ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5230/15 от 26.11.2015 Волгодонской районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а-5230/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 ноября 2015 года г. Волгодонск

Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.В.

при секретаре Димковой О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 генерального директора закрытого акционерного общества «Донэнергомонтаж» к главному государственному инспектору города Волгодонска по использованию и охране земель об оспаривании действий должностного лица,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 – генеральный директорзакрытого акционерного общества «Донэнергомонтаж» обратился в суд с административным исковым заявлением к главному государственному инспектору города Волгодонска по использованию и охране земель об оспаривании действий должностного лица указав, что 21 июля 2015г. в отношении него главным государственным инспектором города Волгодонска по использованию и охране земель вынесено предписание №64/09/2015 об устранении нарушений земельного законодательства РФ в срок до 1 декабря 2015г. Указанное предписание незаконно возлагает на генерального директора ЗАО «Донэнергомонтаж» обязанность по устранению нарушений требований статей 25 и 26 Земельного кодекса РФ. Земельный участок с кадастровым номером 61:48:0050201:0049 площадью 3443 кв.м используется ЗАО «Донэнергомонтаж» на основании договора аренды от 03.07.2006. Земельный участок с кадастровым номером 61:48:0050201:0120 площадью 4006+/- 22 кв.м используется ЗАО «Донэнергомонтаж» на основании договора аренды от 05.09.2012. При проведении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:48:0050201:0120 произошло смещение координатной точки 1Х (7462, 46) к левому углу здания сторожки и как следствие смещение влево координатной точки 2Y (21717, 07) на длину здания сторожки, что повлекло уменьшение площади земельного участка с кадастровым номером 61:48:0050201:0049. В результате кадастровых работ здание строжки смещено на земельный участок с кадастровым номером 61:48:0050201:0120, которое находилось на земельном участке с кадастровым номером 61:48:0050201:0049 и фактически не перемещалось. В результате чего по настоящее время фактическое расстояние между координатными точками от точки 1 и до точки 2 в размере 26 м осталось неизмененным. Cмещение координатных точек в результате проведения кадастровых работ свидетельствует о том, что фактически ЗАО «Донэнергомонтаж» не осуществляло незаконных действий по самовольному занятию земельного участка. При проведении проверки нарушены требования Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Ни генеральный директор, ни другой представитель не были уведомлены о том, что 21 июля 2015г. будет проводиться проверка на территории спорных земельных участков. В связи с чем генеральный директор ЗАО «Донэнергомонтаж» был лишен права присутствовать при проведении проверки и давать объяснения. Руководитель и уполномоченный представитель ЗАО «Донэнергомонтаж» не извещались об осмотре территории спорных земельных участков 21 июля 2015г. и соответственно не присутствовали при осмотре указанных земельных участков. Акт проверки и предписание вручены представителю ЗАО «Донэнергомонтаж» 28 июля 2015г., указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении пункта 4 статьи 16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Предписание не содержит четких формулировок относительно конкретных действий, которые необходимо выполнить генеральному директору ЗАО «Донэнергомонтаж» и основано на результатах проверки, проведенной с нарушением действующего законодательства. Просит признать незаконными действия главного государственного инспектора города Волгодонска по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области по выдаче предписания №64/09/2015 от 21 июля 2015 года и возложить обязанность на главного государственного инспектора города Волгодонска по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области устранить нарушения прав, свобод и законных интересов генерального директора ЗАО «Донэнергомонтаж».

ФИО1 – административный истец по делу извещен о времени и месте судебного заседания (л.д. 176), в судебное заседание не явился.

ФИО2 – представитель административного истца, действующая на основании доверенности, уточненные требования поддержала и просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что фактически земельный участок используется ЗАО «Донэнергомонтаж», на нем расположены некапитальные строения, однако указанный участок самовольно не занимался, а был предоставлен в аренду как часть земельного участка площадью 4006 кв.м. с кадастровым номером 61:48:0050201:120, отдельных ограждений не имеет.

ФИО3 - главный государственный инспектор города Волгодонска по использованию и охране земель возражал против удовлетворения заявленных требований пояснив, что нарушения при проведении проверки отсутствуют.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив иные доказательства по делу, дело об административном правонарушении в отношении генерального директора ЗАО «Донэнергомонтаж» по статье 7.1 КоАП РФ, дав им оценку, приходит к следующему.

По смыслу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ признание незаконными действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возможно при наличии совокупности двух условий: несоответствие их закону и нарушение прав, свобод административного истца оспариваемыми действиями (бездействиями).

Согласно пункту 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (подпункт 1); выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (подпункт 5).

Пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 1, предусмотрено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению (пункт "в"); требований земельного законодательства, связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях (за исключением выполнения требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности) (пункт "г") предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений (пункт "з").

