ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-523/19 от 02.10.2019 Касимовского районного суда (Рязанская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Касимов 02 октября 2019 года

Касимовский районный суд Рязанской области в составе председательствующей судьи Антиповой М.Н., при секретаре Пименовой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Касимовского районного суда Рязанской области административное дело №2а-523/2019 по административному иску Межрайонной ИФНС России №9 по Рязанской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,

у с т а н о в и л :

Межрайонная Инспекция ФНС России №9 по Рязанской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 с требованием о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 4480 рублей 00 копеек, а также пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 344 рубля 51 копейка за период с 18 декабря 2016 года по 15 августа 2017 года, пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 65 рублей 48 копеек за период с 04 декабря 2018 года по 29 января 2019 года. Всего истец требует взыскать сумму 4889 рублей 99 копеек. В обоснование иска истец указал, что согласно сведениям, представленным в налоговый орган МРЭО ГИБДД УВД <адрес>, на административного ответчика с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано транспортное средство ГАЗ <данные изъяты>, государственный регистрационный знак Обладая указанным имуществом, ответчик обязан уплачивать транспортный налог. Между тем ответчиком не был оплачен транспортный налог за 2017 год в сумме 4480 рублей, а также пени в размере 65 рублей 48 копеек за период с 04 декабря 2018 года по 29 января 2019 года. Кроме того, ответчик имеет задолженность по уплате пени в связи с просрочкой оплаты транспортного налога за 2015 год в размере 344 рублей 51 копейки за период с 18 декабря 2016 года по 15 августа 2017 года. В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налоговой инспекцией в адрес ФИО1 были направлены налоговые уведомления , с указанием сумм транспортного налога, подлежащего уплате по итогу налогового периода. Налоговое уведомление исполнено налогоплательщиком несвоевременно. Налоговое уведомление налогоплательщиком не исполнено. На основании положений ст.69,70 НК РФ налоговым органом заказанным письмом ответчику были направлены требования и с указанием на числящуюся задолженность по налогам и соответствующей сумме пени. Поскольку указанные требования налогоплательщиком исполнены не были, Налоговая Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании указанных сумм недоимки и пени с ФИО1 Определением мирового судьи от <данные изъяты> 2019 года отменен судебный приказ мирового судьи судебного участка судебного района Касимовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу, а также соответствующей суммы пени. С учетом изложенного истец просит взыскать с ответчика требуемую сумму транспортного налога и пени в общем размере 4889 рублей 99 копеек, а также почтовые расходы в сумме 50 рублей.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, письменным заявление просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Административный ответчик ФИО1 трижды извещался судом о наличии в производстве Касимовского районного суда дела о взыскании с него задолженности по транспортному налогу и пени, дважды извещался судом о судебных заседаниях, однако в суд по вызову суда не явился, корреспонденция с его адреса места жительства возвращена в адрес суда с отметкой об истечении срока хранения.

Согласно сообщению МО МВД России «Касимовский» (л.д.38) гражданин ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время значится зарегистрированным по адресу: <адрес>. Именно по указанному адресу суд извещал должника о дате, времени и месте судебного заседания.

В соответствии со ст.3 закона РФ от 25.06.1993 года №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах РФ», ст.27 Конституции РФ гражданин вправе выбирать сам место своего жительства. Регистрационный учет согласно Правилам регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ (утв.Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года №713) устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания либо жительства.

Административный ответчик ФИО1 для взаимоотношения с другими лицами и государством обозначил свое место проживания по адресу: <адрес> Однако по указанному адресу он корреспонденцию не получает.

Суд на основании ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ) рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ч.1. ст.23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Пунктом 2 ст.44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии с ч.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога и применении при неисполнении требования мер к принудительному взысканию недоимки.

Согласно п.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года

Главой 28 Налогового Кодекса РФ установлен транспортный налог. Указанной главой установлены налогоплательщики и иные элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления, а также порядок и срок уплаты налога налогоплательщиками - физическими лицами).

Законом Рязанской области от 22 ноября 2002 года №76-ОЗ «О транспортном налоге на территории Рязанской области», в редакции Закона Рязанской области от 29.11.2016 N 74-ОЗ, определены налоговые ставки по уплате транспортного налога.

Статьей 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (п.1 ч.1 ст.359 НК РФ).

