ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-522/2022 от 04.04.2022 Обнинского городского суда (Калужская область)

УИД 40RS0026-01-2022-000100-39

Дело № 2а-522/2022 года.

РЕШЕНИЕ.

Именем Российской Федерации.

Обнинский городской суд Калужской области

в составе

председательствующего судьи Дубинского В.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никитенко Е.И.,

рассмотрев 04 апреля 2022 года в открытом судебном заседании в городе Обнинске Калужской области административное дело по административному исковому заявлению Поповой (Доценко) Н. И. к УМВД России по Калужской области, УВМ УМВД России по Калужской области, ОМВД России по г. Обнинску об оспаривании бездействия и возложении обязанности, с участием истца Поповой Н.И., её представителя ФИО1. представителя УМВД России по Калужской области, УВМ УМВД России по Калужской области, ОМВД России по г. Обнинску Родионовой А.А.,

Установил:

Попова (до регистрации брака Доценко, именуемая в дальнейшем также истцом) обратилась 18 января 2022 года с административным иском к УВМ УМВД России по Калужской области, ОМВД России по г. Обнинску об оспаривании бездействия и возложении обязанности.

Свои исковые требования она обосновывает следующим:

Истец родилась ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>, а с 1990 года проживает на территории Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ заключением ОУФМС г. Обнинска была установлена её личность, и в заключении указано, что материалы должны быть направлены в ОПВГ УФМС по Калужской области для определения наличия у неё гражданства.

В связи с тем, что наличие у неё гражданства определено не было, она просит признать незаконным бездействие УВМ УМВД России по Калужской области, ОМВД России по г. Обнинску по не установлению у неё наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации и обязать в срок один месяц после вступления в силу решения суда установить наличие (или отсутствие у неё российского гражданства.

Судом для участия в деле в качестве административного ответчика было привлечено УМВД России по Калужской области.

Истец Попова Н.И. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в её исковом заявлении.

Представитель УМВД России по Калужской области, ОМВД России по г. Обнинску Родионова А.А. в судебном заседании иск не признала, указав, что истцу неоднократно разъяснялось её право подать заявление об установлении у неё наличия или отсутствия гражданства в установленном действующими нормативными актами порядке, что ею сделано не было, в связи с чем, со стороны ответчиков отсутствовало бездействие, нарушающее права и законные интересы истца.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему:

При рассмотрении дела установлено, что Попова (Доценко) Н.И.ДД.ММ.ГГГГ обратилась в отдел УФМС России по Калужской области в городе Обнинске с заявлением об установлении личности, и ей было выдано соответствующее заключение, которым не было установлено наличие у неё гражданства Российской Федерации (л.д. 5-6).

ДД.ММ.ГГГГ Попова Н.И. обратилась в ОВМ ОМВД России по г. Обнинску с заявлением о проведении проверки наличия (или отсутствия) гражданства Российской Федерации (л.д. 50-51).

ДД.ММ.ГГГГ ей был дан ответ о том, что она должна обратиться с заявлением в порядке предусмотренном частью 5 Инструкции об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятии по ним решений, утвержденной Приказом МВД России от 16 сентября 2019г. № 623, зарегистрированной в Минюсте России 12 ноября 2019г. № 56496 (л.д. 56-59), что истцом сделано не было.

Согласно пункту 38 вышеназванной инструкции проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, проводится на основании мотивированного заявления лица либо его законного представителя, содержащего предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" согласие на обработку персональных данных, по инициативе МВД России, территориальных органов МВД России, а также по запросам иных органов государственной власти.

Указанная инициативная проверка осуществляется территориальными органами МВД Р. по решению полномочного должностного лица территориального органа МВД Р. либо ГУВМ МВД Р. по решению начальника ГУВМ МВД России или его заместителя либо лиц, исполняющих их обязанности (пункт 38 Инструкции об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятии по ним решений, утвержденной Приказом МВД России от 16 сентября 2019г. № 623, зарегистрированной в Минюсте России 12 ноября 2019г. № 56496).

Согласно пункту 39 срок рассмотрения заявления или запроса не должен превышать двух месяцев с даты его регистрации, в случае, если первоначально были приложены все необходимые для проведения проверки материалы. В случаях, требующих проведения дополнительной проверки и направления запросов с целью проверки обстоятельств, с которыми связывается приобретение гражданства, окончательный срок рассмотрения заявления или запроса по решению полномочного должностного лица МВД России либо полномочного должностного лица территориального органа МВД России может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 31 мая 2002г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации или выходе из гражданства Российской Федерации, а также при определении гражданства Российской Федерации по заявлениям заинтересованных лиц на территории Российской Федерации взимается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктом 25 части 1 статьи 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что за прием в гражданство Российской Федерации, восстановление в гражданстве Российской Федерации, выход из гражданства Российской Федерации, за определение наличия гражданства Российской Федерации взимается государственная пошлина 3 500 рублей.

В связи с тем, что Попова Н.И. в предусмотренном пунктом 38 Инструкции об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятии по ним решений, утвержденной Приказом МВД России от 16 сентября 2019г. № 623, зарегистрированной в Минюсте России 12 ноября 2019г. № 56496 порядке с заявлением о проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у неё гражданства Российской Федерации, оплатив подачу заявления государственную пошлину в установленном законом размере, в территориальный орган МВД России не обращалась, нельзя считать, что со стороны административных ответчиков имело место незаконное бездействие.

Так как пунктом 1 Указа Президента РФ от 05 апреля 2016г. № 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Федеральная миграционная служба была упразднена и в соответствии с данным нормативным актом МВД России не является её правопреемником, нельзя признать состоятельными и основанными на законе доводы истца о том, что незаконное бездействие со стороны административных ответчиков имело место, так как не были в 2014 году материалы направлены в ОПВГ УФМС по Калужской области, как указано было в заключении об установлении личности Поповой Н.И.

Таким образом, основания для удовлетворения исковых требований Поповой Н.И. отсутствуют и ей в иске должно быть отказано, так как её иск не основан на законе.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Ответ на заявление истца о проведении проверки наличия (или отсутствия) гражданства Российской Федерации был дан ДД.ММ.ГГГГ

Установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок на обращение истца с настоящим иском истек 18 декабря 2020 года.

Она обратилась с рассматриваемым иском в суд 12 января 2022 года, пропустив таким образом установленный законом срок.

В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований должно быть отказано и по данному основанию.

Доказательства наличия каких-либо уважительных причин пропуска установленного законом срока суду представлено не было.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

В иске к Управлению МВД России по Калужской области, УВМ Управлению МВД России по Калужской области, Отделу МВД России по г. Обнинску об оспаривании бездействия и возложении обязанности ФИО2 отказать.

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Обнинский городской суд Калужской области.

Председательствующий судья:

В.В. Дубинский