ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-520/2021 от 29.06.2021 Усть-вымского районного суда (Республика Коми)

11RS0020-01-2021-000997-24

2а-520/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Айкино

29 июня 2021 г.

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Ермакова А.Е., при секретаре Злобине Р.Е., с участием прокурора Чередниченко А.С., представителя административного ответчика Козлова И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Усть-Вымского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района "Усть-Вымский" о признании бездействия незаконным, обязании создать маневренный жилищный фонд,

установил:

Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнений, обратился в суд с административным иском к Администрации МР "Усть-Вымский" о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприятии мер к созданию на территории сельских поселений "Айкино", "Усть-Вымь", "Кожмудор", "Гам", "Мадмас", "Донаель", "Межег", "Илья-Шор", "Студенец", "Вежайка" маневренного жилищного фонда, обязании в срок до 01.01.2023 создать в указанных сельских поселениях маневренный жилищный фонд.

В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проверки исполнения жилищного законодательства органами местного самоуправления муниципального района "Усть-Вымский" установлено, что на территории названных сельских поселений не имеется специализированного (маневренного) фонда. Бездействие административного ответчика в части непринятия мер по организации создания указанного жилищного фонда является недопустимым, поскольку нарушает конституционные права граждан на жилье.

Судом в порядке подготовки к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация СП "Айкино", Администрация СП "Усть-Вымь", Администрация СП "Кожмудор", Администрация СП "Гам", Администрация СП "Мадмас", Администрация СП "Донаель", Администрация СП "Межег", Администрация СП "Илья-Шор", Администрация СП "Студенец", Администрация СП "Вежайка".

В письменных возражениях Администрация МР "Усть-Вымский" указала, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку полномочия по содержанию муниципального жилищного фонда переданы сельским поселениям, в муниципальной собственности МР "Усть-Вымский" жилищный фонд социального использования отсутствует, обязанность иметь в каждом сельском поселении жилые помещения специализированного (маневренного) фонда не предусмотрена.

Возражая против удовлетворения иска, Администрация СП "Айкино" в письменном отзыве указала, что специализированный (маневренный) фонд на территории сельского поселения создан.

В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении уточненный исковых требований.

Представитель административного ответчика возражал против удовлетворения иска, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.

Заинтересованные лица в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежаще, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной, на основании ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) классифицирует жилищный фонд в зависимости от целей его использования на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.

К специализированному жилищному фонду положения п.2 ч.3 ст.19 ЖК РФ относят совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

В качестве жилых помещений специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч.2 ст.92 ЖК РФ).

В силу положений п.3 ч.1 ст.92 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда относятся к числу специализированных жилых помещений.

Статьей 95 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: 1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; 2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; 3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; 3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания - в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; 4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Таким образом, назначение жилых помещений маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение, гражданам, оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение, чрезвычайных и иных подобных обстоятельств.

При этом отсутствие маневренного жилищного фонда создает угрозу нарушения жилищных прав граждан, когда в силу определенных обстоятельств, перечисленных в ст.95 ЖК РФ, они остаются без жилья.

Следовательно, доводы административного ответчика об отсутствии у органов местного самоуправления обязанности иметь маневренный жилищный фонд являются несостоятельными, поскольку создание такого фонда прямо предусмотрено ЖК РФ и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе текущей нуждаемости, необходимости, целесообразности, количества лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Как следует положений из абз.15 ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон), органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В свою очередь муниципальные образования делятся на городские или сельские поселения, муниципальные районы, муниципальные округа, городские округа, городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы и внутригородские территории города федерального значения (абз.10 ч.1 ст.2 Закона).

Полномочия каждого из органов местного самоуправления в зависимости от вида муниципального образования определены в статьях 14 - 16.2 Закона.

Одним из вопросов местного значения в силу положений п.6 ч.1 ст.14 Закона является обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

По общему правилу, установленному ч.3, ч.4 ст.14 Закона, указанный в п.6 ч.1 ст.14 Закона вопрос местного значения относится к числу вопросов местного значения муниципальных районов. При этом законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений данный вопрос местного значения может быть закреплен за сельскими поселениями.

Начиная с 01.01.2020 Закон РК от 09.12.2014 №148-РЗ "О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми" отменен в соответствии с Законом РК от 27.09.2019 №54-РЗ "О признании утратившими силу Закона Республики Коми "О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми" и законов Республики Коми о внесении изменений в него", при этом новый закон регламентирующий распределение полномочий между сельскими поселениями и муниципальными районами не принят.

Таким образом, осуществление полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством на территории Республики Коми с 01.01.2020 и до настоящего времени относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов.

При этом доводы административного ответчика о наличии заключенных между Администрацией МР "Усть-Вымский" и главами сельских поселений "Айкино", "Усть-Вымь", "Кожмудор", "Гам", "Мадмас", "Донаель", "Межег", "Илья-Шор", "Студенец", "Вежайка" соглашений о передаче сельским поселениям полномочий по решению вопросов местного значения в области жилищных отношений не свидетельствует об изменении установленной законом компетенции органов местного самоуправления муниципального района и сельских поселений, в силу следующего.

