Дело № 2а-73/2017 09 марта 2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Дракуновой Е. Л.,
при секретаре Дубининой Ю. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске дело по административному иску ФИО1 о признании отказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о внесении в государственный реестр кадастровых инженеров сведений о выдаче ФИО1 квалификационного аттестата незаконным, возложении обязанности внести в государственный реестр кадастровых инженеров сведения о кадастровом инженере ФИО1,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании отказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о внесении в государственный реестр кадастровых инженеров сведений о выдаче ФИО1 квалификационного аттестата незаконным, возложении обязанности внести в государственный реестр кадастровых инженеров сведения о кадастровом инженере ФИО1 В обоснование требований указал, что <Дата> Министерством имущественных отношений Архангельской области ему был выдан квалификационный аттестат кадастрового инженера <№>. <Дата> в его адрес поступило письмо Министерства имущественных отношений Архангельской области <№> с приложением письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от <Дата><№>, из которого следовало, что сведения о нем, как о кадастровом инженере, не внесены в государственный реестр кадастровых инженеров. Росреестр мотивировал свой отказ, тем, что с 01.07. 2016 вступили в силу положения Федерального закона от <Дата> № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров» об обязательном членстве кадастрового инженера в саморегулируемой организации кадастровых инженеров, в связи с чем, положения ст.ст. 29, 30 Федерального закона от <Дата><№> ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции до <Дата>), устанавливающие порядок выдачи и аннулирования квалификационного аттестата, внесения таких сведений в государственный реестр кадастровых инженеров, утратили силу с <Дата>. С указанным решением он не согласен, так как Федеральным законом от <Дата> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами установление предельного срока для приема комиссиями документов, представляемых физическими лицами, претендующими на получение квалификационного аттестата, для проведения экзамена, для внесения соответствующих сведений в государственный реестр государственных инженеров не предусмотрено.
В судебное заседание не явились административный истец, представитель Министерства имущественных отношений АО, административное дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика ФИО3 с требованиями истца не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административный иск.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил.
Из материалов дела следует, что ФИО1 обратился в комиссию для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам по Архангельской области, (далее – Комиссия) с заявлением о выдаче квалификационного аттестата кадастрового инженера.
Решением Комиссии истец был допущен к сдаче квалификационного экзамена, по итогам экзамена административный истец признан сдавшим квалификационный экзамен, выдан аттестат кадастрового инженера. Впоследствии Министерством имущественных отношений направлено уведомление о выдаче квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, в том числе административному истцу, с приложением необходимых документов. Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
В соответствии с ч.1 ст. 29 Федерального закона от <Дата> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) (в редакции, действовавшей до <Дата>) кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (далее - квалификационный аттестат).
Часть 2 указанной нормы содержала перечень требований, при условии соответствия которым, физическому лицу выдавался квалификационный аттестат.
Согласно ч.3 указанной нормы квалификационные аттестаты выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицам, прошедшим аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам.
При этом квалификационный аттестат признается действующим со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров в соответствии с установленными статьей 30 настоящего Федерального закона правилами.
В силу ч.ч.1,3 ст.30 Закона №221-ФЗ (в редакции, действовавшей до <Дата>) государственный реестр кадастровых инженеров ведется органом кадастрового учета.
Орган кадастрового учета в срок не более чем два рабочих дня со дня получения уведомления, предусмотренного ч.4 ст. 29 настоящего Федерального закона, вносит в государственный реестр кадастровых инженеров сведения об указанном в таком уведомлении кадастровом инженере.
Таким образом, по смыслу выше приведенных норм права статус кадастрового инженера лицо, сдавшее квалификационный экзамен, и получивший квалификационный аттестат, приобретало лишь со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров.
Вместе с тем Федеральным законом N 452-ФЗ, вступившим в силу с <Дата>, внесены изменения, в том числе в ст.ст.29,30 Закона № 221-ФЗ, согласно которым изменен порядок организации деятельности кадастровых инженеров, а также существенно изменены квалификационные требования к лицу, претендующему на приобретение статуса кадастрового инженера.
Так, в соответствии с ч.1 ст.29 Закона № 221-ФЗ (в редакции, действующей с <Дата>) кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
Кроме того, ч.2 указанной нормы установлены дополнительные квалификационных требований к лицу, претендующему на приобретение статуса кадастрового инженера, а именно введены требования о необходимости наличия высшего образования по одной из специальностей, определенных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также наличия опыта работы в качестве помощника кадастрового инженера не менее двух лет.
