ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5210/2022 от 03.10.2022 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело № 2а-5210/2022

УИД 05RS0038-01-2022-013270-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала 3 октября 2022 года

Советский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:

председательствующего – судьи Токаевой З.М.,

при секретаре судебного заседания Маликовой А.З.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора г.Махачкалы Рагимов Р.Т.,

представителя административного ответчика Администрации ГОсВД «город Махачкала» по доверенности Магомедовой С.К.,

представителя административного ответчика МКУ "Управление по реализации программы "Ветхое аварийное жилье" и улучшению жилищных условий" г.Махачкалы по доверенности Рабадановой П.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора г.Махачкалы в защиту жилищных прав граждан, состоящих на учете в администрации ГОсВД г.Махачкала по категории «малоимущие граждане» к Администрации ГОсВД г.Махачкала, МКУ "Управление по реализации программы "Ветхое аварийное жилье" и улучшению жилищных условий" г.Махачкалы и МКУ «Управление имущественных и земельных отношений г.Махачкала» о признании незаконными бездействия Администрации ГОсВД «город Махачкала», выразившегося: в непринятии мер по исполнению законных требований прокурора, изложенных в представлении от 17.05.2022 № 02/06-01; в не принятием мер по обеспечению жилыми помещения малоимущих граждан, проживающих в городском округе «г.Махачкала» и состоящих на соответствующем учете, и обязании Администрацию ГОсВД «город Махачкала» принять меры к реализации вопроса местного значения по обеспечению жильем малоимущих граждан, состоящих на учете и нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Махачкалы в защиту жилищных прав граждан, состоящих на учете в администрации ГОсВД г.Махачкала по категории «малоимущие граждане» обратился в суд с указанным выше административным иском к Администрации ГОсВД г.Махачкала, МКУ "Управление по реализации программы "Ветхое аварийное жилье" и улучшению жилищных условий" г.Махачкалы и МКУ «Управление имущественных и земельных отношений г.Махачкала».

В обоснование административного иска указывает, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Гусейнова Э.А., состоящего с 19.09.2007 на учете администрации г.Махачкалы для получения жилья из муниципального жилищного фонда по категории «малоимущие граждане». Установлено, что с 1974 года по настоящее время на учете Администрации для улучшения жилищных условий состоит свыше 10 000 лиц, в том числе 3 000 малоимущих, около 5 000 лиц, подлежащих обеспечению жильем в порядке, определяемом Правительством Республики Дагестан, а также более 500 лиц, которые сохраняют право состоять на учете, по основаниям, предусмотренным до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации (матери одиночки, многодетные семьи и т.д.).

Между тем, ГОсВД «город Махачкала» свободной и нераспределенной жилой площадью для обеспечения указанных лиц жильем не располагает, строительство муниципального жилья не осуществляет, что свидетельствует о непринятии Администрацией необходимых мер для реализации данного вопроса местного значения.

В целях устранения указанных нарушений закона прокуратурой города 17.05.2022 внесено представление в адрес главы г.Махачкалы.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Однако из ответа Администрации от 17.06.2022 на представление прокуратуры города от 17.05.2022 следует, что меры, направленные на устранение выявленных нарушений, не приняты.

Определением суда от 02.09.2022 к участию в рассмотрении дела в качестве соответчиков привлечено МКУ "Управление по реализации программы "Ветхое аварийное жилье" и улучшению жилищных условий" г.Махачкалы и МКУ «Управление имущественных и земельных отношений г.Махачкала».

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора г.Махачкалы Рагимов Р.Т., административное исковое заявление поддержал в полном объеме, просил удовлетворить его по основаниям, изложенным в нем.

Представитель административного ответчика Администрации ГОсВД «город Махачкала» по доверенности Магомедова С.К. в удовлетворении административного искового заявления просила отказать по основаниям, изложенным в ответе Администрации г.Махачкалы на имя и.о. прокурора г.Махачкалы от 17.06.2022, согласно которому представление прокурора города рассмотрено, дан полный и развернутый ответ.

Представитель административного ответчика МКУ "Управление по реализации программы "Ветхое аварийное жилье" и улучшению жилищных условий" г.Махачкалы по доверенности Рабаданова П.М. в удовлетворении административного искового заявления просила отказать по основаниям, изложенным в ответе Администрации г.Махачкалы на имя и.о. прокурора г.Махачкалы от 17.06.2022.

Представитель административного ответчика МКУ «Управление имущественных и земельных отношений г.Махачкалы», надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, об отложении не ходатайствовал.

Заинтересованное лицо Гусейнов Э.А., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", вносит представление об устранении нарушений закона (п. 3 ст. 22 указанного Федерального закона).

В силу п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года N 84-О по смыслу взаимосвязанных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (пункта 1 статьи 6, пункта 3 статьи 22, пункта 1 статьи 24) следует, что само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего, в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из материалов дела, проведенной по обращению Гусейнова Э.А., состоящего с 19.08.2007 на учете в Администрации г.Махачкала для получения жилья из муниципального жилищного фонда по категории «малоимущие граждане», прокуратурой проверкой установлено, что с 1974 года по настоящее время на учете в Администрации для улучшения жилищных условий состоит свыше 10 000 лиц, в том числе 3 000 малоимущих, около 5 000 лиц, подлежащих обеспечению жильем в порядке, определяемом Правительством Республики Дагестан, а также более 500 лиц, которые сохраняют право состоять на учете, по основаниям, предусмотренным до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации (матери одиночки, многодетные семьи и т.д.). Администрацией ГОсВД «город Махачкала» свободной и нераспределенной жилой площадью для обеспечения указанных лиц жильем не располагает, строительство муниципального жилья не осуществляет, что свидетельствует о непринятии Администрацией необходимых мер для реализации данного вопроса местного значения.

