ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5215/20 от 03.12.2020 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

39RS0001-01-2020-005864-70

Дело № 2а-5215/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 декабря 2020 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Чесноковой Е.В.

при секретаре Медведском Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шелудько В.Ф. к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области об оспаривании отказа в проведении государственной проверки контроля качества и безопасности медицинской деятельности, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, заинтересованное лицо Министерство здравоохранения Калининградской области,

У С Т А Н О В И Л:

Шелудько В.Ф. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным ответ от 31.07.2020 № И39-1620/20 территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области на обращение Шелудько В.Ф.; обязать ответчика устранить в полном объеме допущенные нарушения и провести проверку контроля качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения порядка оказания медицинской помощи в <данные изъяты> по вопросу оказания медицинской помощи <данные изъяты>, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>.

В обоснование иска указал, что обратился в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области с просьбой провести государственную проверку контроля качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения порядка оказания медицинской помощи в <данные изъяты> В ответе было указано, что Министерством здравоохранения Калининградской области проведена внеплановая документарная целевая проверка в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности <данные изъяты> в связи с чем, территориальный орган не имеет возможности осуществить контрольно-надзорные мероприятия в отношении указанного учреждения.

Полагает, что у административного ответчика не было оснований для отказа по проведению вышеуказанной проверки.

В судебное заседание административный истец Шелудько В.Ф. не явился, о месте, времени судебного заседания извещен.

Представитель Административного ответчика территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области по доверенности Ситникова Л.А. требования административного иска не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, приведенным в письменном отзыве административного ответчика на административное исковое заявление.

Заинтересованное лицо Министерство здравоохранения Калининградской области о месте, времени судебного заседания извещено, своего представителя для участия в деле не направил.

Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации".

Право гражданина получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением предусмотренных законом случаев, закреплено пунктом 3 статьи 5 названного закона.

Обязательность рассмотрения поступившего обращения в течение 30 дней со дня его регистрации предусмотрена частью 1 статьи 9, частью 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».

Порядок рассмотрения обращения установлен статьей 10 поименованного закона, согласно которой должностное лицо дает подписанный им ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1, часть 3 указанной статьи).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 22 июля 2020 года Шелудько В.Ф. обратился в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области с жалобой, в которой просил провести государственную проверку контроля качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения порядка оказания медицинской помощи в <данные изъяты>ФИО

Ответом врио руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области Романовой А.В. от 31.07.2020года административному истцу сообщено, что в силу положений ч.5 ст.3 Федерального закона от 26.12.2008года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области не имеет возможности осуществить контрольно-надзорные мероприятия в отношении данного учреждения, поскольку по факту оказания медицинской помощи ФИО в <данные изъяты> проведена внеплановая документарная целевая проверка Министерством здравоохранения Калининградской области в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Требования Шелудько В.Ф. сводятся к несогласию с указанным ответом и возложению обязанности на Территориальный органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области провести государственную проверку контроля качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения порядка оказания медицинской помощи в <данные изъяты> по вопросу оказания медицинской помощи ФИО

Вместе с тем, несогласие административного истца с содержанием ответа не свидетельствует о незаконности действий (бездействия) административного ответчика при рассмотрении обращений.

Согласно части 1 статьи 87 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах: государственный контроль; ведомственный контроль; внутренний контроль.

Из положений статьи 88 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами государственного контроля в соответствии с их полномочиями.

Порядок организации и проведения государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3 - 4 Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 N 1152, государственный контроль осуществляется, в том числе Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

В соответствии с Приказом Росздравнадзора от 06.10.2020 N 9197 "Об утверждении Положения о Территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области» Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области осуществляет государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в том числе посредством проведения проверок соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан, в том числе доступности для инвалидов объектов инфраструктуры и предоставляемых услуг в указанной сфере; применения медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.В соответствии с ч. 1 ст. 89 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций посредством осуществления полномочий, предусмотренных пунктами 3, 5 и 6 части 2 статьи 88 настоящего Федерального закона; ч. 2 ст. 89 323-ФЗ порядок организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минздрава России от 21.12.2012 N 1340н утвержден порядок организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. В соответствии с п. 2 приказа Минздрава России от 21.12.2012 N 1340н ведомственный контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в подведомственных им органах, организациях, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность.Подпунктом а п. 9 приказа Минздрава России от 21.12.2012 N 1340н определено, что внеплановые проверки осуществляются в случаях поступления в орган исполнительной власти обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения прав и законных интересов подведомственными органами и организациями.В соответствии с пунктом 12 приказа Минздрава России от 21.12.2012 N 1340н определено, что целевые проверки проводятся в рамках рассмотрения конкретного случая оказания (неоказания) гражданину медицинской помощи, обращения, жалобы, факта, отдельных показателей деятельности подведомственного органа или организации. Согласно пп. 1 п. 4 приказа Минздрава России от 21.12.2012 N 1340н ведомственный контроль включает проведение проверок соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.Постановлением Правительства Калининградской области от 11.05.2010 N 311 «О Министерстве здравоохранения Калининградской области» определены полномочия Министерства здравоохранения Калининградской области. Согласно пп. 62 п. 9 Постановления Министерство здравоохранения Калининградской области осуществляет проведение ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных ему организаций.Таким образом, Территориальный орган Росздравнадзора по Калининградской области осуществляет государственный контроль качества и безопасности путем проведения проверок применения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, Министерство здравоохранения Калининградской области проводит ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в отношении подведомственных учреждений путем проведения проверок соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.Статьей 3 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к принципам защиты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отнесены: проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц; недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;Из ответа Министерства здравоохранения Калининградской области на обращение Шелудько В.Ф. по поводу халатного выполнения своих обязанностей медперсоналом <данные изъяты>, приложенного к обращению, следует, что в отношении <данные изъяты> в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности сотрудниками Министерства проведена внеплановая документарная целевая проверка при оказании медицинской помощи ФИО, по результатам которой в адрес руководства медицинской организации направлено предписание об устранении выявленных нарушений.Таким образом, в силу вышеуказанных положений Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» у Территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения оснований для проведения повторной внеплановой проверки по тому же вопросу не имелось. Жалоба Шелудько В.Ф. рассмотрена территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области в установленный срок, содержание оспариваемого ответа требованиям действующего законодательства не противоречит, при осуществлении государственных и иных публичных полномочий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области не совершал действий, нарушающих права, свободы и законные интересы административного истца, не создавало препятствий для их осуществления и не возлагало на него незаконно обязанности.Согласно статье 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействия) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В соответствии с пунктом 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. Таким образом, поскольку совокупность обстоятельств, которые свидетельствовали бы о наличии оснований для признания незаконным оспариваемого ответа, а также наличие обстоятельств, нарушающих права и законные интересы заявителя оспариваемым ответом судом не установлено, оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным действия (бездействия) территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области по рассмотрению обращения и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, у суда не имеется.На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Шелудько В.Ф. к территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2020 года.

Судья Е.В.Чеснокова