ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5218/2015 от 14.12.2015 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2а-5218/2015 14 декабря 2015 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Магаданский городской суд Магаданской области

в составе председательствующего судьи Волковой Т.В.,

при секретаре Черновой Н.И.,

с участием прокуроров Паскова А.В., Пьянова В.В.,

представителя административного ответчика мэрии г. Магадана Храмцовой Е.Э., действующей на основании доверенности от 20.01.2015 г.,

представителя заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства контроля и надзора за состояние лесов Магаданской области Каковкиной М.Ю., действующей на основании доверенности от 16.11.2015 г.,

представителя заинтересованного лица Управления Россельхознадзора по Магаданской области Барташевич О.М., действующей на основании доверенности от 01.04.2015 г.,

представителя заинтересованного лица ОАО «Ростелеком» Новикова И.Ю., действующего на основании доверенности от 03.07.2015 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 декабря 2015 года в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда административное дело по административному иску прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к мэрии города Магадана о признании незаконными действий, признании незаконными пунктов 3, 11 Постановления мэрии г. Магадана от 04.02.2013 г. № 373 «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предварительном согласовании места размещения волоконно-оптической линии связи в границах муниципального образования «Город Магадан»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Магадана обратился в Магаданский городской суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к мэрии г. Магадана о признании незаконными действий, выразивших в незаконном переводе земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, в иную категорию земель (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), признании незаконными и отмене пунктов 3, 11 Постановления мэрии г. Магадана от 04.02.2013 г. № 373 «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предварительном согласовании места размещения волоконно-оптической линии связи в границах муниципального образования «Город Магадан».

В обоснование указал, что постановлением мэрии г. Магадана от 04.02.2013 г. № 373 «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предварительном согласовании места размещения волоконно-оптической линии связи в границах муниципального образования «Город Магадан» (далее – Постановление) утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предварительно согласованы места размещения волоконно-оптической линии связи в границах муниципального образования «Город Магадан».

Пунктом 3 Постановления утверждены схемы № 18-2012/19, №18-2012/20, №18-2012/21, № 18-2012/22 от 26.10.2012 г. расположения земельных участков на кадастровом плане территории для строительства волоконно-оптической линии связи в границах муниципального образования «Город Магадан» согласно приложениям № 8, 9, 10, 11.

Согласно пункту 11 Постановления из земель, находящихся в государственной собственности в кадастровом квартале 49:09:040101, образованы земельные участки (земли связи) для строительства волоконно-оптической линии связи в границах муниципального образования «Город Магадан»:

11.1. Площадью 81619 кв. м в границах, указанных на схеме № 18-2012/19 от 26.10.2012 г. расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

11.2. Площадью 29174 кв. м в границах, указанных на схеме № 18-2012/20 от 26.10.2012 г. расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

11.3. Площадью 1586 кв. м в границах, указанных на схеме № 18-2012/21 от 26.10.2012 г. расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

11.4. Площадью 16129 кв. м в границах, указанных на схеме № 18-2012/22 от 26.10.2012 г. расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

На основании Постановления Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу образованные земельные участки в кадастровом квартале 49:09:040101 поставлены на кадастровый учет. Согласно кадастровым выпискам Управления Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу земельные участки в кадастровом квартале 49:09:040101 отнесены к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения. Земельным участкам присвоены кадастровые номера 49:09:040101:1180, 49:09:040101:1179.

Вместе с тем, как установлено проверкой, проведенной прокуратурой г. Магадана совместно с представителями Россельхознадзора по Магаданской области, территориального отдела «Магаданское лесничество» департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области, земельные участки с кадастровыми номерами 49:09:040101:1180, 49:09:040101:1179, расположенные вдоль автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-504 «Колыма» Якутск-Магадан, км 2021 – км 1970, фактически сформированы на землях лесного фонда.

