решений избирательной комиссией, а также соблюдение ею процедуры и порядка голосования.

Согласно разъяснений, содержащихся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 № 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к действиям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных (в силу закона или специального поручения) членов соответствующей комиссии, совершенное ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий.

Под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.

Под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, комиссии референдума, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия, комиссия референдума в силу закона обязаны были рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму или закрепленное в соответствующем протоколе (в частности, по вопросам, указанным в пункте 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), однако свою обязанность не выполнили.

Как уже указывалось ранее, большинство голосов от установленного числа членов комиссии равно пяти, однако из присутствовавших шести членов на заседании комиссии, на котором решался вопрос о регистрации Княжского Александра Юрьевича кандидатом в депутаты, лишь четверо проголосовали за его регистрацию, что меньше половины от установленного численного состава, при этом два члена комиссии, проголосовали «против».

Доказательств, свидетельствующих об извещении всех членов комиссии, число которых составляет восемь, административным ответчиком не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что не присутствующие два члена комиссии отсутствовали по уважительным причинам.

Таким образом, ИКМО Автово провела заседание комиссии, на котором рассматривался вопрос о принятии оспариваемого решения не в полном составе.

Руководствуясь положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", правовой позицией, выраженной в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", суд приходит к выводу, что имеются основания для признания незаконным бездействия ИКМО Автово, выразившегося в уклонении от принятия законного решения о регистрации Княжского Александра Юрьевича от 13 августа 2021 года.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Княжского Александра Юрьевича в указанной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению и надлежит признать бездействие Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово, выразившееся в непринятии в установленном пунктом 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" порядке решения о регистрации Княжского Александра Юрьевича кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва.

Мотивировочная часть оспариваемого решения ИКМО Автово от 13 августа 2021 года содержит указание на несоблюдение Княжским А.Ю. порядка выдвижения и регистрации кандидатов, который выразился в следующем:

- в нарушение подпункта «а» пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 не представлена нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений;

- не представлено решение о создании Местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово;

- в нарушение подпункта «г» пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 не представлен документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата;

- в нарушение подпункта «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Федеральный закон № 95-ФЗ) извещение о проведении Конференции Местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово, на которой разрешался вопрос о выдвижении кандидатов на соответствующих выборах, является ненадлежащим.

В отношении указанных противоречий необходимо отметить следующее.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.

Статьей 33 Федерального закона № 67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения (пункт 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ).

Пунктом 3 статьи 33 указанного Федерального закона определено, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.

Аналогичные положения содержатся в статье 22 Закона Санкт-Петербурга №303-46.

В соответствии с пунктом 14.5 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы: а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа; б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения; в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу; г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

Из содержания пункта 14.6. статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ следует, что в случае, если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, а также в случае, если на избирательную комиссию возложены полномочия нескольких окружных избирательных комиссий и избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 настоящей статьи, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таких случаях иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 настоящей статьи, в эту же избирательную комиссию могут не представлять.

Аналогичные положения содержатся пункте 7 и 8 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга №303-46.

Согласно пункту 25 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ избирательное объединение - избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Согласно пункту 2 статьи 36 Федерального закона №95-ФЗ политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона №95-ФЗ политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом специального порядка их регистрации.

Регистрация иных структурных подразделений политической партии федеральным законодательством не предусмотрена.

В соответствии с подпунктами «а», «в», «г» пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 кандидат одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, представляет в окружную избирательную комиссию, в том числе, нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании; решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 95-ФЗ, соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу; документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

Согласно пункту 8 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 в случае если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга № 303-46, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таких случаях иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга № 303-46, в эту же избирательную комиссию могут не представлять.

В обоснование своих доводов Княжский А.Ю. указывает, что 23 июля 2021 года кандидатом Галимовой Кариной Ирековной от избирательного объединения Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово, первой представившей документы для выдвижения в ИКМО Автово в соответствии с пунктом 14.6 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ, в ИКМО Автово была представлена нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а именно – нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Указанные обстоятельства ответчиком в процессе рассмотрения спора не оспорены.

Таким образом, судом установлено, что уполномоченным лицом своевременно представлены документы в отношении избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов.

Существенным обстоятельство является, что в распоряжении ИКМО Автово имелся соответствующий документ о согласовании выдвижения списка кандидатов, представленный Местным отделением Регионального отделения политической партии, что при условии выдвижения кандидатов именно названным избирательным объединением не приводит к существенным нарушениям порядка выдвижения.

Согласно пункту 14.1 Устава Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово является структурным подразделением Партии и осуществляет свою деятельность в пределах территории соответствующего муниципального образования в пределах соответствующего муниципального образования внутригородской территории города федерального значения, входящего в состав одного субъекта Российской Федерации.

Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово входит в состав Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

В соответствии с пунктом 14.2.1 Устава Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово осуществляет свою деятельность без образования юридического лица.

Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» согласно пункту 13.1 Устава Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» также является структурным подразделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», а согласно пункту 13.4 Устава Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации.

Согласно пунктам 13.7.7.6, 14.6.5 Устава Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», и Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово могут выдвигать кандидатов в депутаты на соответствующие выборы.

30 июля 2021 года Княжским А.Ю. в ИКМО Автово было представлено Решение Президиума Регионального политического совета Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 06 июля 2021 года «Об участии Местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово в выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва, назначенных на 19 сентября 2021 года», которым Местному политическому совету местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово поручено созвать Конференцию местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово с вопросом повестки для «О выдвижении тайным голосованием кандидатов в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва».

Также была представлена нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», что предусмотрено подпунктом «г» пункта 14.1 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ, подпунктом «а» пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга № 303-46. Указанное следует из подтверждения о получении документов о выдвижении кандидата.

Решение о создании Местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово, а именно решение Регионального политсовета Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 04 апреля 2003 года «О создании местных отделений партии на территории муниципальных образований Санкт-Петербурга» было представлено Княжским А.Ю. 23 июля 2021 года, что следует из подтверждения о получении документов о выдвижении кандидата, имеющегося в распоряжении ИКМО Автово, а также повторно представлено им в ИКМО Автово 30 июля 2021 года, что также следует из подтверждения о получении документов о выдвижении кандидата.

Решением Регионального политсовета Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 04 апреля 2003 года принято решение о создании 111 местных отделений в составе регионального отделения в границах соответствующих муниципальных образований.

Согласно выписке из перечня местных отделений, являющегося приложением к решению от 04 апреля 2003 года, создано местное отделение Всероссийской политической партии «Единство и Отечество» - Единая Россия муниципального образования округ Автово.

30 июля 2021 года в ИКМО Автово Княжским А.Ю. было представлено Решение Президиума Регионального политического совета Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 12 июля 2021 года «О согласовании кандидатур для выдвижения кандидатами в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва», которым согласно Приложению была утверждена его кандидатура в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному (пятимандатному) избирательному округу № 2.

Кроме того, как следует из позиций сторон у ИКМО Автово на момент первичного обращения с документами оснований сомневаться в согласовании кандидатуры истца в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва не имелось. В связи с чем непредставление данного документа существенным нарушение, по мнению суда, не является.

В связи, с чем доводы ответчика в данной части, основаны на неправильном толковании действующего законодательства.

Согласно подпункту «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 95-ФЗ политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

Как следует из материалов дела, извещение о проведении Конференции Местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово, на которой разрешался вопрос о выдвижении кандидатов на соответствующих выборах ИКМО Автово получила 19 июля 2021 года, в то время как сама Конференция состоялась 20 июля 2021 года.

Также ИКМО Автово извещалась о проведении Конференции Местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово, на которой разрешался вопрос о выдвижении кандидатов на соответствующих выборах, посредством телефонограммы 12 июля 2021 года, в подтверждение чего суду представлен журнал (выписка) исходящих телефонограмм из местной общественной приемной партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и детализация услуг связи ПАО «Вымпелком».

Как следует из представленных доказательств, ИКМО Автово 12 июля 2021 года в 16 часов 03 минуты извещалась о проведении Конференции Местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово, назначенной на 20 июля 2021 года в 19 часов 00 минут.

В соответствии с пунктом 3.1.1 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года № 235/1486-6, извещать избирательную комиссию о проведении мероприятий целесообразно в письменной форме.

Указанное извещение в адрес избирательной комиссии может быть доставлено представителем избирательного объединения лично, нарочным (с выдачей расписки в получении), передано с помощью электронной почты, а также посредством факсимильной связи либо направлено заблаговременно по почте в срок, достаточный для избирательной комиссии, организующей выборы, для направления своего представителя для участия в указанном мероприятии, в исключительных случаях - телефонограммой.

В соответствии с п. 3.1.2 указанных Методических рекомендаций в случае несоблюдения избирательным объединением требований, предусмотренных пунктами 3.1, 3.1.1 настоящих Методических рекомендаций, организующая выборы избирательная комиссия обязана известить об этом территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации по соответствующему субъекту Российской Федерации.

Сведений об извещении ИКМО Автово Управления Минюста по Санкт-Петербургу о несоблюдении политической партией требований законодательства об уведомлении о проведении конференции по выдвижению кандидатов в депутаты материалы дела не содержат.

Извещение ИКМО Автово посредством телефонограммы согласуется с пунктом 3.1.1 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года № 235/1486-6, согласно которым, извещать избирательную комиссию о проведении мероприятий возможно посредством направления соответствующей телефонограммы, при этом в данных Методических рекомендациях не раскрыто понятие «исключительных случаев», равно как и не содержится запрета на извещение о проведении мероприятия по средствам телефонограммы.

Полномочия лица, осуществляющего извещение ИКМО Автово о проведении конференции по средствам телефонограммы, подтверждены соответствующим решением от 12 июля 2021 года, которое представлено суду при рассмотрении спора.

