УИД 56RS0004-01-2020-000739-20
Дело № 2а-523/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Александровка 1 сентября 2020 года
Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего - судьи Топильчук И.С.,
при секретаре судебного заседания Перетятько М.А.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Александровского района Оренбургской области Шошина А.А.,
представителя административного ответчика - администрации муниципального образования Георгиевский сельсовет Александровского района Оренбургской области Абдразакова Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Александровского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Георгиевский сельсовет Александровского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в ненадлежащем исполнении обязанностей собственника муниципального имущества по содержанию автомобильной дороги и возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Александровского района Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, сохранности муниципальной собственности в деятельности администрации Георгиевского сельсовета Александровского района (далее – администрация МО Георгиевский сельсовет). В ходе проверки осуществлен осмотр автомобильной дороги по ул. Северной от дома № 1 до дома № 5 в с. Георгиевка Георгиевского сельсовета Александровского района общей протяженностью 141 м. и выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии указанной автомобильной дороги, выразившиеся в отсутствии дорожной одежды (конструкции в пределах проезжей части, воспринимающей нагрузку и передающей ее на грунт), что в случае выпадения осадков снижает сцепные качества покрытия. Указанная автомобильная дорога относится к категории автомобильных дорог местного значения, находится в муниципальной собственности Георгиевского сельсовета Александровского района, вследствие чего содержание данной автомобильной дороги должно производиться из средств местного бюджета Георгиевского сельсовета.
Просил суд:
- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Георгиевский сельсовет Александровского района Оренбургской области, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей собственника муниципального имущества по содержанию автомобильной дороги по ул. Северной от дома № 1 до дома № 5 в с. Георгиевка Александровского района Оренбургской области;
- обязать администрацию муниципального образования Георгиевский сельсовет Александровского района Оренбургской области при формировании бюджета на очередной финансовый год предусмотреть выделение денежных средств для организации приведения автомобильной дороги по ул. Северной от д. 1 до д. 5 в с. Георгиевка в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.», утв. Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст;
- обязать администрацию муниципального образования Георгиевский сельсовет Александровского района Оренбургской области не позднее 1 июня 2021 года обеспечить приведение автомобильной дороги по ул. Северной от д. 1 до д. 5 в с. Георгиевка в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст.
В судебном заседании представитель административного истца –помощник прокурора Александровского района Оренбургской области Шошин А.А. исковые требования поддержал, привел доводы аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – администрации МО Георгиевский сельсовет с исковыми требованиями административного истца согласился, пояснил, что в текущем году им производились работы по отсыпке дорог в населенных пунктах Георгиевского сельсовета Александровского района Оренбургской области, учитывая при этом количество жителей в поселке, в том числе количество учеников. Ввиду отсутствия бюджетных средств все дороги привести в соответствии с требованиями законодательства не представилось, в том числе участок спорной дороги.
Исследовав доказательства, заслушав стороны, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Судом установлено и следует из представленного в материалы дела реестра муниципальной собственности, что автодорога, расположенная по адресу: Оренбургская область, Александровский район, с. Георгиевка, ул. Северная, с кадастровым номером №, протяженностью 141 м., входит в состав муниципального имущества МО Георгиевский сельсовет Александровского района Оренбургской области, на основании свидетельства о государственной регистрации права 56-АБ348143 от 23 мая 2014 года.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 12 августа 2020 года правообладателем автомобильной дороги по ул. Северной в с. Георгиевка Александровского района Оренбургской области протяженностью 141 м. является МО Георгиевский сельсовет.
Основанием проведения прокурорской проверки является коллективное заявление жителей с. Георгиевки от 20 марта 2020 года по фактам злостного нарушения законодательства при благоустройстве территории Георгиевского сельсовета Александровского района Оренбургской области.
По данному факту прокуратурой Александровского района Оренбургской области проведена проверка и вынесено представление от 30 апреля 2020 года об устранении нарушений законодательства при благоустройстве территорий в адрес главы администрации Абдразакова Т.М.