Земельный участок с кадастровым номером 49:09:040101:1179 расположен в лесном квартале 35, выдел: 5,19; лесном квартале 51, выдел 1,59; лесном квартале 52, выдел 29 Снежнодолинского участкового лесничества. Земельный участок с кадастровым номером 49:09:040101:1180 расположен в лесном квартале 113, выдел 85; лесном квартале 116, выдел 7 Сокольского участкового лесничества. Вышеназванные лесные кварталы находятся в федеральной собственности, расположены на землях лесного фонда.

Согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. переданы в аренду ОАО «Ростелеком».

Кроме того, на земельных участках с кадастровыми номерами 49:09:040101:1180, 49:09:040101:1179 расположены также земли сельскохозяйственного назначения.

Также указал, что в 2005 г. при осуществлении процедуры сбора и подачи документов в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (копий материалов лесоустройства с нанесенными границами, отграничивающими земли лесного фонда от земель иных категорий) Агентством лесного хозяйства по Магаданской области было осуществлено согласование площадей участков лесного фонда соответствующих лесхозов с Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области. Согласованные площади указаны в Свидетельствах о регистрации права собственности РФ на участки лесного фонда.

06.09.2005 г. Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области согласовало площадь участка лесного фонда Магаданского лесхоза – 464801,00 га. Данное согласование, среди других документов, было направлено в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области, которое от имени РФ осуществило государственную регистрацию права государственной собственности на участок лесного фонда лесхозов, о чем Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Магаданской области и Чукотскому автономному округу среди прочих 21.10.2005 г. было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на участок лесного фонда ФГУ «Магаданский лесхоз» с присвоением кадастрового (условного) номера 49-49-01/303/2005-166.

Право собственности РФ на земельные участки лесного фонда на основе вышеуказанных документов зарегистрировано, что в силу ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является доказательством существования зарегистрированного права.

Таким образом, в 2005 г. право РФ на земельные участки в составе лесного фонда (участки лесного фонда), согласованной с Управлением Роснедвижимости площади в разрезе лесхозов, было зарегистрировано в установленном порядке.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 22.05.2008 г. № 161 «Об определении количества лесничеств на территории Магаданской области и установлении их границ» на территории Магаданской области создано 7 лесничеств. В созданное Магаданское лесничество вошли бывшие Магаданский, Ольский и Тауйский лесхозы, что привело к слиянию площади, в результате площадь Магаданского лесничества составила 6066627 га. На указанную площадь имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности от 10.06.2011 г.

Указал также, что руководствоваться исключительно данными государственного кадастра недвижимости необоснованно, так как лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Как установлено проверкой, вышеназванные участки лесного фонда (лесной квартал 35, выдел: 5,19; лесной квартал 51, выдел: 1,59; лесной квартал 52, выдел 29 Снежнодолинского участка лесничества; лесной квартал 127, выдел 65, 56, лесной квартал 113, выдел 85; лесной квартал 116, выдел 7 Сокольского участкового лесничества), поставленные на государственный кадастровый учет, из состава земель «Лесного фонда» в иные категории не переводились, акт о переводе Правительством РФ не издавался.

В связи с выявленными нарушениями закона и.о. мэра г. Магадана 22.09.2015 г. на Постановление мэрии г. Магадана от 04.02.2013 г. № 373 «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предварительном согласовании места размещения волоконно-оптической линии связи в границах муниципального образования «Город Магадан» принесен протест, который рассмотрен и отклонен.

Полагает, что в результате незаконных действий мэрии г. Магадана нарушено конституционное право граждан, а также основной принцип лесного законодательства, отраженный в статье 1 Лесного кодекса РФ на сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду. Кроме этого, мэрией г. Магадана нарушены права РФ на распоряжение и пользование федеральной собственностью – лесными участками.

Ссылаясь на положения Лесного кодекса РФ, просил суд признать незаконными действия мэрии г. Магадана, выразившиеся в незаконном переводе земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, в иную категорию земель (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения); признать незаконными и отменить пункты 3, 11 Постановления мэрии г. Магадана от 04.02.2013 г. № 373 «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предварительном согласовании места размещения волоконно-оптической линии связи в границах муниципального образования «Город Магадан».

Протокольным определением суда от 18.11.2015 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу» и ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком».

