ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-521/2021 от 01.12.2021 Чамзинского районного суда (Республика Мордовия)

Дело № 2а-521/2021 <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

пос.Чамзинка 01 декабря 2021 г.

Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Гнатченко О.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чамзинского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, в том числе при предоставлении налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности,

установил:

Прокурор Чамзинского района Республики Мордовия Письмаркин Н.Ф., действующий в интересах неопределённого круга лиц, ссылаясь на положения статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации, обратился с административным иском к администрации Мичуринского сельского поселения с требованиями признать незаконным ее бездействие по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, в том числе при предоставлении налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности; обязать административного ответчика разработать и утвердить указанный административный регламент в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Прокурором Чамзинского района Республики Мордовия Письмаркиным Н.Ф. в тексте административного искового заявления заявлено ходатайство о рассмотрении административного иска в порядке упрощенного производства.

В судебное заседание представитель административного ответчика администрации Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, Глава администрации ФИО1 просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Поскольку явка указанных лиц является необязательной и не признана судом обязательной, то на основании части 2 статьи 140, части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения устного разбирательства, без ведения аудио-протоколирования и протокола судебного заседания.

Исследовав письменные доказательства, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Чамзинского района Республики Мордовия ходе осуществления надзорных мероприятий выявлен факт бездействия административного ответчика, выразившийся в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, в том числе при предоставлении налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности.

В связи с чем, 26 февраля 2021г в адрес административного ответчика вынесено представление об устранении выявленных нарушений налогового законодательства и законодательства в сфере противодействия коррупции.

Однако до настоящего времени Администрацией поселения не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, в том числе при предоставлении налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности. Соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования в сети «Интернет» на 30 сентября 2021г. отсутствуют.

В силу статьи 2 Закона N 210-ФЗ от 27.07.2010 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (пункт 1). Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

При этом под оказывающими муниципальные услуги подведомственными государственному органу или органу местного самоуправления организациями понимаются государственное или муниципальное учреждение либо унитарное предприятие, созданные соответственно государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (пункты 2, 8 статьи 2 Закона N 210-ФЗ).

Статьями 14 - 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) определен круг вопросов местного значения применительно к каждому виду муниципального образования. При этом в соответствии с частью 1 статьи 19 этого же Закона полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Таким образом, сфера предоставления муниципальных услуг может не ограничиваться только решением вопросов местного значения.

Согласно пункту 2 статьи 34.2 НК РФ финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах. Пунктом 3 этой статьи установлено, что финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Поименованные в указанных статьях НК РФ письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах не входят в перечни вопросов местного значения муниципального района или городского округа, установленные нормами Закона N 131-ФЗ. При этом, поскольку налоговое законодательство обязывает финансовые органы предоставлять информацию и разъяснения именно налогоплательщикам, такое разъяснение носит индивидуальный характер.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращении граждан Российской Федерации" установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Поскольку порядок и деятельность финансового органа по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах установлены нормами НК РФ, обращения налогоплательщиков по указанным вопросам не регулируются нормами названного Федерального закона.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что соответствующая функция должна быть реализована органом местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг в порядке, определяемом Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ).

В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами. Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 Закона N 210-ФЗ).

Согласно статье 32 Устава администрация Мичуринского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом Мичуринского сельского поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и Законами Республики Мордовия

На основании изложенного, исходя из совокупности вышеприведенных норм права и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о доказанности факта неправомерного бездействия административного ответчика, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, в том числе при предоставлении налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности предусмотренной статьями 21, 34.2 НК РФ и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, иск прокурора подлежит удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

С учетом объема работ, необходимых для исполнения решения суда, суд считает возможным установить срок исполнения решения в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Чамзинского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия о признании бездействия незаконными и возложении обязанности разработать административный регламент, удовлетворить.

Признать незаконными бездействия администрации Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия по непринятию мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, в том числе при предоставлении налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности.

Обязать администрацию Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, в том числе при предоставлении налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Чамзинского районного суда

Республики Мордовия О.А. Гнатченко

1версия для печатиДело № 2а-521/2021 ~ М-592/2021 (Решение)