ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5210/2022 от 03.10.2022 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело № 2а-5210/2022

УИД 05RS0038-01-2022-013270-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала 3 октября 2022 года

Советский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:

председательствующего – судьи Токаевой З.М.,

при секретаре судебного заседания Маликовой А.З.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора г.Махачкалы Рагимов Р.Т.,

представителя административного ответчика Администрации ГОсВД «город Махачкала» по доверенности ФИО1,

представителя административного ответчика МКУ "Управление по реализации программы "Ветхое аварийное жилье" и улучшению жилищных условий" г.Махачкалы по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора г.Махачкалы в защиту жилищных прав граждан, состоящих на учете в администрации ГОсВД г.Махачкала по категории «малоимущие граждане» к Администрации ГОсВД г.Махачкала, МКУ "Управление по реализации программы "Ветхое аварийное жилье" и улучшению жилищных условий" г.Махачкалы и МКУ «Управление имущественных и земельных отношений г.Махачкала» о признании незаконными бездействия Администрации ГОсВД «город Махачкала», выразившегося: в непринятии мер по исполнению законных требований прокурора, изложенных в представлении от 17.05.2022 № 02/06-01; в не принятием мер по обеспечению жилыми помещения малоимущих граждан, проживающих в городском округе «г.Махачкала» и состоящих на соответствующем учете, и обязании Администрацию ГОсВД «город Махачкала» принять меры к реализации вопроса местного значения по обеспечению жильем малоимущих граждан, состоящих на учете и нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Махачкалы в защиту жилищных прав граждан, состоящих на учете в администрации ГОсВД г.Махачкала по категории «малоимущие граждане» обратился в суд с указанным выше административным иском к Администрации ГОсВД г.Махачкала, МКУ "Управление по реализации программы "Ветхое аварийное жилье" и улучшению жилищных условий" г.Махачкалы и МКУ «Управление имущественных и земельных отношений г.Махачкала».

В обоснование административного иска указывает, что прокуратурой города проведена проверка по обращению ФИО3, состоящего с 19.09.2007 на учете администрации г.Махачкалы для получения жилья из муниципального жилищного фонда по категории «малоимущие граждане». Установлено, что с 1974 года по настоящее время на учете Администрации для улучшения жилищных условий состоит свыше 10 000 лиц, в том числе 3 000 малоимущих, около 5 000 лиц, подлежащих обеспечению жильем в порядке, определяемом Правительством Республики Дагестан, а также более 500 лиц, которые сохраняют право состоять на учете, по основаниям, предусмотренным до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации (матери одиночки, многодетные семьи и т.д.).

Между тем, ГОсВД «город Махачкала» свободной и нераспределенной жилой площадью для обеспечения указанных лиц жильем не располагает, строительство муниципального жилья не осуществляет, что свидетельствует о непринятии Администрацией необходимых мер для реализации данного вопроса местного значения.

В целях устранения указанных нарушений закона прокуратурой города 17.05.2022 внесено представление в адрес главы г.Махачкалы.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Однако из ответа Администрации от 17.06.2022 на представление прокуратуры города от 17.05.2022 следует, что меры, направленные на устранение выявленных нарушений, не приняты.

Определением суда от 02.09.2022 к участию в рассмотрении дела в качестве соответчиков привлечено МКУ "Управление по реализации программы "Ветхое аварийное жилье" и улучшению жилищных условий" г.Махачкалы и МКУ «Управление имущественных и земельных отношений г.Махачкала».

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора г.Махачкалы Рагимов Р.Т., административное исковое заявление поддержал в полном объеме, просил удовлетворить его по основаниям, изложенным в нем.

Представитель административного ответчика Администрации ГОсВД «город Махачкала» по доверенности ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления просила отказать по основаниям, изложенным в ответе Администрации г.Махачкалы на имя и.о. прокурора г.Махачкалы от 17.06.2022, согласно которому представление прокурора города рассмотрено, дан полный и развернутый ответ.

Представитель административного ответчика МКУ "Управление по реализации программы "Ветхое аварийное жилье" и улучшению жилищных условий" г.Махачкалы по доверенности ФИО2 в удовлетворении административного искового заявления просила отказать по основаниям, изложенным в ответе Администрации г.Махачкалы на имя и.о. прокурора г.Махачкалы от 17.06.2022.

Представитель административного ответчика МКУ «Управление имущественных и земельных отношений г.Махачкалы», надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, об отложении не ходатайствовал.

Заинтересованное лицо ФИО3, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", вносит представление об устранении нарушений закона (п. 3 ст. 22 указанного Федерального закона).

В силу п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года N 84-О по смыслу взаимосвязанных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (пункта 1 статьи 6, пункта 3 статьи 22, пункта 1 статьи 24) следует, что само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего, в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из материалов дела, проведенной по обращению ФИО3, состоящего с 19.08.2007 на учете в Администрации г.Махачкала для получения жилья из муниципального жилищного фонда по категории «малоимущие граждане», прокуратурой проверкой установлено, что с 1974 года по настоящее время на учете в Администрации для улучшения жилищных условий состоит свыше 10 000 лиц, в том числе 3 000 малоимущих, около 5 000 лиц, подлежащих обеспечению жильем в порядке, определяемом Правительством Республики Дагестан, а также более 500 лиц, которые сохраняют право состоять на учете, по основаниям, предусмотренным до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации (матери одиночки, многодетные семьи и т.д.). Администрацией ГОсВД «город Махачкала» свободной и нераспределенной жилой площадью для обеспечения указанных лиц жильем не располагает, строительство муниципального жилья не осуществляет, что свидетельствует о непринятии Администрацией необходимых мер для реализации данного вопроса местного значения.