Определением суда от 14.12.2015 г. производство по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г. Магадана прекращено в части требования об отмене пунктов 3, 11 Постановления мэрии г. Магадана от 04.02.2013 г. № 373 «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предварительном согласовании места размещения волоконно-оптической линии связи в границах муниципального образования «Город Магадан» в связи с отказом прокурора г. Магадана от административного иска в указанной части.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу» не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом.

Суд, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

В судебном заседании прокуроры, заявленные требования поддержали в полном объеме, просили суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление. Пояснила, что согласно ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права, на которые и их ограничения зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Однако указанные сведения в Управлении Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу отсутствуют. Образование земельных участков в кадастровом квартале 49:09:040101 было проведено в соответствии с Земельным кодексом РФ с учетом сведений, содержащихся в Генеральном плане муниципального образования «Город Магадан», утвержденном решением Магаданской городской Думы от 26.07.2006 г. № 77-Д, Правилах землепользования и застройки муниципального образования «Город Магадан», утвержденных решением Магаданской городской Думы от 25.12.2009 г. № 156-Д. Сведения, не внесенные своевременно в Управление Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (о нахождении лесного участка в федеральной собственности) послужили основанием для формирования земельных участков и постановки их на кадастровый учет. Указала также, что утверждение прокурора о незаконности действий мэрии г. Магадана, выразившихся в незаконном переводе земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, в иную категорию земель, не соответствует действительности, поскольку процедура перевода земель мэрией не проводилась, процедура образования земельных участков, постановка на кадастровый учет были проведены в соответствии с действующим на тот момент законодательством РФ. Земельные участки с кадастровым номерами 49:09:040101:1180, 49:09:040101:1179 были образованы из земель, государственная собственность на которые не была разграничена (отсутствовало какое-либо зарегистрированное право на земли, из которых они были образованы), следовательно, мэрия г. Магадана, вынося оспариваемое постановление, действовала в рамках своих полномочий в полном соответствии с номами действовавшего в тот момент законодательства. Кроме того, из представленных прокурором г. Магадана материалов не вытекает, что в отношении лесного участка, указанного в договоре аренды от ДД.ММ.ГГГГ., разработан и утвержден уполномоченным органом лесохозяйственный регламент, в котором определен вид его использования, а также осуществлены работы по проектированию лесного участка. Полагает, что прокурором не определено, какой норме закона противоречат пункты 3, 11 оспариваемого постановления, в чем конкретно выражаются незаконные действия мэрии г. Магадана.

Также пояснила, что не понятно, чьи права, свободы и законные интересы нарушены. Актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую мэрия г. Магадана не издавала, что свидетельствует о том, что мэрия г. Магадана процедуру перевода земель из одной категории в другую не осуществляла. Постановлением мэрии г. Магадана № 373 не устанавливается категория земель, а указывается только цель образования земельного участка – для строительства волоконно-оптической линии связи в границах муниципального образования «Город Магадан». Указанная цель также содержится в договоре аренды лесного участка № 227/14 от 21.10.2014 г., что также не относится к процедуре перевода земель в иную категорию. Кроме того, оспариваемые пункты Постановления затрагивают земельные участки, не входящие в предмет спора.