В соответствии с ч.4 ст.15 Закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Так согласно ч.3 п.1.1 названных соглашений, администрациям сельских поселений "Айкино", "Усть-Вымь", "Кожмудор", "Гам", "Мадмас", "Донаель", "Межег", "Илья-Шор", "Студенец", "Вежайка" Усть-Вымского муниципального района переданы полномочия в области жилищных отношений лишь в части обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями; содержания и учета муниципального жилищного фонда.

В то же время, указанными соглашениями полномочия по созданию и предоставлению жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда от Администрации МР "Усть-Вымский" к администрациям сельских поселений не передавались.

Кроме того передача органами местного самоуправления муниципального района части своих полномочий сельским поселениям является одним из способов их реализации в рамках публично-правового обязательства, по которому муниципальный район передает исполнение своих полномочий (не сами полномочия, а только их исполнение) и соответствующее финансирование сельским поселениям, а последние реализуют такие полномочия в соответствии с заключенным соглашением.

При этом названные двусторонние соглашения не освобождают Администрацию МР "Усть-Вымский" от ответственности за неосуществление предусмотренных законом полномочий в сфере жилищных отношений, отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов, а также от исполнения своих обязательств в соответствии с заключенными соглашениями по предоставлению соответствующего финансирования, осуществлению надлежащего контроля за исполнением таких полномочий.

Из материалов дела усматривается, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой Усть-Вымского района Республики Коми было выявлено отсутствие по состоянию на 16.04.2021 на территории сельских поселений "Айкино", "Усть-Вымь", "Кожмудор", "Гам", "Мадмас", "Донаель", "Межег", "Илья-Шор", "Студенец", "Вежайка" Усть-Вымского муниципального района жилых помещений маневренного жилого фонда.

Однако на момент подачи в суд настоящего административного искового заявления, на территории СП "Гам" был создан муниципальный маневренный жилищный фонд, так как имелось одно жилое помещение маневренного жилищного фонда по адресу <Адрес>, которое было создано на основании постановления администрации СП "Гам" от 17.03.2021 <Номер>.

Таким образом, исковые требования в части признания незаконным бездействия Администрации МР "Усть-Вымский", выразившегося в неприятии мер к созданию на территории СП "Гам" маневренного жилищного фонда и обязании в срок до 01.01.2023 создать на территории СП "Гам" маневренный жилищный фонд удовлетворению не подлежат.

На территориях сельских поселений "Айкино", "Усть-Вымь", "Мадмас", "Донаель", "Межег", "Вежайка" муниципальный маневренный жилищный фонд был сформирован после обращения прокурора в суд с настоящим административным иском, о чем свидетельствуют постановление главы администрации СП "Айкино" от 17.06.2021 <Номер>, постановление главы администрации СП "Мадмас" от 08.06.2021 <Номер>, постановление главы администрации СП "Усть-Вымь" от 01.06.2021 <Номер>, постановление главы администрации СП "Межег" от 03.06.2021 <Номер> постановление главы администрации СП "Донаель" от 03.06.2021 <Номер> и постановление главы администрации СП "Вежайка" от 04.06.2021 <Номер>.

Следовательно, факт противоправного бездействия Администрации МР "Усть-Вымский"выразившегося в неприятии мер к созданию на территориях сельских поселений "Айкино", "Усть-Вымь", "Кожмудор", "Мадмас", "Донаель", "Межег", "Илья-Шор", "Студенец", "Вежайка" муниципального маневренного жилищного фонда, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, в связи с чем, исковые требования прокурора Усть-Вымского района Республики Коми в данной части подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Поскольку на момент рассмотрения дела на территориях сельских поселений "Айкино", "Усть-Вымь", "Мадмас", "Донаель", "Межег", "Вежайка" муниципальный маневренный жилищный фонд создан, постольку в целях устранения, установленных в ходе рассмотрения дела, нарушений жилищных прав неопределенного круга лиц, имеющих в силу положений ст.95 ЖК РФ, право на предоставление жилых помещений муниципального маневренного жилого фонда, на Администрацию МР "Усть-Вымский" следует возложить обязанность по созданию муниципального маневренного жилого фонда лишь на территориях сельских поселений "Студенец", "Кожмудор", "Илья-Шор", при этом отказать в удовлетворении исковых требований в остальной части.

Принимая во внимание отсутствие на территории сельских поселений "Студенец", "Кожмудор", "Илья-Шор" жилых помещений муниципального жилищного фонда, пригодных для перевода в маневренный жилищный фонд, а также особенности бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта бюджета и требования законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, суд в соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ устанавливает срок исполнения решения до 01.01.2023.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Иск прокурора Усть-Вымского района в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального района "Усть-Вымский" выразившегося в отсутствии на территориях сельских поселений "Айкино", "Усть-Вымь", "Кожмудор", "Мадмас", "Донаель", "Межег", "Илья-Шор", "Студенец", "Вежайка" муниципального маневренного жилого фонда.

Обязать Администрацию муниципального района "Усть-Вымский" в срок до 01 января 2023 г. создать на территориях сельских поселений "Кожмудор", "Илья-Шор", "Студенец" муниципальный маневренный жилищный фонд.

В остальной части исковые требования прокурора Усть-Вымского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района "Усть-Вымский" о признании бездействия незаконным, обязании создать маневренный жилищный фонд – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий