Дело № 2а – 521/2019
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
26 марта 2019 года г. Белорецк
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Абсалямовой Д.Р.,
при секретаре Мулынбаевой Л.А.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан – Галиной Р.Ю., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан об удалении из базы данных Информационного центра Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан сведений о судимости
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству внутренних дел по РБ об удалении из базы данных Информационного центра Министерства внутренних дел по РБ сведений о судимости, указав, что ... Белорецким городским судом РБ он был осужден по №... УК РФ и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере заработной платы за период до двух месяцев в сумме ... руб. Указанный приговор вступил в законную силу ... Правовые последствия, связанные с осуждением в прошлом в связи с декриминализацией ст. №... УК РФ утративший силу, аннулируются. Граждане, осужденные за преступления, которые были впоследствии декриминализованы, считаются ранее не привлекавшимися к уголовной ответственности. Декриминализация ст. №... УК РФ служит основанием для исключения сведений о судимости по ней. В связи с трудоустройством на работу ему понадобилась справка о наличии (отсутствии) судимости и он запросил ее в ИЦ МВД по Республике Башкортостан. В полученной справке о наличии (отсутствии) судимости было указано, что он был осужден ... судом г. Белорецк РБ по №... УК РФ к штрафу ... руб., на основании п. «б» ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашена. ... он обратился в МВД по РБ об удалении из базы данных информационного центра МВД по РБ сведений о судимости, ибо с такой справкой он не мог быть трудоустроен. В полученном ответе за №... от ... ему было отказано со ссылкой на ст. 17 Федерального закона № 3 от ... «О полиции», мотивируя тем, что «...информация о лицах, осужденных за совершение преступления, является учетной и подлежит хранению в учетах на общих основаниях независимо от снятия либо погашения судимости и сотрудники органов внутренних дел не вправе удалять документы либо вносить в них изменения на свое усмотрение или по просьбе граждан». Считает, что указанный ответ не объективный, и нарушает его конституционные права. Вместе с тем полагает, что хранение и обработка данной информации является неконституционным и, соответственно, противозаконным действием, поскольку должностные лица руководствуются не столько Конституцией, имеющей прямое действие, и не столько законами «О персональных данных» и «О полиции», сколько приказом МВД России № 89 дсп от 12.02.2014 года "Об утверждении наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации» (действует взамен приказа МВД РФ от 09.07.2007 № 612 дсп «Об утверждении Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел Российской Федерации»). В соответствии с данным приказом, в оперативно-справочных учетах учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости. В по фамильных карточках, карточки Ф-1 хранятся на осужденных независимо от срока и вида наказания – до достижения ими 80-летнего возраста. Вместе с тем сроки хранения персональных данных должны устанавливаться Федеральным законом, а не подзаконным актом, что следует из п. 7 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». Однако ни закон «О персональных данных», ни закон «О полиции» не предусматривают сроки хранения информации об имевшей место судимости. Следует отметить, что вышеуказанные приказы МВД РФ являются ведомственными подзаконными нормативно-правовыми актами, которые не должны противоречить федеральным законам и уголовному кодексу РФ, ибо приказ является самым распространенным видом распорядительного документа, а все распорядительные документы должны строго соответствовать закону, ни один из них не может содержать положений, противоречащих закону. В соответствии с ч. 8 ст. 17 Федерального закона "О полиции", персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей. При такой ситуации усматривается налицо нарушение прав гражданина, предусмотренных Конституцией РФ, так как статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Российской Федерацией. Просит обязать Информационный центр МВД по РБ исключить запись о привлечении его, ФИО1, ... года рождения, уроженца ..., к уголовной ответственности по приговору Белорецкого городского суда РБ от ... по №... УК РФ из базы данных ИЦ МВД по РБ.
Определением Белорецкого межрайонного суда РБ от ..., по гражданскому делу по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел по РБ об удалении из базы данных Информационного центра Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан сведений о судимости, принятое к рассмотрению в порядке искового заявления, суд определил перейти к рассмотрению дела по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.
Административный истец ФИО1, в судебном заседании заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, поддержал в полном объёме, просил удовлетворить. В качестве дополнения указал, что ... Белорецким городским судом РБ вынесен приговор по №... УК РФ, назначен штраф в сумме ... руб. Он считает приговор необоснованным, т.к. в нарушение закона суд не вызвал его на процедуру ознакомления с протоколом судебного заседания, в результате чего он был лишен права выразить несогласие с приговором. На его письменный запрос представления ему протокола судебного заседания от ..., Белорецкий городской суд РБ письменно ответил, что протокол уничтожен. Ответ заверен подписью председателя суда. Согласно п. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием отмены решения суда первой инстанции являются отсутствие в деле протокола судебного заседания. Таким образом, основанием для отмены решения суда является отсутствие в деле протокола судебного заседания от ..., поскольку он уничтожен в связи с истечение срока хранения. Просит изъять из базы данных МВД РБ сведения о его судимости.
