ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-520/20 от 27.07.2020 Невьянского городского суда (Свердловская область)

66RS0038-01-2020-001086-31

Административное дело №2а-520/2020

Мотивированное решение составлено

27 июля 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июля 2020 года город Невьянск Свердловской области

Невьянский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего Балакиной И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шибаковой Е.Ю.,

с участием: помощника Невьянского городского прокурора Леонтьевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Невьянского городского прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

установил:

Невьянский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Невьянский городской суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, распространенной на интернет-странице <*****>

В обоснование требований со ссылками на Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что в ходе проведенных прокуратурой надзорных мероприятий на предмет размещения для неограниченного круга лиц публичных оферт о продаже дипломов о среднем, средне – специальном, высшем образовании установлено, что в сети интернет имеется сайт, на котором для неопределённого круга лиц размещена информация о приобретении подложных документов об образовании и (или)о квалификации.

Возможность беспрепятственного приобретения аттестата или диплома без прохождения курса обучения в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию и соответствующем отечественным и международным образовательным стандартам, нарушает права граждан Российской Федерации на всестороннее, равное, общедоступное и в пределах, установленных законом, бесплатное образование, гарантированное статьей 43 Конституции Российской Федерации.

Прокурор в судебном заседании доводы иска поддержал.

Представитель заинтересованного лица – Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области (Роскомнадзор) – в судебное заседание не явился; извещался о дате, времени и месте его проведения, суду представил возражения на административный иск, в которых указал, что при осмотре информации, содержащейся на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что информация, содержащаяся на данном ресурсе недоступна, вход на сайт не осуществляется, страница не найдена. Указанный Интернет-ресурс не включен в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (статья 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ в ред. от 02.12.2019).

Со ссылками на части 1 и 2 статьи 265.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает, что заявленное требование непосредственно касается кого-либо из лиц, не участвующих в деле, и решение по делу затрагивает его права и обязанности, то привлечение такого лица к участию в деле является обязательным. Ответчиком по данной категории исков является лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной. Роскомнадзор в силу прямого указания закона привлекается к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

Постановленное по делу решение суда будет затрагивать права и законные интересы правообладателя, а также возлагать на него определенные обязанности, как владельца интернет-ресурса. Управление в свою очередь, не является ни правообладателем упоминаемого интернет-ресурса, ни информации, в содержании которой прокурор усмотрел признаки противоправности и в связи с чем, просит признать её запрещенной. Управление не является экспертной организацией и не обладает функциями эксперта, который может дать заключение о признаках противоправности, в указанной прокурором информации. Следовательно, привлечение Управления к участию в процессе по делу является необоснованным, поскольку для участия в деле должен быть привлечен правообладатель (владелец сайта, автор размещенной информации). Соответственно, по этому основанию, выставлять Управлению требование об удалении информации, обладающей признаками противоправности, необоснованно.

Учитывая, что на момент рассмотрения дела указанный прокурором в административном исковом заявлении Интернет-ресурс недоступен, в связи с чем отсутствует предмет рассмотрения о признании информации запрещенной, соответственно, имеются основания для прекращения производства по делу в соответствии с положениями ст. ст. 194, 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Просил: исключить Управление из числа каких-либо лиц по данному делу; привлечь к участию в процессе в качестве надлежащего административного ответчика правообладателя (владельца) Интернет-ресурса, поскольку постановленное по делу решение может повлиять на его права и обязанности.

Заслушав прокурора, исследовав письменные доказательства дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В силу ч.ч.1, 2 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 03.04.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. Владелец сайта в сети "Интернет" обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты для направления заявления, указанного в статье 15.7 настоящего Федерального закона, а также вправе предусмотреть возможность направления этого заявления посредством заполнения электронной формы на сайте в сети "Интернет". (части 1 и 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ).

Основанием для обращения в суд послужило выявленное в ходе мониторинга сети «Интернет» нарушение в области общественных отношений, возникающих в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

Как установлено судом, на выявленной прокурором интернет-странице <*****>.com размещена информация с предложениями для неопределенного круга лиц приобрести за деньги дипломы о высшем образовании, аттестаты об образовании на оригинальных бланках Гознака со всеми степенями защиты, дипломов техникума и колледжа; доставка курьерской службой, оплата наличными, наложенным платежом; цены.

Доступ к указанной странице в сети Интернет является доступным неопределенному кругу лиц.

Информация, содержащаяся на указанном ресурсе, образовательными учреждениями не размещается и носит противоправный характер.

Согласно положениям ст. 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу статьи 9 Закона об информации ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Части 1, 2, 4-7 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяют, что в Российской Федерации выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации. Такие документы оформляются на государственном языке Российской Федерации, и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня: (1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании); (2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании). Документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования: (1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании); (2) высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра); (3) высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста); (4) высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра).

Образцы документов об образовании, документов об образовании и о квалификации и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

При этом в п. 16 указанной статьи указано, что за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.

Таким образом, получение образования может быть подтверждено аттестатом, дипломом об образовании лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию.

В соответствии с законодательством Российской Федерации документ об образовании и (или) квалификации является необходимым условием для продолжения обучения в образовательных учреждениях либо научной организации по программам последующего уровня образования, а также - необходимым условием для осуществления отдельных видов деятельности.

При этом незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, (ст. 324 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, (ст. 327 УК РФ) являются уголовно-наказуемыми преступлениями.

Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов (раздел 10 глава 32 УК РФ).

При таком положении сведения, размещенные на указанной выше интернет-странице, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации.

Предоставление возможности доступа к интернет-сайтам, на которых содержится вышеуказанная информация, является, по существу, ее распространением.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5).

Обоснованность и правомерность доводов прокурора подтверждается представленными суду доказательствами, в том числе актом осмотра сайта в сети Интернет; и скрин-шотами страниц сайта с содержащейся на них информацией.

С учетом вышеизложенного, в настоящем деле установлен факт распространения на сайте в сети Интернет спорной информации. Установление этого обстоятельства является достаточным основанием для признания распространенной информации запрещенной.

Право прокурора обратиться в суд с настоящим иском регламентировано частью 1 ст. 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Как указал прокурор, установить личность и место жительства, лиц, осуществляющих распространение вышеуказанных материалов не представляется возможным, однако данные факты не могут влечь за собой отказ в судебной защите прав неопределенного круга лиц.

Доводы Роскомнадзора об исключении его из числа лиц, участвующих в деле, суд находит не состоятельными в силу положений части 2 ст. 265.3 КАС РФ. Лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, не установлено, в связи с чем у суда отсутствует возможность привлечь его к участию в деле в качестве административного ответчика.

Доводы Роскомнадзора о том, что страница не доступна, не подтверждены.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 указанного Закона, основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. 177-180, ст. 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», расположенную по сетевому адресу: странице https://ekaterinburg.godiplomsa.com, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Обратить решение к немедленному исполнению путем направления в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сетевого адреса: странице <*****> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия судом решения в Свердловский областной суд через Невьянский городской суд.

Председательствующий –