ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-520/2021 от 06.09.2021 Южноуральского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2а-520 /2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Южноуральск 06 сентября 2021 года

Южноуральский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Черепановой О.Ю.,

при секретаре Головиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Челябинской области к Малову Д. В. о взыскании задолженности по налогам, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 15 по Челябинской области обратилась в суд с административным иском к Малову Д.В., в котором просила взыскать с административного ответчика в бюджет задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 351 632 руб. 00 коп., пени в размере 698 руб.92 коп., по транспортному налогу в размере 76 500 руб. 00 коп., пени в размере 151 руб. 72 коп., по земельному налогу физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 38 574 руб. 00 коп., пени в размере 76 руб. 51 коп., всего 467 633 руб. 15 коп.

В обоснование иска указано, что налогоплательщиком не исполнены обязанность по уплате указанных налогов и пени, а также требование налогового органа об их уплате.

В судебное заседание представитель административного истца не явился. О времени и месте судебного заседания надлежаще извещен. Просил рассмотреть дело без своего участия, о чем указал в административном иске.

Административный ответчик Малов Д.В. в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания надлежаще извещен. О причинах неявки суд не уведомил.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 75 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается пеней. Пени определяются в процентах от неуплаченной суммы налога за каждый календарный день просрочки. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки.

В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401НК РФ.

В статье 401 НК РФ указано, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 402 НК РФ налоговой базой является кадастровая стоимость имущества.

Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Применению подлежат ставки, указанные в законе в редакции, действующей на момент начисления налога (статья 406 НК РФ).

Решением Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 25октября 2018 года № 427 «О введении налога на имущество физических лиц на территории Южноуральского городского округа» в редакции, действовавшей в указанный налоговым органом периоде, установлены ставки налога на имущество физических лиц на 2019 год, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в том числе: жилой дом, часть жилого дома, квартира, частьквартиры, комната, объекты незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, единый недвижимый комплекс, в состав которого входит хотя бы один жилой дом,гараж и машино-место, хозяйственное строение или сооружение, площадь которого не превышает 50 квадратных метров и которое расположено на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства-0,22%; объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, объекты налогообложения, предусмотренные абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ -1,5%; объект налогообложения, кадастровая стоимость которого превышает 300 миллионов рублей - 2%; прочие объекты налогообложения-0,5%.

Также Решением Собрания депутатов города Троицка Челябинской области от 19 ноября 2015 года № 41 «О введении налога на имущество физических лиц» в редакции, действовавшей в указанный налоговым органом периоде, установлены ставки налога на имущество физических лиц, действующие на 2019 год, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в том числе на прочие объекты налогообложения-0,5%.

Срок уплаты налога на имущества физических лиц не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 409 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянно (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ (пункт 1 статьи 390 НК РФ).

Налоговым периодом по земельному налогу для физических лиц признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).

В соответствии со статьей 394 НК РФ ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Согласно решению Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 25 октября 2018 года № 428 «О введении налоговых ставок, порядка и сроков уплаты земельного налога на территории Южноуральского городского округа» установлены ставки земельного налога на 2019 год, исходя из категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка в следующих размерах, в том числе: 0,16 процентов за земельные участки, не используемые в предпринимательской деятельности, приобретенные (предоставленные) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельные участки общего назначения, предусмотренные Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;0,3 процента за земельные участки-отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемые для сельскохозяйственного производства; занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых для предпринимательской деятельности); 1,0 процент за земельные участки, занятые гаражными (гаражно-строительными) кооперативами и индивидуальными гаражами; 1,5 процента за прочие земельные участки.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 397 НК РФ).

В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Согласно статье 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии со статьей 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-ЗО «О транспортном налоге» (действовавшим на указанный налоговым органом налоговый период) налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Материалами дела установлено, что на имя административного ответчика в 2019 году было зарегистрировано следующее:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Таким образом, административный ответчик в указанный налоговый период являлся плательщиком земельного налога, налога на имущество физических лиц, транспортного налога.

За 2019 год административному ответчику надлежало уплатить земельный налог в размере 38 574 руб. 00 коп., налог на имущество физический лиц в размере 353 463 руб. 00 коп., транспортный налог в размере 76 500 руб. 00 коп., в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства подтверждаются налоговым уведомлением (л.д. 13-14).

Административным ответчиком обязанность по своевременной и в полном объеме уплате налогов за 2019 год исполнена не была.

Из материалов дела следует, что за Маловым Д.В. числится недоимка за 2019 год по земельному налогу в размере 38 574 руб. 00 коп. по налогу на имущество физических лиц в размере 351 632 руб. 00 коп., по транспортному налогу в размере 76 500 руб. 00 коп.

В связи с невыполнением в срок и в полном объеме обязанности по уплате налогов за 2019 год административным истцом начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по земельному налогу в размере 76 руб. 51 коп., по налогу на имущество физических лиц в размере 698 руб. 92 коп., по транспортному налогу в размере 151 руб. 72 коп. (л.д. 18). Расчеты налога и пени судом проверены и признаны верными.

Налоговым органом административному ответчику в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ через личный кабинет налогоплательщика было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ с предложением погасить задолженность до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-17).

Доказательств уплаты налогов и пени административным ответчиком суду не представлено.

Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учетав налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020 года № 374-ФЗ, действующей с 23 декабря 2020 года) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнениятребования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей. (ранее законом предусматривалась сумма 3 000 рублей).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Поскольку сумма задолженности, подлежащей взысканию по требованию превысила 10 000 руб., соответственно, срок для подачи заявления о вынесении судебного приказа о взыскании содержащихся в требованиях сумм задолженности согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев).

28 января 2021 года (в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования) налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки.

02 февраля 2021 года мировым судьей судебного участка № 1 г. Южноуральска Челябинской области вынесен судебный приказ о взыскании задолженности, который в связи с поступлением возражений должника отменен определением того же мирового судьи от 11 мая 2021 года.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С данным административным иском налоговый орган обратился в суд 11 июня 2021 года.

Таким образом, предусмотренный налоговым законодательством срок и порядок взыскания недоимки по взыскиваемым налогам и пени на указанную недоимку налоговым органом соблюдены.

Учитывая изложенное, исковые требования налогового органа подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Учитывая изложенное, с Малова Д.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 7 876 руб. 33 коп.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Челябинской области к Малову Д. В. о взыскании задолженности по налогам, пени удовлетворить.

Взыскать с Малова Д. В., проживающего по адресу: <данные изъяты> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Челябинской области задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 351 632 руб. 00 коп., пени в размере 698 руб. 92 коп., по транспортному налогу физических лиц за 2019 год в размере 76 500 руб. 00 коп., пени в размере 151 руб. 72 коп., по земельному налогу физических лиц за 2019 год в размере 38 574 руб. 00 коп., пени в размере 76 руб. 51 коп., всего 467 633 руб. 15 коп.

Взыскать с Малова Д. В. в доход бюджета Южноуральского городского округа государственную пошлину в размере 7 876 руб. 33 коп.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Южноуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись О.Ю.Черепанова

Мотивированное решение составлено 10 сентября 2021 года

Копия верна

Судья О.Ю.Черепанова