Представитель административного ответчика Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан – ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала в удовлетворении административных исковых требований, пояснила, что ФИО1 Белорецким ГРУВД был привлечён к уголовной ответственности ... по №... УК РФ. ... Белорецким городским судом РБ осужден по №... УК РФ к штрафу в размере ... руб. На основании п. «б» ч. 3 ст. 66 УК РФ судимость погашена. Обработка персональных данных заявителя осуществляется не в рамках уголовно-правовых отношений, определяющих основания аннулирования всех последствий, связанных с судимостью, а с учётом требований трудового и иного законодательства, которые допускают включению в данную справку сведений как об имеющейся, так и имевшейся у лица судимости. Внесение указанных персональных данных заявителя в базу данных МВД их хранение и обработка соответствуют положениям норм Федерального закона «О полиции», регламентирующих полномочия полиции по формированию и ведению банков данных о гражданах. Законные основания для удаления сведений об осуждении истца из соответствующего банка данных отсутствуют. При наличии у ФИО1 судимости (в том числе погашенной) данные сведения должны быть отражены. Кроме этого сам по себе факт хранения информация никаких конституционных прав и свобод не нарушает, и не влечёт какие – либо ограничения. Эта информация является достоверной, в связи с чем, её наличие не может нарушать прав гражданина. Таким образом, ИЦ МВД по РБ не решает вопрос о судимости или не судимости физических лиц, а лишь предоставляет информацию по факту возбуждения уголовного дела, его движения, прекращения либо вынесения приговора. Нарушений законности в действиях ИЦ МВД по РБ нет. Информация, хранящаяся в оперативно-справочных учетах, носит закрытый характер, право и порядок обращения к учету строго регламентирован и не подлежит публичному доступу, следовательно, конституционные права заявителя не нарушаются. Соответственно исковые требования ФИО1 необоснованны и не подлежат удовлетворению. Просит в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 33 ч. 1, ч. 3 ст. 13 Федерального закона "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах.
Порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно ч. 1, п. 2 ч. 3 и ч. 8 ст. 17 Федерального закона "О полиции" полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах.
Внесению в банки данных подлежит информация о лицах, осужденных за совершение преступления.
Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.
В соответствии с пунктами 40, 41 Приказа Генпрокуратуры РФ N 39, МВД РФ N 1070, МЧС РФ N 1021, Минюста РФ N 253, ФСБ РФ N 780, Минэкономразвития РФ N 353, ФСКН РФ N 399 от 29 декабря 2005 г. "О едином учете преступлений" учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения. Основаниями учета лица, совершившего преступление являются: обвинительное заключение (акт), обвинительный приговор по делу частного обвинения, вступивший в законную силу; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (по нереабилитирующим основаниям), постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).
Учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию, предназначен для подтверждения наличия (отсутствия) в отношении лица сведений о факте уголовного преследования.
Из материалов дела следует, что в Информационном центре Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан в отношении ФИО1, ... года рождения, уроженца ..., имеются сведения: осужден ... судом г. Белорецк РБ по №... УК РФ к штрафу ... руб. На основании п. «б» ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашена.
Вопрос о предоставлении такой информации урегулирован законом.
На обращение ФИО1 от ... об удалении из базы данных МВД по РБ сведений о судимости, Информационный центр Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан письмом №... от ... сообщает, что в соответствии с ч. 1 ст.17 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-Ф3 «О полиции», полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Согласно п. 1, 2, 4 ч. 3 ст. 17 Федерального закона «О полиции» внесению в банки данных подлежит информация о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; о лицах, осужденных за совершение преступления; о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением сроков давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием. Кроме того, в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России и п. 2 ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», информация о лицах, осужденных за совершение преступления, является учетной и подлежит хранению в учетах на общих основаниях независимо от снятия либо погашения судимости. Данные учеты формируются строго на основании документов, составленных ответственными лицами согласно процессуальным решениям, принятым ими при расследовании уголовного дела и рассмотрения его в суде. Сотрудники органов внутренних дел не вправе удалять документы либо вносить в них изменения на свое усмотрение или по просьбе граждан. Необходимость в обработке, хранении и предоставлении указанных сведений обусловлена требованиями отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, предусматривающих соответствующие ограничения при наличии факта уголовной ответственности или наличия судимости, независимо от ее снятия либо погашения. Таким образом, исключение из учетов Информационного центра МВД РБ информации о судимости повлечет нарушение законодательства Российской Федерации. Вместе с тем, наличие судимости или факта привлечения к уголовной ответственности не является препятствием при трудоустройстве в учреждения или организации, где для осуществления трудовой деятельности отсутствуют соответствующие законодательные ограничения. Решение об отказе в допуске к трудовой деятельности во всех случаях принимается работодателем либо иным органом, осуществляющим допуск указанных лиц к трудовой деятельности определенного вида, и может быть оспорено в судебном порядке. В соответствии с ч. 5 ст. 64 Трудового кодекса РФ по письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течении семи рабочих дней со дня предъявления такого требования. В соответствии с п. 5 ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 г. №3-Ф3 «О полиции», информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам, только в случаях предусмотренных федеральным законом. Во всех иных случаях, данная информация Информационным центром Министерства внутренних дел по РБ организациям и учреждениям не предоставляется и правом обращения к такого родам учетам они не обладают.