Статьей 361 НК РФ определены налоговые ставки, которые устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

В соответствии с п.1 ст.360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В силу ч.1 ст.363 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 02.12.2013 N 334-ФЗ, от 23.11.2015 N 320-ФЗ), налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно сведениям, представленным МРЭО ГИБДД УВД <адрес> за ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован грузовой автомобиль марки ГАЗ <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , с мощностью двигателя 140 л.с.

Ставки транспортного налога установлены в ст.2 Закона Рязанской области от 29.11.2016 N74-ОЗ, согласно которой налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории (типа) транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Согласно ст.2 указанного Закона Рязанской области, налоговая ставка для грузового автомобиля с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно составляет 32 рубля.

По материалам дела установлено, что ФИО1 был исчислен транспортный налог за 2017 год за автомобиль ГАЗ <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , на сумму 4480 рублей, которую он обязан был оплатить до 01.12.2018 года, что отражено в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку до указанного срока административный ответчик не исполнил свою обязанность по уплате транспортного налога, Межрайонная Инспекция ФНС России №9 по Рязанской области ДД.ММ.ГГГГ направила в его адрес требование с просьбой оплатить до 15.03.2019 года образовавшуюся задолженность по налогу в размере 4480 рублей и пени на сумму 65 рублей 48 копеек. Требование налогоплательщиком исполнено не было. Согласно расчету, выполненному административным истцом, с ответчика подлежит взысканию задолженность по уплате транспортного налога за 2017 год в сумме 4480 рублей 00 копеек и пени в размере 65 рублей 48 копеек, исчисленная за период с 04 декабря 2018 года по 29 января 2019 года, поскольку на дату выставления требования налог уплачен не был.

Согласно положениям пункта 1 ст.75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу пункта 3 ст.75 НК РФ, пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ).

В соответствии с пунктом 4 ст.75 НК РФ, пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Суд, проверив представленный административным истцом расчет пени, начисленной за период с 04 декабря 2018 года по 29 января 2019 года, находит его верным, примененные в расчете ставки ЦБ соответствуют значению периода их действия.

Срок обращения в суд с требованием о взыскании с административного ответчика указанной суммы недоимки по транспортному налогу за 2017 года сумме 4480 рублей и пени за период с 04.12.2018 года по 29 января 2019 года в размере 65 рублей 48 копеек налоговым органом соблюден, поскольку с заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности МИФНС России №9 по Рязанской области обратилась в июле 2019 года, то есть в течении определенного абз.1 ч.2 ст.48 НК РФ шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования . Определением мирового судьи судебного участка судебного района Касимовского районного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пени был отменен по заявлению налогоплательщика.

С административным иском налоговый орган обратился в Касимовский районный суд 07 августа 2019 года, то есть в пределах срока, определенного абз.2 п.3 ст.48 НК РФ, в соответствии с которым, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Учитывая изложенное, принимая во внимание отсутствие на дату принятии настоящего решения сведений об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате транспортного налога за 2017 год и пени за период с 04.12.2018 года по 29 января 2019 года, суд считает, что административный иск в указанной части подлежит удовлетворению.

Рассматривая требования налогового органа о взыскании с ФИО1 суммы пени в размере 344 рублей 51 копейки, исчисленной за период с 18 декабря 2016 года по 15 августа 2017 года за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год, суд установил, что административным ответчиком несвоевременно была исполнена обязанность по уплате транспортного налога за 2015 год в размере 4480 рублей. А именно вместо определенного законом срока до 01 декабря 2016 года, транспортный налог ФИО1 был оплачен 16 августа 2017 года, что подтверждается выпиской из лицевого счета налогоплательщика. При этом налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплатить транспортный налог за 2015 года в размере 4480 рублей в установленный законом срок было направлено налогоплательщику 23 сентября 2016 года, что подтверждается списком почтовых отправлений.

Таким образом, в связи с несвоевременной оплатой суммы транспортного налога за 2015 год налогоплательщику за период с 18 декабря 2016 года по 15 августа 2017 года была начислена сумма пени в размере 344 рубля 51 копейка.

Согласно ч.1 ст.70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Требование об уплате суммы пени в связи с несвоевременной оплатой транспортного налога за 2015 год было сформировано по состоянию на 22 сентября 2017 года и направлено налогоплательщику ФИО1 28 сентября 2017 года, что подтверждается списком почтовых отправлений. В указанном требовании налогоплательщику был установлен срок для его исполнения до 30 ноября 2017 года.