В связи с выявленными фактами 17.05.2022 в адрес главы города Махачкалы внесено представление № 02-06/01/Прдп43-22-20820002 об устранении нарушений, причин и условий, им способствующих.

По результатам рассмотрения представления, администрацией города письмом от 17.06.2022 № 51.01-06-23-2347/22 сообщено, что «ФИО3 значится в списках граждан, принятых на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения из муниципального жилищного фонда по категории «малоимущие граждане», с 19.09.2007 г. Указанный список формируется в хронологической последовательности, исходя из даты принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При проверке сведений о наличии (отсутствии) зарегистрированных прав на недвижимое имущество у ФИО3 и совместно проживающих членов семьи было выявлено, что его супруга ФИО4 произвела 26 мая 2015 года отчуждение жилого помещения общей площадью 57,1 кв.м., расположенного по адресу: <...>, а сам заявитель 28 апреля 2014 года произвел отчуждение жилого помещения, расположенного по адресу: РД, Махачкала, ул. М.Гаджиева, д. 210-а, кв. 40, общей площадью 14 кв.м. В настоящее время на праве собственности у супруги также находится жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 19 кв.м. С учетом общей площади принадлежавших семье ФИО3 в период с 2011 года до 2015 года жилых помещений на состав семьи 4 человека, у него не было нуждаемости в улучшении жилищных условий. Таким образом, повторное право на признание семьи ФИО3 нуждающейся в улучшении жилищных условий возникло только с 27 мая 2020 года. Так как ФИО3 является инвалидом 1 группы, он имеет право в соответствии с Законом Республики Дагестан от 03.02.2006 г. № 4 «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма и порядке предоставления жилья данным категориям граждан» (далее - Закон РД № 4) на улучшение жилищных условий за счет жилищного фонда Республики Дагестан».

В силу требований статьи 12, части 1 статьи 130 и части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Согласно части 1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, участие в долевом строительстве.

Из положений пункта 4 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что малоимущим гражданам предоставляются жилые помещения по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в числе прочего, обеспечение проживающих в нем и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения результатов по вопросам собственной компетенции.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как установлено судом, Администрация ГОсВД «город Махачкала» свободной и нераспределенной жилой площадью для обеспечения указанных лиц жильем не располагает, строительство муниципального жилья не осуществляет, меры, направленные на устранение выявленных нарушений, не приняты.

В ответе администрации ГОсВД «город Махачкала» от 17.06.2022 по результатам рассмотрения представления указано лишь о причинах снятия ФИО3 с учета, при этом каких-либо сведений о принимаемых Администрацией мерах по обеспечению лиц, состоящих на учете с 1974 года по настоящее время, в количестве свыше 10 000 человек, оно не содержит. В данном случае обращение ФИО3 послужило основанием для проведения прокурорской проверки.

Таким образом, судом установлено, что Администрацией г.Махачкалы не приняты меры, конкретные действия по устранению нарушений закона, их причин и условий им способствующих.

При таких обстоятельствах требования прокурора о признании незаконными бездействия Администрации ГОсВД «город Махачкала», выразившееся в не устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, указанных в представлении № 02-06/01/Прдп43-22-20820002 от 15.05.2022г., подлежат удовлетворению.

Поскольку судом установлено и в ходе рассмотрения дела административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих принятие конкретных мер по устранению нарушений закона по обеспечению жилыми помещениями малоимущих граждан, причин и условий, им способствующих, суд приходит к выводу о возложении на Администрацию ГОсВД «город Махачкала» обязанности по их устранению.

Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд полагает необходимым возложить на Администрацию ГОсВД «город Махачкала» обязанность по принятию мер к реализации вопроса местного значения по обеспечению жильем малоимущих граждан, состоящих на учете и нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора г.Махачкалы в защиту жилищных прав граждан, состоящих на учете в Администрации ГОсВД г.Махачкала по категории «малоимущие граждане» - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации ГОсВД «город Махачкала», выразившегося в непринятии мер по исполнению законных требований прокурора, изложенных в представления от 17.05.2022 № 02/06-01, бездействия Администрации ГОсВД «город Махачкала».

Признать незаконным бездействие Администрации ГОсВД «город Махачкала», выразившегося не принятием мер по обеспечению жилыми помещения малоимущих граждан, проживающих в городском округе «г.Махачкала» и состоящих на соответствующем учете.

Обязать Администрацию ГОсВД «город Махачкала» принять меры к реализации вопроса местного значения по обеспечению жильем малоимущих граждан, состоящих на учете и нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме через суд первой инстанции.

Судья З.М. Токаева

Мотивированное решение суда изготовлено 17.10.2022.