РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06 октября 2022 года г. Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ягжовой М.В., при секретаре Дружининой Г.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5231/2022 (УИД 38RS0001-01-2022-004521-82) по административному иску Межрайонной ИФНС России № 21 по Иркутской области к КАМ о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 21 Иркутской области обратилось в суд административным иском о взыскании задолженности по обязательным платежам, указав, что КАМ. в 2016-2018 годах являлся владельцем недвижимого имущества, транспортного средства. К А.М. начислен налог на недвижимое имущество, транспортный налог, направлены налоговые уведомления. В связи с тем, что налогоплательщиком сумма налогов уплачена не в срок, установленный законодательством, ответчику в порядке ст. 75 НК РФ начислены пени. Налоговый орган направил ответчику требования об уплате налогов и пени. В установленные в требовании сроки налогоплательщик сумму задолженности не погасил. Инспекция обращалась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание налогов и пени. Мировым судьей судебного участка №... и ... выданы судебные приказы, которые отменены в связи с поступившими возражениями от ответчика. Административный истец, обращаясь с иском, просит взыскать с ответчика обязательные платежи на общую сумму 69 816,02 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 21 по Иркутской области не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Административный ответчик КАМ в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в соответствии с правилами отправки почтовой корреспонденции. Заявлений и ходатайств не представлено.
Суд, изучив материалы дела, материалы приказного производства, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.
В силу установлений ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Частью 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, …, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 363 Налогового кодекса РФ регламентируется порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. В силу пункта 3 указанной статьи налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В силу статьи 45 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно части 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 400 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно части 1,2 статьи 75 Налогового Кодекса РФ «Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик, должен выплатить в случае уплаты суммы налога … в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки» и то, что «Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога … и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности».
Судом установлено:
КАМ в 2018-2019 годах являлся собственником:
недвижимого имущества –
квартира, расположенная по адресу: ... квартира, расположенная по адресу: ...
транспортного средства –
<данные изъяты>, регистрационный знак №, мощность двигателя 306 л/с.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из сведений о регистрации прав на недвижимое имущество, представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Иркутской области, а также выпиской из сведений РЭО ГИБДД г. Ангарска, предоставленных на основании п.4 ст.85 гл.14 Налогового Кодекса РФ.
Принадлежность вышеуказанного имущества административным ответчиком не оспорена.
В соответствии с действующим законодательством ИФНС по г. Ангарску Иркутской области правомерно произвело начисление ответчику:
- за 2016 год транспортного налога в сумме 32 130,00 рублей, налога на имущество в сумме 2 147,00 рублей. Административному ответчику направлено налоговое уведомление № от ** о необходимости оплатить налог по сроку оплаты **;
- за 2017 год транспортного налога в сумме 32 130,00 рублей, налога на имущество в сумме 2 302,00 рублей. Административному ответчику направлено налоговое уведомление № от ** о необходимости оплатить налог по сроку оплаты **;
- за 2018 год транспортного налога в сумме 32 130,00 рублей, налога на имущество в сумме 2 393,00 рублей. Административному ответчику направлено налоговое уведомление № от ** о необходимости оплатить налог по сроку оплаты **.
Налоговые уведомления направлены налоговым органом в порядке и в сроки, установленные налоговым законодательством. Своевременно в полном объеме налоги уплачены не были.
По истечении сроков для уплаты налогов ИФНС по ... направило ответчику требование:
- № от ** об уплате транспортного налога за 2016 в сумме 32 130,00 рублей, пени по транспортному налогу за 2016 в сумме 556,38 рублей, налога на имущество за 2016 года в сумме 2 147,00 рублей, пени по налогу на имущество за 2016 в сумме 37,18 рублей, по сроку уплаты по **;
- № от ** об уплате транспортного налога за 2017 в сумме 32 130,00 рублей, пени по транспортному налогу за 2017 в сумме 527,73 рублей, налога на имущество за 2017 года в сумме 2 302,00 рублей, пени по налогу на имущество за 2017 в сумме 37,81 рублей, по сроку уплаты по **;
- № от ** об уплате транспортного налога за 2018 в сумме 32 130,00 рублей, пени по транспортному налогу за 2018 в сумме 491,05 рублей, налога на имущество за 2018 года в сумме 2 393,00 рублей, пени по налогу на имущество за 2018 в сумме 36,57 рублей, по сроку уплаты по **.
