№2а-523/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Лоухи 10 апреля 2018 года
Лоухский районный суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Васильева Д.В.,
при секретаре Беловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») к Государственному казенному учреждению Республики Карелия «Лоухское центральное лесничество» (далее ГКУ РК «Лоухское центральное лесничество») о признании незаконным и отмене требования об устранении нарушений лесного законодательства,
установил:
административный иск обоснован следующими обстоятельствами: ХХ.ХХ.ХХ ГКУ РК «Лоухское центральное лесничество» провело внеплановое патрулирование территории лесного фонда (прилегающих на перегоне ... – ..., хх км. ххх м. к нему территорий) по маршруту: в квартале Номер (части выделов Номер) в ... участковом лесничестве (... по л/у) Лоухского лесничества в Лоухском муниципальном районе Республики Карелия. В ходе патрулирования были выявлены нарушения лесного законодательства: ограничение проезда по лесной дороге в месте пересечения с железнодорожными путями на перегоне ... – ......, а именно в полосе отвода железной дороги установлен шлагбаум, который закрыт на замок. Обстоятельства нарушения лесного законодательства отражены в акте от ХХ.ХХ.ХХ внепланового патрулирования лесов и в акте осмотра от ХХ.ХХ.ХХ. По мнению ответчика, наличие замка на существующем шлагбауме ограничивает проезд по лесной дороге в месте пересечения с железнодорожными путями для осуществления федерального государственного лесного и пожарного надзора работниками ГКУ РК «Лесное центральное лесничество», а также ограничивает проезд граждан в лес. На основании данных обстоятельств ответчиком вынесено требование Номер об устранении нарушений лесного законодательства, в соответствии с которым ОАО «РЖД» должно обеспечить беспрепятственный проезд по лесохозяйственной дороге в месте пересечения с железнодорожными путями на перегоне ... – ....... Истец не согласен с данным требованием по тем основаниям, что в указанном в требовании месте железнодорожный переезд и оборудованное место для перехода граждан через железнодорожные пути отсутствует. Полагают, что во время внепланового патрулирования были нарушены права юридического лица – ОАО «РЖД», предусмотренные ФЗ РФ № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В связи с этим административный истец просит суд признать незаконным и отменить Требование Номер от ХХ.ХХ.ХХ об устранении нарушений лесного законодательства, выданное исполняющим обязанности начальника ГКУ РК «Лоухское центральное лесничество».
В судебном заседании представитель административного истца ОАО «РЖД» Лушкин А.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал. При этом дополнил, что ранее в указанном в требовании месте, на перегоне ... – ..., хх км. ххх м., на основании местной инструкции, принятой ХХ.ХХ.ХХ, действовал временный железнодорожный переезд, открытый с целью осуществления производственной деятельности ООО «М.». Вместе с тем, данный переезд был открыт с нарушением действующего законодательства, данный переезд не существовал как объект недвижимости, требующей регистрации права. В связи с этим было принято решение о закрытии данного переезда, местная инструкция была отменена, проведены работы по ликвидации конструкций переезда, с железной дороги демонтированы бетонные настилы. Полагает, что права граждан на проезд в лес ОАО «РЖД» не нарушаются, возможности государственных органов по проведению надзора ничем не ограничиваются, поскольку на перегоне ... – ... имеются три действующих переезда, причем два из них расположены на хх и хх километрах, то есть в непосредственной близости со спорным объектом. Полагает, что при обнаружении во время внепланового рейда признаков нарушения лесного законодательства, с целью подтверждения наличия данных нарушений работники ГКУ РК «Лоухское центральное лесничество» должны были в соответствии с ч. 5 ст. 8.3 ФЗ РФ № 294-ФЗ от 26.12.2008 провести в отношении ОАО «РЖД» внеплановую проверку, в ходе которой следовало организовать взаимодействие контролирующего органа с юридическим лицом, что не было исполнено, в связи с чем ОАО «РЖД» было лишено возможности представить в надзорный орган сведения по имеющемуся на перегоне ... – ..., хх км. ххх м. объекту.
Представитель административного ответчика ГКУ РК «Лоухское центральное лесничество» Чумаченко Д.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признал. Указал, что требование об устранении лесного законодательства вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства. Полагает, что административный истец обязан привести железнодорожный переезд в соответствие с действующими нормативными актами, и обеспечить возможность переезда железной дороги автомобильным транспортом на перегоне ... – ..., хх км. ххх м. Указал, что требование вынесено по результатам внепланового патрулирования, проведенного работниками ГКУ РК «Лоухское центральное лесничество», какие – либо дополнительные сведения по железнодорожному переезду у ОАО «РЖД» не истребовались. Воспрепятствование переезду транспорта по железнодорожному переезду нарушает требования ст. 11 Лесного Кодекса РФ, согласно которой граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах.
Заслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему:
ХХ.ХХ.ХХ ГКУ РК «Лоухское центральное лесничество» провело внеплановое патрулирование территории лесного фонда (прилегающих на перегоне ... – ..., хх км. ххх м. к нему территорий) по маршруту: в квартале Номер (части выделов Номер) в ... участковом лесничестве (... по л/у) Лоухского лесничества в Лоухском муниципальном районе Республики Карелия.
В ходе проведения патрулирования работниками ГКУ РК «Лоухское центральное лесничество» был установлен факт закрытия ОАО «РЖД» железнодорожного переезда, расположенного перегоне ... – ..., хх км. ххх м, ....
Как следует из представленных стороной административного истца доказательств, ранее в указанном месте пересечения лесной дороги с железнодорожной веткой был обустроен временный железнодорожный переезд, который действовал на основании местной инструкции, принятой в ... дистанции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» Центральной дирекции инфраструктуры Октябрьской дирекции инфраструктуры.
В соответствии с протестом, внесенным ХХ.ХХ.ХХ Карельской транспортной прокуратурой Северо-западной транспортной прокуратуры, заместителю начальника железной дороги по ... территориальному управлению А. предъявлено требование об отмене данной местной инструкции, как не соответствующей действующему законодательству.
Согласно письму, направленному начальником дистанции инфраструктуры ОАО «РЖД» Ж. в адрес и.о. заместителя начальника Октябрьской дирекции инфраструктуры – начальника ... отдела инфраструктуры Р., в соответствии с требованиями Карельской транспортной прокуратуры временный переезд на хх км. ххх м. перегона ... – ... закрыт, настилы демонтированы. В целях обеспечения безопасности и предотвращения дорожно-транспортных происшествий горизонтально – поворотный шлагбаум находится в закрытом положениит для проезда автотранспорта. Действие местной инструкции по эксплуатации временного железнодорожного переезда на хх км. ххх м. перегона ... – ... от ХХ.ХХ.ХХ отменено.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 ФЗ РФ № 17-ФЗ от 10.01.2003 «О железнодорожном транспорте в РФ» функционирование железнодорожного транспорта осуществляется, в том числе исходя из принципов устойчивости работы железнодорожного транспорта; доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.
На основании ч.ч. 1, 4 ст. 21 ФЗ РФ № 17-ФЗ от 10.01.2003 железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования). Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Лица, нарушающие указанные правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Порядок определения пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации железнодорожных переездов, порядок их открытия и закрытия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п. 6, 7 раздела 3 и п. 10 раздела 4 Приказа Минтранса РФ № 18 от 08.02.2007 «Об утверждении Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути», проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах. При проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, обозначенными соответствующими знаками (при этом внимательно следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками железнодорожного транспорта). Гражданам запрещено проезжать и переходить через железнодорожные пути в местах, не установленных пунктом 7 настоящих Правил.
Согласно п. 15.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993, водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине).
В соответствии с подп. 3 п. 1 и абзацем 2 п. 3 Приказа Минтранса РФ № 237 от 31.07.2015 «Об утверждении условий эксплуатации железнодорожных переездов» условия эксплуатации железнодорожных переездов устанавливают требования к открытию и закрытию железнодорожных переездов, а также переводу железнодорожных переездов из одной категории в другую независимо от их принадлежности. Открытие (закрытие) действующих железнодорожных переездов производится в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 марта 2009 г. N 46 "О Порядке открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов)" (зарегистрирован Минюстом России 20 апреля 2009 г., регистрационный N 13802).