21 июля 2015г. главным государственным инспектором города Волгодонска по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области выдано предписание №64/09/2015, согласно которому генеральному директору ЗАО «Донэнергомонтаж» необходимо устранить выявленные нарушения требований земельного законодательства в срок до 01 декабря 2015 года (л.д. 15).

Как следует из материалов дела, 21.07.2015 в порядке осуществления государственного земельного надзора на основании распоряжения № Р/3761 от 05.06.2015 заместителя руководителя Управления — заместителя главного государственного инспектора Ростовской области проведена плановая выездная проверка в отношении ЗАО «Донэнергомонтаж» по соблюдению требований земельного законодательства на земельном участке по адресу: <адрес>, площадью 4006 кв. м, с кадастровым номером 61:48:0050201:120 и земельном участке с кадастровым номером площадью 3443 кв.м.

В результате проведения проверки выявлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в самовольном занятии земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, ориентировочной площадью 467 кв. м.

В ходе проведения проверки установлено, что указанный земельный участок огорожен железобетонным забором, установлены временные сооружения - металлические вагончики, вышка с осветительными лампами, сооружение для складирования материалов. Данный земельный участок прилегает к земельному участку площадью 4006 кв. м., с кадастровым номером 61:48:0050201:120, расположенному по адресу: <адрес>, который используется ЗАО «Донэнергомонтаж» на праве аренды.

Факт использования ЗАО «Донэнергомонтаж» рассматриваемого земельного участка площадью 467 кв.м подтверждается актом проверки от 21.07.2015 № 150 с приложениями, протоколом осмотра территории от 21.07.2015. Документов, подтверждающих законность использования ЗАО «Донэнергомонтаж» указанного земельного участка, в материалы дела не представлено.

Таким образом, соответствующий земельный участок площадью 467 кв.м используется юридическим лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на указанный земельный участок, то есть с нарушением обязательных требований земельного законодательства об оформлении прав на землю - ст. ст. 5, 25, 26, 41 Земельного кодекса РФ, ст. 264 Гражданского кодекса РФ.

Из представленных материалов дела и дела об административном правонарушении в отношении генерального директора ЗАО «Донэнергомонтаж» по статье 7.1 КоАП РФ в отношении следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находящийся в фактическом пользовании ЗАО «Донэнергомонтаж», разделен на три самостоятельных земельных участка: земельный участок с кадастровым номером площадью 3443 кв.м, земельный участок с кадастровым номером площадью 4006+/- 22 кв.м, а также земельный участок с кадастровым номером площадью 400+/-7 кв.м (л.д. 113).

Указанные земельные участки представляют собой единое целое пространство и между собой заборами не огорожены, а земельный участок, объединяющий в себе все три указанных земельных участка, по периметру огорожен капитальным забором.

Земельный участок с кадастровым номером площадью 3443 кв.м используется ЗАО «Донэнергомонтаж» на основании договора аренды от 03.07.2006.

Земельный участок с кадастровым номером площадью 4006+/- 22 кв.м используется ЗАО «Донэнергомонтаж» на основании договора аренды от 05.09.2012.

Земельный участок с кадастровым номером 61:48:0050201:1262 площадью 400+/-7 кв.м. находится в муниципальной собственности и используется ЗАО «Донэнергомонтаж» без оформления прав на указанный земельный участок, то есть с нарушением обязательных требований земельного законодательства об оформлении прав на землю, предусмотренных статьями 25 и 26 Земельного кодекса РФ.

Рассматривая доводы административного истца о нарушении требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении плановой выездной проверки в отношении ЗАО «Донэнергомонтаж» по соблюдению требований земельного законодательства, суд руководствовался следующим.

В порядке осуществления государственного земельного надзора на основании распоряжения № Р/3761 от 05.06.2015 заместителя руководителя Управления — заместителя главного государственного инспектора Ростовской области проведена плановая выездная проверка в отношении ЗАО «Донэнергомонтаж» по соблюдению требований земельного законодательства на земельном участке по адресу: <...>, площадью 4006 кв. м, с кадастровым номером 61:48:0050201:120 и земельном участке с кадастровым номером площадью 3443 кв.м. Срок проведения проверки 20 рабочих дней с 14 июля 2015г. по 10 августа 2015г. (л.д. 135-137).

Согласно статье 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В акте проверки указываются:

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

16 июля 2015г. и 21 июля 2015г. проведена плановая выездная проверка в отношении ЗАО «Донэнергомонтаж» по соблюдению требований земельного законодательства на земельном участке по адресу: <адрес>, площадью 4006 кв. м, с кадастровым номером и земельном участке с кадастровым номером 61:48:0050201:0049 площадью 3443 кв.м, что подтверждается актом проверки органом государственного надзора юридического лица №150 от 21 июля 2015г. (л.д. 106-107).