Указанное требование до настоящего времени ФИО1 не было исполнено.

В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Поскольку общая сумма задолженности ФИО1 по налогам (сборам) и пени на момент выставления требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила сумму менее 3000 рублей (а именно 1143 рубля 26 копеек (л.д.8), налоговый орган не имел возможности обратиться в суд в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения этого требования в силу абз.4 п.1 ст.48 НК РФ, согласно которому заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

При этом согласно абз.3 п.2 ст.48, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Поскольку общая сумма задолженности ФИО1 по налогам и пени превысила сумму 3000 рублей после 01 декабря 2018 года, когда налогоплательщик не произвел оплату транспортного налога за 2017 год, истец вынужден был направить налогоплательщику требование о взыскании суммы транспортного налога за 2017 год. В связи с тем, что данное требование налогоплательщиком также не было исполнено в срок, указанный в данном требовании – до 15 марта 2019 года, налоговый орган, соблюдая установленные абз.4 п.1 и абз.2 п.3 ст.48 НК РФ сроки обратился в июле 2019 года к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 в том числе пени, начисленной в связи с несвоевременной оплатой транспортного налога за 2015 год.

С административным иском налоговый орган обратился в Касимовский районный суд 07 августа 2019 года, то есть в пределах срока, определенного абз.2 п.3 ст.48 НК РФ.

Проверив расчет пени, начисленной ФИО1 в связи с несвоевременной оплатой транспортного налога за 2015 год, суд находит его верным, примененные в расчете сумма транспортного налога за 2015 год исчислена в соответствии со ст.2 Закона Рязанской области от 22 ноября 2002 года №76-ОЗ «О транспортном налоге на территории Рязанской области» (в ред. Закона Рязанской области от 18.11.2013 N 67-ОЗ), ставки ЦБ соответствуют значению периода их действия.

Поскольку Закон Рязанской области от 29.04.1998 №68 «О налоговых льготах» (в ред.Закона Рязанской области от 18.11.2013 N 68-ОЗ) предусматривает возможность освобождения от уплаты транспортного налога отдельным категориям граждан только на одну единицу транспортного средства в виде легкового автомобиля с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно или мотоцикла (мотороллера) с мощностью двигателя до 45 лошадиных сил включительно, а ФИО1 обладает грузовым автомобилем, соответственно оснований для освобождения его от уплаты транспортного налога за автомобиль ГАЗ <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , не имеется.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, применяя вышеуказанные нормы права, суд находит исковые требования о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу, а также пени, в общей сумме 4889 рублей 99 копеек обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В соответствии с п.6 ст.106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела относятся в том числе почтовые расходы, понесенные сторонами в ходе его рассмотрения.

Административным истцом понесены связанные с рассмотрением административного дела почтовые расходы в сумме 53 рублей 00 копеек – направление административного искового заявления о взыскании задолженности по налогам и пени в адрес ФИО1, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, согласно п.1 ст.107 КАС РФ, от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела, освобождаются административные истцы, административные ответчики, являющиеся инвалидами I и II групп.

Поскольку административный ответчик ФИО1 является инвалидом II-й группы, соответственно почтовые расходы не подлежат взысканию с него.

По этой же причине, в силу п.2 ст.333.36 НК РФ с административного ответчика не подлежит взысканию государственная пошлина.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Межрайонной Инспекции ФНС России №9 по Рязанской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, в доход бюджета муниципального образования городской округ город Касимов задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 4480 рублей (четыре тысячи четыреста восемьдесят) рублей, пени, в связи с неуплатой в установленный срок транспортного налога за 2015 год, в размере 344 (триста сорок четыре) рубля 51 копейка, начисленную за период с 18 декабря 2016 года по 15 августа 2017 года, пени связи с неуплатой в установленный срок транспортного налога за 2017 год, в размере 65 (шестьдесят пять) рублей 48 копеек, начисленную за период с 04 декабря 2018 года по 29 января 2019 года, а всего 4889 (Четыре тысячи восемьсот восемьдесят девять) рублей 99 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд с подачей жалобы через Касимовский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда.

Судья М.Н. Антипова