ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5227/2021 от 25.01.2022 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело №2а-532/2022

51RS0001-01-2021-008712-69

Изготовлено 25 января 2022 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 января 2022 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего судьи Матвеевой О.Н.,

при секретаре Саакян Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мурманского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Мурманский транспортный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет на сайт <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Мурманской транспортной прокуратурой проведен мониторинг сети Интернет на предмет распространения информации, провоцирующей совершение правонарушений и преступлений.

В ходе мониторинга сети Интернет установлены Интернет-сайты, расположенные по адресу: http<данные изъяты>, на страницах которых в открытом доступе без ограничения на передачу, копирование и распространение размещены сведения о возможности покупки в целях использования удостоверения либо диплома машиниста тепловоза (работника локомотивной бригады).

Данные страницы в информационно-коммуникационной сети Интернет открыта для свободного доступа неопределенного круга лиц. На момент проверки вышеуказанный Интернет ресурс в Единый реестр информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не внесен, установить информацию о владельце сайта, местонахождении владельца домена не представляется возможным.

Просит признать указанную информацию, размещенную на указанных сайтах информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представитель административного истца а судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по Мурманской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица – Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В силу положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд удовлетворяет административное исковое заявление.

Из материалов дела следует, что Мурманской транспортной прокуратурой проведен мониторинг сети Интернет на предмет распространения информации, провоцирующей совершение правонарушений и преступлений.

В ходе мониторинга сети Интернет установлены Интернет-сайты, расположенные по сетевым адресам: http<данные изъяты>, на страницах которых в открытом доступе без ограничения на передачу, копирование и распространение размещены сведения о возможности покупки в целях использования удостоверения либо диплома машиниста тепловоза (работника локомотивной бригады).

Данные страницы в информационно-коммуникационной сети Интернет открыты для свободного доступа неопределенного круга лиц. На момент проверки вышеуказанные интернет-ресурсы в Единый реестр информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не внесены, установить информацию о владельце сайтов, местонахождении владельцев домена не представляется возможным.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – ФЗ № 149-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.

В силу ст. 2 ФЗ №149-ФЗ информационно-телекоммуникационная связь – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Частью 1 ст. 10 ФЗ № 149-ФЗ предусмотрено, что распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частью 6 статьи 10 ФЗ № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственности.

В силу ст. 9 ФЗ № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с частью 1 статьи 328 Трудового кодекса РФ работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Машинист тепловоза (электровоза) – это работник, управляющий средством повышенной опасности: тепловозом (локомотивом на дизельном двигателе внутреннего сгорания), а также отвечающий за техническое обслуживание тепловоза.

Работники, принимаемые на должности, непосредственно связанные с движением поездов, должны пройти профессиональный отбор, иметь соответствующую подготовку и здоровье, необходимое для исполнения должностных обязанностей.

Порядок профессионального отбора, в том числе определения психофизических качеств и профессиональной пригодности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (пункт 3 статьи 25 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте»).

Приказом МПС России от 11.11.1997 №23Ц (БНА РФ. 1998. №1) утверждено Положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на российских железных дорогах. В Положении определен порядок прохождения профессиональной подготовки, закреплены требования, которые предъявляются к лицам, направляемым на профессиональную подготовку и допускаемым к теоретическим и практическим испытаниям.Лица, направляемые по профессиональную подготовку, должны иметь группу профессиональной пригодности в соответствии с медицинскими указаниями по проведению психологических исследований в локомотивной хозяйстве. Статьей 324 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей. Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков, за использование заведомо подложного документа.Сведения, размещенные на указанных выше Интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. Практические советы, размещенные по сетевому адресу: <данные изъяты>, являются фактором, способствующим совершению уголовно наказуемых деяний и административных правонарушений.В соответствии с частями 1, 2, пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр). В Единый реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. На момент проверки указанный Интернет ресурс в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен, что подтверждается прилагаемой заверенной копией общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора (https://eais.rkn.gov.ru). Согласно общедоступным сведениям с сайта 2ip.ru (Раздел «Информация о сайте») информация о владельце сайтов <данные изъяты> отсутствует, местонахождение владельца домена неизвестно, в связи с чем, привлечь владельца сайта к участию в рамках административного судопроизводства не представляется возможным. Доступ к сайтам <данные изъяты> может осуществить любой человек, имеющий возможность выйти в сеть «Интернет». Таким образом, сведения, размещенные на указанных выше Интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц. При таких обстоятельствах, защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети «Интернет» информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможна путем привлечения к участию в деле компетентного органа по включению соответствующей запрещенной информации в указанный выше реестр. Применительно к настоящему делу обращение прокурора с административным иском в интересах неопределенного круга лиц фактически направлено на исполнение требований действующего законодательства по государственному контролю за размещением на сайтах в сети «Интернет» информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в целях пресечения доступа к таким сайтам, и не обусловлено возникновением гражданских прав и обязанностей, основания которых предусмотрены ст. 8 ГК РФ, подлежащих защите в порядке гражданского судопроизводства.Суд полагает, что информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Интернет-сайтах <данные изъяты> является запрещенной, фактически способствует совершению преступлений. Наличие в свободном доступе на указанном сайте подобного рода предложений о получении за денежные средства любых документов об образовании, удостоверений, ставит под угрозу порядок осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства. Учитывая, что вышеуказанный Интернет-сайт не включен в Единый реестр доменных имен, указателей страницы сайта в сети «Интернет», а установить его владельца не представляется возможным, суд считает требования Мурманского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации обоснованными и подлежащими удовлетворению.На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Мурманского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети Интернет, на страницах: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: О.Н. Матвеева