О проведении проверки генеральный директор ЗАО «Донэнергомонтаж» извещен уведомлением с направлением копии распоряжения о проведении проверки (л.д. 133-134, 135-137).

С копией распоряжения о проведении проверки уполномоченный представитель юридического лица ФИО4 ознакомлена. При проведении проверки присутствовал представитель юридического лица ФИО4 С актом проверки представитель юридического лица не согласна. Копию акта проверки с приложениями получила ФИО4 21 июля 2015г. (материалы дела об административном правонарушении).

21 июля 2015г. при проведении проверки государственным инспектором города Волгодонска произведен осмотр территории в присутствии представителя ЗАО «Донэнергомонтаж» ФИО5, понятых ФИО6 и ФИО7 В результате осмотра установлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в самовольном занятии земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, ориентировочной площадью 467 кв. м.

В ходе проведения проверки установлено, что указанный земельный участок огорожен железобетонным забором, установлены временные сооружения - металлические вагончики, вышка с осветительными лампами, сооружение для складирования материалов. Данный земельный участок прилегает к земельному участку площадью 4006 кв. м., с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>, который используется ЗАО «Донэнергомонтаж» на праве аренды, что подтверждается протоколом осмотра территории от 21 июля 2015г. (материалы дела об административном правонарушении).

Выявленные нарушения подтверждаются схематическим чертежом и обмером границ земельного участка с кадастровым номером и схематическим чертежом и обмером границ земельного участка с кадастровым номером и фототаблицей (материалы дела об административном правонарушении).

Свидетель по делу ФИО8 пояснила, что 20 июля 2015г. она приезжала на территорию ЗАО «Донэнергомонтаж», но по техническим причинам не смогла осуществить фотосъемку, и она и представитель ЗАО «Донэнергомонтаж» договорились встретиться на базе 21 июля 2015г., осмотр территории ЗАО «Донэнергомонтаж» с участием понятых проводился 21 июля 2015г.ФИО4 подписала акт проверки 21 июля 2015г. Записи и пояснения в акте проверки ФИО4 делала при составлении протокола об административном правонарушении 28 июля 2015г.

Свидетели по делу ФИО6 и ФИО7 подтвердили, что осмотр территории ЗАО «Донэнергомонтаж» производился с их участием.

Показания свидетеля ФИО4 о том, что 28 июля 2015г. она получила акт проверки органом государственного надзора юридического лица №150 от 21 июля 2015г. опровергаются исследованными доказательствами.

Из акта проверки и пояснений свидетеля ФИО8 следует, что копию акта проверки с приложениями получила ФИО4 21 июля 2015г. Пояснения в акте проверки записаны ФИО4 28 июля 2015г.

Показания свидетелей по делу ФИО9, ФИО10 и ФИО4 о том, что проверка проводилась 20 июля 2015г. опровергаются показаниями свидетелей по делу ФИО8, ФИО6 и ФИО7, актом проверки органом государственного надзора юридического лица №150 от 21 июля 2015г., протоколом осмотра территории от 21 июля 2015г.

При таких обстоятельствах доводы представителя административного истца о нарушении пункта 4 статьи 16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», регламентирующего порядок оформления акта проверки являются необоснованными.

Нарушения порядка организации проверки и порядка оформления результатов проверки при проведении плановой выездной проверки в отношении ЗАО «Донэнергомонтаж» по соблюдению требований земельного законодательства на земельном участке по адресу: <адрес>, площадью 4006 кв. м, с кадастровым номером и земельном участке с кадастровым номером площадью 3443 кв.м отсутствуют и требования ФИО1 генерального директора ЗАО «Донэнергомонтаж» о признании незаконными действий Главного государственного инспектора города Волгодонска по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области по выдаче предписания №64/09/2015 от 21 июля 2015 года и возложении обязанности на Главного государственного инспектора города Волгодонска по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО1 генерального директора ЗАО «Донэнергомонтаж» удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО1 генеральному директору закрытого акционерного общества «Донэнергомонтаж» в удовлетворении требований к Главному государственному инспектору города Волгодонска по использованию и охране земель о признании незаконными действий Главного государственного инспектора города Волгодонска по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области по выдаче предписания №64/09/2015 от 21 июля 2015 года и возложении обязанности на Главного государственного инспектора города Волгодонска по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО1 генерального директора закрытого акционерного общества «Донэнергомонтаж» – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца через Волгодонской районный суд со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в полном объеме изготовлено 3 декабря 2015 года.