Суд считает установленным факт своевременного, позволяющего иметь возможность присутствовать на мероприятии, уведомления ИКМО Автово о проведении конференции, что свидетельствует о фактическом соблюдении требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ.

Также суд учитывает, что вопрос извещения о проведении Конференции Местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово, назначенной на 20 июля 2021 года в 19 часов 00 минут являлся предметом рассмотрения Санкт-Петербургской избирательной комиссии, и данному обстоятельству дана правовая оценка.

Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 09 августа 2021 года было установлено, что Княжским А.Ю. был соблюден порядок выдвижения и регистрации кандидатов, установленный Федеральным законом № 67-ФЗ. Указанное решение в установленном законом порядке не отменено и не изменено.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20, пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдении требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, который, в свою очередь, не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вправе вносить уточнения и дополнения в документы.

Такая гарантия направлена на обеспечение всем кандидатам равных возможностей по реализации своего пассивного права, также и в тех случаях, когда имеют место недостатки в представленных документах или их отсутствие.

В силу пункта 8 статьи 21, статьи 27 Закон Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" выдвижение кандидатов, представление документов для регистрации кандидатов осуществляются в течение 20 дней со дня, следующего за днем официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Не позднее чем за один день до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 22 данного закона Санкт-Петербурга, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его (их) регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

В силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает его об этом.

Указанная обязанность избирательной комиссии направлена на обеспечение предусмотренного тем же законоположением права кандидата не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о его регистрации, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы - за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, - представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения этих документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Отсутствие же у кандидата права вносить уточнения и дополнения в ранее представленные им в уполномоченную избирательную комиссию подписные листы в поддержку его выдвижения и в список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, предопределено принципом равенства выдвинутых кандидатов, необходимостью качественной проверки избирательной комиссией подписных листов в нормативно установленные сроки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2010 года N 1087-О-О).

Обязанность избирательной комиссии известить кандидата о недостатках в представленных им документах призвана гарантировать надлежащее осуществление пассивного избирательного права при выдвижении и регистрации кандидатов, носит императивный характер и не предполагает уклонения от ее исполнения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2011 года N 867-О-О). Она должна исполняться равным образом - в силу положения пункта 1 статьи 39 названного Федерального закона о том, что все кандидаты, за некоторыми исключениями, обладают равными правами и несут равные обязанности, - в отношении всех выдвинутых по соответствующему избирательному округу кандидатов и всех документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом.

В материалах дела отсутствуют доказательства о надлежащем уведомлении, в соответствии с положениями действующего законодательства, со стороны ИКМО Автово Княжского Александра Юрьевича о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документах, что также было установлено решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 09 августа 2021 года.

При этом суд полагает, что направление фотографии извещения о выявленных недостатках 28 июля 2021 года в мессенджере, что расценивается ИКМО Автово как надлежащее извещение, об этом не свидетельствует. Поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что Княжским А.Ю. было дано согласие на получение данных сведений по средствам сообщений в мессенджере, суду не представлено.

Если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга №303-46.

Княжским А.Ю. были представлены все документы для выдвижения и регистрации кандидатом на выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2, предусмотренные Федеральным законом № 67-ФЗ, Законом Санкт-Петербурга № 303-46, равно как и исполнены все требования законодательства о выборах, предъявляемые к порядку выдвижения и регистрации кандидатов.

Административным ответчиком в нарушение требований ч. 2 ст. 62 КАС РФ не доказан факт непредставления Княжским А.Ю. документов, необходимых для регистрации кандидата в депутаты, предусмотренных законом.

При этом судом не установлено иных оснований для отказа в регистрации Княжского Александра Юрьевича в качестве кандидата в депутаты при рассмотрении настоящего спора.

В силу ч. 6 ст. 76 Федерального закона №67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно части 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Административный истец Княжский А.Ю. в качестве меры по восстановлению нарушенного права просит суд обязать Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово зарегистрировать Княжского Александра Юрьевича кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу №2 в течение не позднее трех дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В рассматриваемом случае в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца Княжского Александра Юрьевича, суд считает необходимым возложить на Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово обязанность зарегистрировать Княжского Александра Юрьевича кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2 в течение одного дня с момента вступления решения суда в законную силу.

Также полагает необходимым указать административному ответчику на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-177, 241-244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Борисовой Полины Андреевны – удовлетворить.

Административное исковое заявление Княжского Александра Юрьевича – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово от 13 августа 2021 года № 18-9 «О регистрации Княжского Александра Юрьевича в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва».

Признать бездействие Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово, выразившееся в непринятии в установленном пунктом 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" порядке решения о регистрации Княжского Александра Юрьевича кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва.

Возложить на Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово обязанность зарегистрировать Княжского Александра Юрьевича кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2 в течение одного дня с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово сообщить об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение пяти дней путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Санкт-Петербурга.

Председательствующий судья: А.С. Лебедева