На основании статьи 12 Федерального закона "Об организации предоставления государственных услуг и муниципальных услуг" и пункта 4 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, МВД РФ Приказом от 7 ноября 2011 г. N 1121 утвердило Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования".
В соответствии с п. 15 Административного регламента непосредственное предоставление государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости на территории Российской Федерации осуществляется ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ.
Результатом предоставления государственной услуги является получение заявителем справки о наличии (отсутствии) судимости (в том числе погашенной и снятой) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, либо письма об отказе в выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости (п. 17 Административного регламента).
Ведение централизованных учетов осуществляется на основании Приказа МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Министра обороны Российской Федерации, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, Следственного комитета Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 февраля 2014 г. N 89дсп/19дсп/73дсп/1адсп/113дсп/108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/324дсп/133дсп/63дсп/14/95дс "Об утверждении Наставления по ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел РФ".
Порядок выдачи справок их содержание определяется в соответствии с "Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования".
Такое правовое регулирование обеспечивает защиту общественных интересов и обязывает ФКУ ГИАЦ МВД России и ИЦ предоставлять информацию о фактах уголовного преследования.
В настоящее время ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов регламентируется Приказом МВД России от 12.02.2014 N 89дсп, в соответствии с которым учетные алфавитные карточки "формы 1" хранятся на осужденных независимо от срока и вида наказания до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.
Какой-либо нормативный правовой акт, содержащий иное предписание о сроке хранения названных учетных документов, отсутствует.
Таким образом, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое действие совершены в рамках предоставленной ему законом компетенции.
Внесение указанных персональных данных заявителя в базу данных МВД, их хранение и обработка соответствуют положениям приведенных выше норм Федерального закона "О полиции", регламентирующих полномочия полиции по формированию и ведению банков данных о гражданах.
Законные основания для удаления сведений об осуждении заявителя из соответствующего банка данных отсутствуют.
При этом доводы заявителя о том, что он не является судимым, так как в силу ст. 86 УК РФ лицо является осужденным за совершение преступления лишь до погашения или снятия судимости судом не могут быть приняты во внимание, так как в силу ч. 6 ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с ней, однако необходимость хранения и обработки информация о лицах, осужденных за совершение преступления, не может рассматриваться как юридическое последствие судимости.
Цели хранения и обработки такой информации, определенные нормами Федерального закона "О полиции", не связаны с правовыми последствиями судимости, о которых ведется речь в ч. 1 ст. 86 УК РФ.
Указание заявителя в обоснование требования об удалении сведений об осуждении за совершение преступления на ч. 8 ст. 17 Федерального закона "О полиции", которая предусматривает уничтожение персональных данных по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, также не принимается во внимание ввиду отсутствия в настоящее время названных оснований для уничтожения соответствующей информации.
Доводы административного истца о том, что наличие указанных сведений нарушает его право на труд, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат нормам действующего законодательства.
Положения статьи 64 Трудового кодекса РФ во взаимосвязи со статьей 3 данного Кодекса устанавливают правовой механизм, гарантирующий защиту от дискриминации при заключении трудового договора.
Указанные нормы Трудового кодекса РФ определяют, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Исключение составляют случаи, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
Таким образом, в случае нарушения трудовых прав, ФИО1 в свою очередь не лишен права на обращение в суд в порядке, установленном ГПК РФ, ТК РФ, с иском о защите нарушенных трудовых прав.
Довод административного истца, о том, что отсутствие в уголовном деле протокола судебного заседания в связи истечением срока хранения, влечёт отмену приговора, суд не может принять во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являются предметом рассмотрения в рамках настоящего дела.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что сам по себе факт хранения ответчиком информации, конституционных прав и свобод истца не нарушает и не влечет какие-либо ограничения. ИЦ МВД по РБ не решает вопрос о судимости или не судимости физических лиц, а лишь предоставляет информацию по факту возбуждения уголовного дела, его движения, прекращения либо вынесения приговора. Нарушений законности в действиях ИЦ МВД по РБ судом не установлено. Информация, хранящаяся в оперативно-справочных учетах, носит закрытый характер, право и порядок обращения к учету строго регламентирован и не подлежит публичному доступу, следовательно, конституционные права заявителя не нарушаются.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан об удалении из базы данных Информационного центра Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан сведений о судимости – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.
Мотивированное решение изготовлено 29.03.2019 г.
Судья: Д.Р. Абсалямова