В силу п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Поскольку установлено и подтверждено материалами дела, что налоговые уведомления и требования об уплате налогов были направлены ответчику заказным письмом, то процедура направления налоговых извещений считается соблюденной.
ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области реорганизовано в форме преобразования в МИФНС № 21 по Иркутской области.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
При рассмотрении настоящего административного дела суд руководствуется редакцией, действовавшей на момент возникновения налоговой задолженности.
Пунктом 1 статьи 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения в заявлением), указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
** налоговым органом приняты меры к принудительному взысканию обязательных платежей за 2016 год. ** мировым судьей судебного участка № по ... и ... выдан судебный приказ № о взыскании обязательных платежей на общую сумму 34 870,56 рублей. При обращении с заявлением о выдаче судебного приказа срок для взыскания пропущен не был, т.к. административный истец был вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования № от **, т.е. по ** включительно (**+6месяцев= **).
** налоговым органом приняты меры к принудительному взысканию обязательных платежей за 2017 год. ** мировым судьей судебного участка № по ... и ... выдан судебный приказ № о взыскании обязательных платежей на общую сумму 34 997,54 рублей. При обращении с заявлением о выдаче судебного приказа срок для взыскания пропущен не был, т.к. административный истец был вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования № от **, т.е. по ** включительно (**+6месяцев= **).
** налоговым органом приняты меры к принудительному взысканию обязательных платежей за 2018 год. ** мировым судьей судебного участка № по ... и ... выдан судебный приказ № о взыскании обязательных платежей на общую сумму 35 050,62 рублей. При обращении с заявлением о выдаче судебного приказа срок для взыскания пропущен не был, т.к. административный истец был вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования № от **, т.е. по ** включительно (**+6месяцев= **).
С размером подлежащих уплате налогов ответчик ознакомлен, ** вышеуказанные судебные приказы отменены в связи с подачей ответчиком возражений относительно исполнения приказа. Однако мер по урегулирования спора о суммах начисленных налогов ответчиком не предпринято.
Доказательств оплаты налогов и пени в полном объеме ответчиком не предоставлено, частичная уплата налога учтена налоговым органом, административным ответчиком не представлено возражений по порядку расчета налогов и пени.
Поскольку судом достоверно установлено наличие задолженности по транспортному налогу за 2016-2018 в сумме 66 958,89,00 рублей, пени по транспортному налогу за 2017-2018 в сумме 1 018,78 рублей, налогу на недвижимое имущество за 2017-2018 в сумме 1 763,62 рублей, пени по налогу на имущество за 2016-2017 в сумме 74,73 рублей, то сумма налогов и пени на общую сумму 69 816,02 рублей подлежит взысканию с ответчика. На момент рассмотрения дела задолженность по налогу и пени не оплачена, сведений об уплате налога и пени суду не представлено.
Проверяя срок обращения налоговой инспекции в суд общей юрисдикции, суд приходи к следующему.
По общему правилу, в силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В то же время, согласно пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа (**), следовательно, на день подачи настоящего административного иска (**) срок обращения в суд с административным иском не пропущен, т.к. дата окончания указанного срока **.
Учитывая, что срок для обращения с административным иском истцом не пропущен, судом установлена обоснованность заявленных исковых требований, и доказательства оплаты обязательных платежей ответчиком не представлено, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Разъяснениями, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме 2 294,48 рублей в соответствии со ст. 333.19 НК РФ, пропорционально удовлетворенному размеру требований, т.к. административный истец в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 - 294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить.
Взыскать с ККАМ, проживающего по адресу: ..., в доход государства:
транспортный налог за 2016-2018 в сумме 66 958 рублей 89 копеек,
пени по транспортному налогу за 2017-2018 в сумме 1 018 рублей 78 копеек за период с ** по **, с ** по **,
налог на имущество физических лиц за 2017-2018 в сумме 1 763 рубля 62 копейки,
пени по налогу на имущество физических лиц за 2016-2017 в сумме 74 рубля 73 копейки за период с ** по **, с ** по **.
Взыскать с КАМ в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 294 рубля 48 копеек.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья М.В. Ягжова
Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2022 года.