В связи с выявленными фактами 17.05.2022 в адрес главы города Махачкалы внесено представление № 02-06/01/Прдп43-22-20820002 об устранении нарушений, причин и условий, им способствующих.

По результатам рассмотрения представления, администрацией города письмом от 17.06.2022 № 51.01-06-23-2347/22 сообщено, что «Гусейнов Э.А. значится в списках граждан, принятых на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения из муниципального жилищного фонда по категории «малоимущие граждане», с 19.09.2007 г. Указанный список формируется в хронологической последовательности, исходя из даты принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При проверке сведений о наличии (отсутствии) зарегистрированных прав на недвижимое имущество у Гусейнова Э.А. и совместно проживающих членов семьи было выявлено, что его супруга Гусейнова М.А. произвела 26 мая 2015 года отчуждение жилого помещения общей площадью 57,1 кв.м., расположенного по адресу: РД, г.Махачкала, ул. Мамедбекова, д. 78, а сам заявитель 28 апреля 2014 года произвел отчуждение жилого помещения, расположенного по адресу: РД, Махачкала, ул. М.Гаджиева, д. 210-а, кв. 40, общей площадью 14 кв.м. В настоящее время на праве собственности у супруги также находится жилое помещение, расположенное по адресу: РД, г. Махачкала, ул. Гагарина, д. 48, кв. 25, общей площадью 19 кв.м. С учетом общей площади принадлежавших семье Гусейнова Э.А. в период с 2011 года до 2015 года жилых помещений на состав семьи 4 человека, у него не было нуждаемости в улучшении жилищных условий. Таким образом, повторное право на признание семьи Гусейнова Э.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий возникло только с 27 мая 2020 года. Так как Гусейнов Э.А. является инвалидом 1 группы, он имеет право в соответствии с Законом Республики Дагестан от 03.02.2006 г. № 4 «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма и порядке предоставления жилья данным категориям граждан» (далее - Закон РД № 4) на улучшение жилищных условий за счет жилищного фонда Республики Дагестан».

В силу требований статьи 12, части 1 статьи 130 и части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Согласно части 1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, участие в долевом строительстве.

Из положений пункта 4 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что малоимущим гражданам предоставляются жилые помещения по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в числе прочего, обеспечение проживающих в нем и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения результатов по вопросам собственной компетенции.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как установлено судом, Администрация ГОсВД «город Махачкала» свободной и нераспределенной жилой площадью для обеспечения указанных лиц жильем не располагает, строительство муниципального жилья не осуществляет, меры, направленные на устранение выявленных нарушений, не приняты.

В ответе администрации ГОсВД «город Махачкала» от 17.06.2022 по результатам рассмотрения представления указано лишь о причинах снятия Гусейнова Э.А. с учета, при этом каких-либо сведений о принимаемых Администрацией мерах по обеспечению лиц, состоящих на учете с 1974 года по настоящее время, в количестве свыше 10 000 человек, оно не содержит. В данном случае обращение Гусейнова Э.А. послужило основанием для проведения прокурорской проверки.

Таким образом, судом установлено, что Администрацией г.Махачкалы не приняты меры, конкретные действия по устранению нарушений закона, их причин и условий им способствующих.

При таких обстоятельствах требования прокурора о признании незаконными бездействия Администрации ГОсВД «город Махачкала», выразившееся в не устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, указанных в представлении № 02-06/01/Прдп43-22-20820002 от 15.05.2022г., подлежат удовлетворению.

Поскольку судом установлено и в ходе рассмотрения дела административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих принятие конкретных мер по устранению нарушений закона по обеспечению жилыми помещениями малоимущих граждан, причин и условий, им способствующих, суд приходит к выводу о возложении на Администрацию ГОсВД «город Махачкала» обязанности по их устранению.

Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд полагает необходимым возложить на Администрацию ГОсВД «город Махачкала» обязанность по принятию мер к реализации вопроса местного значения по обеспечению жильем малоимущих граждан, состоящих на учете и нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора г.Махачкалы в защиту жилищных прав граждан, состоящих на учете в Администрации ГОсВД г.Махачкала по категории «малоимущие граждане» - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации ГОсВД «город Махачкала», выразившегося в непринятии мер по исполнению законных требований прокурора, изложенных в представления от 17.05.2022 № 02/06-01, бездействия Администрации ГОсВД «город Махачкала».

Признать незаконным бездействие Администрации ГОсВД «город Махачкала», выразившегося не принятием мер по обеспечению жилыми помещения малоимущих граждан, проживающих в городском округе «г.Махачкала» и состоящих на соответствующем учете.

Обязать Администрацию ГОсВД «город Махачкала» принять меры к реализации вопроса местного значения по обеспечению жильем малоимущих граждан, состоящих на учете и нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме через суд первой инстанции.

Судья З.М. Токаева

Мотивированное решение суда изготовлено 17.10.2022.