На представление прокурора от главы администрации МО Георгиевский сельсовет поступил ответ от 27 мая 2020 года, из которого следует, что по улице Северной в с. Георгиевка запланирована отсыпка дороги и проводятся все необходимые мероприятия по благоустройству в зависимости от времени года и по мере необходимости, также рассмотрен вопрос о применении меры дисциплинарного взыскания к специалисту ФИО5
25 июня 2020 года в прокуратуру обратился житель села Георгиевка – ФИО6 с заявлением, в котором указал, что администрацией МО Георгиевского сельсовета нарушается законодательство по благоустройству территорий – межквартального проезда по ул. Северная и прилагаются фотографии.
17 июля 2020 года прокуратура направила в адрес администрации МО Георгиевский сельсовет запрос, на который получен ответ, что по проезду по ул. Северная – ул. Советская, ул. Северная в с. Георгиевка проведены работы в пределах тех средств, которые были предусмотрены на эти цели в бюджете администрации на плановый период 2020 года (очистка дорог от снега, очистка водопроводных труб, грейдерование), вопрос по отсыпке дороги по ул. Северной будет ставиться в 4 квартале 2020 года при планировании бюджета на 2021 год. На данный момент бюджет администрации денежными средствами для проведения мероприятий не располагает.
В ходе проведения проверки совместно со специалистом – государственным инспектором БДД ОГИБДД Отд МВД России по Александровскому району осуществлен осмотр автомобильной дороги по ул. Северной от дома № 1 до дома № 5 в с. Георгиевка Георгиевского сельсовета Александровского района общей протяженностью 141 м, составлен акт проверки эксплуатационного состояния автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 5 августа 2020 года.
Согласно акту проверки выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии указанной автомобильной дороги, выразившиеся в отсутствии на проезжей части дорожной одежды (конструкции в пределах проезжей части, воспринимающей нагрузку и передающей ее на грунт), что в случае выпадения осадков снижает сцепные качества покрытия. Выявленный недостаток влечет возникновение угрозы жизни и здоровью граждан и угрожает безопасности дорожного движения.
Как следует из п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Из представленных в материалы дела доказательств, фотоматериалов следует, что в районе домов от № 1 до № 5 по ул. Северной в с. Георгиевка Александровского района Оренбургской области имеются дефекты покрытия проезжей части, дорожной одежды, что не соответствует требованиями, установленными «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
В соответствии с ч. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений п. 1, 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: - ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; - участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 5 Устава МО Георгиевский сельсовет Александровского района Оренбургской области к вопросам местного значения сельсовета относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 11 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Вместе с тем, администрацией МО Георгиевский сельсовет обязанности по организации дорожной деятельности в отношении дорог местного значения исполняются не в полной мере.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
На основании требований п. 1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Таким образом, факт наличия нарушений обязательных требований государственного стандарта к дорожному покрытию автомобильной дороги на спорном участке, нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела судом.
Ненадлежащее их содержание подтверждается актами выявления недостатков в эксплуатационном состоянии, фотоматериалами, пояснениями сторон. Представитель административного ответчика не отрицал такие недостатки в содержании дороги.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об обоснованности и законности исковых требований прокурора Александровского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Георгиевский сельсовет о признании незаконным бездействия муниципального учреждения администрации муниципального образования, поскольку данные обстоятельства создают предпосылки для нарушения основополагающих принципов обеспечения безопасности дорожного движения, в числе которых приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, что недопустимо в дальнейшем.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено нарушение администрацией МО Георгиевский сельсовет законодательства, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Александровского района Оренбургской области обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Георгиевский сельсовет Александровского района Оренбургской области, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей собственника муниципального имущества по содержанию автомобильной дороги по ул. Северной от дома№ 1 до дома № 5 в с. Георгиевка Александровского района Оренбургской области.
Обязать администрацию муниципального образования Георгиевский сельсовет Александровского района Оренбургской области при формировании бюджета на очередной финансовый год предусмотреть выделение денежных средств для организации приведения автомобильной дороги по ул. Северной от дома № 1 до дома № 5 в с. Георгиевка Александровского района оренбургской области в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.», утв. Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст.
Обязать администрацию муниципального образования Георгиевский сельсовет Александровского района Оренбургской области не позднее 1 июня 2021 года обеспечить приведение автомобильной дороги по ул. Северной от д. 1 до д. 5 в с. Георгиевка Александровского района Оренбургской области в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий И.С. Топильчук
Решение в окончательной форме изготовлено 11 сентября 2020 года