В соответствии п.п. с 3 по 8 Приказа Минтранса № 46 от 26.03.2009, открытие (закрытие) железнодорожных переездов на железнодорожных путях общего и (или) необщего пользования осуществляется по решению владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельца железнодорожных путей необщего пользования. Указанные в подпунктах 1 - 3, 6, 7 пункта 2 настоящего Порядка органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации направляют обращение об открытии (закрытии) железнодорожных переездов владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцу железнодорожных путей необщего пользования. К обращению прилагаются материалы, содержащие технико-экономическое обоснование необходимости открытия (закрытия) железнодорожного переезда со схемами организации дорожного движения транспортных средств, включающими ближайшие железнодорожные переезды. Если инициаторами открытия или закрытия железнодорожных переездов являются владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцы железнодорожных путей необщего пользования, то материалы, содержащие технико-экономическое обоснование необходимости открытия (закрытия) железнодорожного переезда со схемами организации дорожного движения транспортных средств, включающими ближайшие железнодорожные переезды, готовят владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцы железнодорожных путей необщего пользования. При рассмотрении обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, перечисленных в подпунктах 1 - 3, 6, 7 пункта 2 настоящего Порядка, по вопросу открытия (закрытия) железнодорожных переездов владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владелец железнодорожных путей необщего пользования устанавливает обоснованность и технические возможности открытия (закрытия) железнодорожных переездов с учетом условий обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В случае подтверждения обоснованности и технической возможности открытия (закрытия) железнодорожных переездов в целях формирования решения владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владелец железнодорожных путей необщего пользования в течение 10 дней с момента поступления обращения направляет запросы: в Федеральное агентство железнодорожного транспорта либо соответствующие территориальные органы, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов; в Федеральное дорожное агентство либо соответствующие федеральные государственные учреждения и их филиалы, на участке автомобильных дорог которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов; в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта либо соответствующие территориальные органы, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов; в органы управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов; в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожного переезда. Решение об открытии (закрытии) железнодорожного переезда владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцем железнодорожных путей необщего пользования принимается при наличии положительных заключений всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, перечисленных в пункте 5 настоящего Порядка. Решение об открытии (закрытии) железнодорожного переезда владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владелец железнодорожных путей необщего пользования принимает в течение 20 дней с момента поступления заключений органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, указанных в пункте 5 настоящего Порядка. Решение об открытии (закрытии) железнодорожного переезда владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцем железнодорожных путей необщего пользования доводится до сведения заявителя и всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, перечисленных в пункте 5 настоящего Порядка. Решение владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельца железнодорожных путей необщего пользования об открытии (закрытии) железнодорожного переезда может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов дела, доводов представителя административного истца Лушкина А.А., железнодорожный переезд на хх км. ххх м. перегона ... – ... как объект инфраструктуры железнодорожных путей в соответствии с положениями Приказа Минтранса РФ № 46 от 26.03.2009 не открывался, что также подтверждается представленными сведениями о государственной регистрации права собственности ОАО «РЖД» в отношение сооружения – комплекса ... дистанции пути, в соответствии с которыми право собственности на спорный объект не зарегистрировано. Поскольку спорный объект представлял угрозу жизни и здоровью граждан в виду его несоответствия техническим нормам, прекращение функционирования временного железнодорожного переезда ОАО «РЖД», по мнению суда, не противоречит изложенным действующим нормативным актам.
В данном случае суд полагает, что вопрос об открытии железнодорожного переезда и обеспечении его функционирования не может быть разрешен в порядке внесения ГКУ РК «Лоухское центральное лесничество» обязательного для исполнения требования в адрес ОАО «РЖД».
При наличии соответствующих обоснований, положительных заключений всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, вопрос об открытии железнодорожного переезда на хх км. ххх м. перегона ... – ... как объекта инфраструктуры может быть разрешен владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта по инициативе, в том числе одного из федеральных органов исполнительной власти или органов власти субъекта Российской Федерации (п. 2 Приказа Минтранса РФ № 46 от 26.03.2009), с соблюдением всех процедур, регламентированных нормативными актами, регулирующими соответствующие правоотношения.
При этом суд не усматривает нарушений ОАО «РЖД» прав граждан на свободный проезд в лес, либо какое – либо воспрепятствование со стороны ОАО «РЖД» проведению соответствующими органами мероприятий по осуществлению государственного или муниципального контроля, поскольку переезд за линию железной дороги в лесной массив на перегоне ... – ... возможен по трем действующим железнодорожным переездам, а именно по переездам главного пути без дежурного: ... – передаточная х км., Номер, протяженностью 16 м.; ...хх км Номер, протяженностью 19 м.; ...хх км Номер, протяженностью 21 м.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к мнению, что заявленные административные требования ОАО «РЖД» об оспаривании требования об устранении нарушений лесного законодательства основаны на законе и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 226,227 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к Государственному казенному учреждению Республики Карелия «Лоухское центральное лесничество» о признании незаконным и отмене требования об устранении нарушений лесного законодательства – удовлетворить.
Признать незаконным требование Номер от ХХ.ХХ.ХХ об устранении нарушений лесного законодательства, вынесенное Государственным казенным учреждением Республики Карелия «Лоухское центральное лесничество» в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», об обеспечении беспрепятственного проезда по лесохозяйственной дороге в месте пересечения с железнодорожными путями на перегоне ... – ......, нарушающим права и законные интересы Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», и отменить его.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца через Лоухский районный суд РК в Верховном Суде Республики Карелия со дня его принятия в окончательной форме в апелляционном порядке.
Председательствующий судья: Д.В. Васильев
Решение в окончательной форме принято 13 апреля 2018 года.