Представитель заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов в Магаданской области в судебном заседании поддержала исковые требования. Пояснила, что в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственно кадастре недвижимости», вступившего в силу с 01.03.2008 г.: «Установить, что до 1 января 2010 года орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан представить в орган кадастрового учета сведения об объектах недвижимости с условными номерами, о зарегистрированных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона действительных правах на объекты недвижимости, об обладателях этих прав, действительных ограничениях (обременениях) вещных прав на объекты недвижимости, о лицах, в пользу которых установлены такие ограничения обременения), в объеме внесенных в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответствующих сведений». В Магаданской области таким органом является Управление Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу. Таким образом, в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения о лесных участках, которые должны были быть предоставлены в срок до 01.01.2010 г. органом, осуществляющим государственную регистрацию. В соответствии с частями 2, 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав и не порождает в отношении него прав и обязанностей. Просила исковые требования прокурора г. Магадана удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Управления Россельхознадзора по Магаданской области в судебном заседании изложенные в административном исковом заявлении требования прокурора г. Магадана поддержала в полном объеме. Пояснила, что согласно карте градостроительного зонирования территории муниципального образования «Город Магадан», части земельных участков с кадастровыми номерами 49:09:040101:1180, 49:09:040101:1179 сформированы на землях сельскохозяйственного назначения и на землях лесного фонда, то есть мэрией г. Магадана сделан неправильный вывод о принадлежности земельных участков с указанными кадастровыми номерами к землям промышленности, то есть произведен незаконный перевод земель из одной категории в другую. Таким образом, постановление мэрии г. Магадана от 04.02.2013 г. № 373 противоречит Земельному кодексу РФ, Федеральному закону от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Представитель заинтересованного лица ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что сделать вывод о том, что спорные земельные участки могут относиться к землям лесного фонда, не представляется возможным. В соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Спорные земельные участки были образованы из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Таким образом, при вынесении постановления от 04.02.2013 г. № 373 мэрия г. Магадана действовала в рамках своих полномочий и в полном соответствии с действующим законодательством.

Выслушав пояснения участвующих в деле прокуроров, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства контроля и надзора за состояние лесов Магаданской области, представителя заинтересованного лица Управления Россельхознадзора по Магаданской области, представителя заинтересованного лица ОАО «Ростелеком», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением мэрии города Магадана от 04.02.2013 № 373 утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предварительном согласовании места размещения волоконно-оптической линии связи в границах муниципального образования «Город Магадан».

Согласно пункту 3 Постановления утверждены схемы № 18-2012/19, № 18-2012/20, № 18-2012/21, № 18-2012/22 от 26 октября 2012 года расположения земельных участков на кадастровом плане территории для строительства волоконно-оптической линии связи в границах муниципального образования «Город Магадан» согласно приложениям № 8, № 9, № 10, № 11 (не приводятся) соответственно.

В соответствии с пунктом 11 Постановления из земель, находящихся в государственной собственности в кадастровом квартале 49:09:040101, образованы земельные участки (земли связи) для строительства волоконно-оптической линии связи в границах муниципального образования «Город Магадан»:

11.1. Площадью 81619 кв. м в границах, указанных на схеме № 18-2012/19 от 26 октября 2012 года расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

11.2. Площадью 29174 кв. м в границах, указанных на схеме № 18-2012/20 от 26 октября 2012 года расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

11.3. Площадью 1586 кв. м в границах, указанных на схеме № 18-2012/21 от 26 октября 2012 года расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

11.4. Площадью 16129 кв. м в границах, указанных на схеме № 18-2012/22 от 26 октября 2012 года расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что поименованные в постановлении мэрии города Магадана от 04.02.2013 № 373 земельные участки относятся к землям лесного фонда и находятся в федеральной собственности, что подтверждается, в том числе свидетельством о государственной регистрации права № 087094, 008951.

Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу пунктов 3 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В судебном заседании представитель ответчика ссылалась на то, что прокурором не представлено доказательств, что все указанные в оспариваемых пунктах 3 и 11 Постановления земельные участки относятся к землям лесного фонда, землям сельскохозяйственного назначения, находящимся в федеральной собственности.

Между тем, обязанность доказывания обстоятельств, подтверждающих, что указанные земельные участки не относятся к землям лесного фонда, землям сельскохозяйственного назначения находящимся в федеральной собственности лежит в соответствии с требованиями статьи 62, 226 Кодекса административного судопроизводства РФ на административном ответчике.

Каких-либо доказательств, подтверждающих, что поименованные в оспариваемых пунктах Постановления земельные участки не относятся к землям лесного фонда, землям сельскохозяйственного назначения находящимся в федеральной собственности административным ответчиком не представлено.

Как следует из кадастровых паспортов земельные участки с кадастровыми номерами 49:09:040101:1179, 49:09:040101:1180 поставлены на учет 20.08.2014 г. и отнесены к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и землям иного специального назначения.