Согласно ч.1 ст.30 Закона № 221-ФЗ (в редакции Закона № 452-ФЗ) саморегулируемые организации кадастровых инженеров создаются в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов), основанных на членстве в них кадастровых инженеров, в целях обеспечения условий для профессиональной деятельности кадастровых инженеров, разработки и утверждения для членов таких саморегулируемых организаций стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров, а также в целях осуществления контроля за соблюдением кадастровыми инженерами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений и установленных саморегулируемой организацией кадастровых инженеров стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров.
Частью 6 указанной нормы предусмотрено, что функциями саморегулируемой организации кадастровых инженеров являются: 1) разработка и утверждение стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области кадастровых отношений; 2) установление размера членских взносов и порядка их уплаты; 3) представление законных интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; 4) прием в саморегулируемую организацию кадастровых инженеров и исключение из саморегулируемой организации кадастровых инженеров по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом; 5) контроль за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров; 6) контроль за осуществлением своими членами обязательного страхования гражданской ответственности кадастровых инженеров; 7) ведение реестра членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров и предоставление доступа к информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам с соблюдением требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений; 8) организация информационного и методического обеспечения своих членов; 9) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом функций.
По смыслу положений ст.ст. 29, 30 Закона № 221-ФЗ (в редакции Закона № 452-ФЗ), с <Дата> организациями уполномоченными принимать решения о соответствии лица требованиям, предъявляемым к кадастровому инженеру, о допуске лица к такой деятельности, а также осуществлять контроль за деятельностью кадастровых инженеров, вести соответствующий реестр, выполнять иные, предусмотренные Законом № 221-ФЗ функции в сфере организации деятельности кадастровых инженеров, являются саморегулируемые организации кадастровых инженеров, а не уполномоченные в соответствии с ранее действующим законодательством органы государственной власти.
В силу п. 17 ст. 30.5 Закона № 221-ФЗ (в редакции Закона от <Дата> № 452-ФЗ) государственный реестр кадастровых инженеров, который ведется органом государственного надзора в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, носит с <Дата> информационный характер.
На основании изложенных норм права суд полагает, что требования не подлежат удовлетворению. Внесение в государственный реестр кадастровых инженеров сведений о кадастровом инженере после <Дата> каких-либо правовых последствий не порождает и не влечет признание выданного квалификационного аттестата действующим, в связи с чем оспариваемое решение является законным, обоснованным и права административного истца не нарушены.
Материалами дела подтверждается, что уведомление о выдаче ФИО1 квалификационного кадастрового инженера поступило в Росреестр <Дата>.
Доводы представителя административного истца о нарушении оспариваемым решением (отказом) права административного истца на осуществление трудовой (профессиональной) деятельности в качестве кадастрового инженера, являются несостоятельными, поскольку ФИО1 не лишен возможности осуществлять данную деятельность при условии соответствия требованиям, предъявляемым к лицам, претендующим на приобретение статуса кадастрового инженера, а именно требованиям, предусмотренным ч.2 ст.29 Закона № 221-ФЗ (в редакции Закона № 452-ФЗ).
Введение дополнительных квалификационных требований к уровню образования и наличию специальных навыков в указанной области направлены, прежде всего, на совершенствование правового регулирования деятельности кадастровых инженеров с целью повышения качества выполняемых кадастровыми инженерами работ и, соответственно, обеспечения достоверности сведений, содержащихся в кадастре недвижимости.
Внесение в государственный реестр кадастровых инженеров сведений о выдаче квалификационного аттестата после даты изменения закона не порождает каких-либо правовых последствий и не влечет признание квалификационного аттестата действующим. Порядок ведения государственного реестра кадастровых инженеров, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации <№> от <Дата>, в период с <Дата> по <Дата> подлежал применению только в части, не противоречащей действующему в указанный период законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании отказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о внесении в государственный реестр кадастровых инженеров сведений о выдаче ФИО1 квалификационного аттестата незаконным, возложении обязанности внести в государственный реестр кадастровых инженеров сведения о кадастровом инженере ФИО1, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.Л. Дракунова
Копия верна, Судья Е.Л. Дракунова