В соответствии с пунктом 1 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ категория земель указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 8 Земельного кодекса РФ установлено, что нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В силу статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Согласно части 1 статьи 2 Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Частью 2 статьи 2 данного закона установлено, что содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются:

1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации;

2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в следующие сроки:

1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации;

2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Таким образом, из приведенных положений следует, что для перевода земель находящихся в федеральной собственности из одной категории в другую необходимо соблюдение установленной законом процедуры перевода земель и в результате получение соответствующего акта исполнительного органа государственной власти.

Вместе с тем, при рассмотрении дела установлено, что административный ответчик с ходатайством о переводе земельных участков поименованных в оспариваемых пунктах Постановления из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственный власти не обращался.

В судебном заседании представитель административного ответчика пояснила, что они перевод земельных участков из состава земель одной категории в другую не осуществляли, а просто определили схемы расположения земельных участков.

Однако на основании заявления мэрии г. Магадана осуществлена постановка земельных участков на кадастровый учет и им присвоена категория земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона (ред. от 28.07.2012) «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона (ред. от 28.07.2012) «О государственном кадастре недвижимости» заявление о кадастровом учете (далее также - заявление) и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета непосредственно либо через многофункциональный центр заявителем или его представителем лично либо представляются в орган кадастрового учета посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении.

В статье 22 названного закона определен состав необходимых для кадастрового учета документов.

Исходя из приведенных положений Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета самостоятельно категорию земельных участков не определяет, а вносит сведения на основании документов, предоставленных для постановки объекта недвижимости на кадастровый учет.

В пункте 11 Постановления мэрии г. Магадана от 04.02.2013 № 373 прямо указано, что земельные участки относятся к землям связи.

В связи с этим суд приходит к выводу, что категория земель в кадастровых паспортах была указана на основании информации предоставленной мэрией г. Магадана.

Поэтому суд считает, что мэрия г. Магадана не имея полномочий, фактически осуществила перевод из состава земель одной категории в другую земельных участков, поименованных в оспариваемых пунктах 3, 11 Постановления мэрии г. Магадана от 04.02.2013 № 373.

Ссылка представителя административного ответчика на то, что мэрия г. Магадана на момент принятия постановления не знала о принадлежности земельных участков к землям лесного фонда и землям сельскохозяйственного назначения не может быть принята во внимание, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о законности действий мэрии г. Магадана. Кроме того, узнав о допущенном нарушении, мэрия г. Магадана имела возможность устранить его.

Учитывая, что фактические обстоятельства дела свидетельствуют о нарушении права собственности Российской Федерации в отношении земельных участков из состава земель лесного фонда, а утверждение схем расположения земельных и предоставление их для строительства волоконно-оптической линии связи осуществлена с нарушением требований Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, суд приходит к выводу считает, что пункты 3, 11 Постановления мэрии г. Магадана от 04.02.2013 № 373 следует признать незаконными.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что сохранение в неизменном виде информации содержащейся в кадастровых паспортах в отношении земельных участков, поименованных в пунктах 3,11 Постановления мэрии г. Магадана от 04.02.2013 № 373 повлечет негативные последствия для ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком».

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора г. Магадана о признании незаконными действий мэрии г. Магадана, выразившихся в переводе земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности в иную категорию земель (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения) являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Также подлежит удовлетворению требование о признании незаконными пунктов 3, 11 Постановления мэрии г. Магадана от 04.02.2013 г. № 373 «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предварительном согласовании места размещения волоконно-оптической линии связи в границах муниципального образования «Город Магадан».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия мэрии г. Магадана, выразившиеся в переводе земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности в иную категорию земель (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения).

Признать незаконными пункты 3, 11 Постановления мэрии г. Магадана от 04.02.2013 г. № 373 «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предварительном согласовании места размещения волоконно-оптической линии связи в границах муниципального образования «Город Магадан».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Магаданский городской суд в течение месяца, исчисляя срок со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.

Установить день изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме – 19 декабря 2015 года.

Судья Т.В. Волкова