ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-523/2021 от 01.03.2021 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Тагил 01 марта 2021 года

Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области

в составе председательствующего судьи Луценко В.В.,

при секретаре Есиной И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-523/2021 по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Муниципальному фонду поддержки малого предпринимательства Горноуральского городского округа о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

25.01.2021 Главное управление Минюста Российской Федерации по Свердловской области обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит ликвидировать Муниципальной фонд поддержки малого предпринимательства Горноуральского городского округа (далее – Фонд) и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц, мотивируя свои требования тем, что Фонд был зарегистрирован Управлением ФНС России по Свердловской области 08.11.2012 (ОГРН 1126600006280).

В нарушение положений п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Закон о некоммерческих организациях) организацией не представлены отчеты о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, либо заявление, подтверждающее ее соответствие п. 3, 3.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях за 2018 – 2019 годы.

По факту непредставления обязательной отчетности в адрес организации были вынесены письменные предупреждения об устранении нарушений действующего законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, организация неоднократно не представляла сведения, предусмотренные ст. 32 Закона о некоммерческих организациях. До настоящего времени вышеуказанные нарушения действующего законодательства Российской Федерации не устранены.

В судебное заседание представитель административного истца не явился и просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика – директор Крашенинников Р.О. в судебное заседание также не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, возражений против административного иска не представил.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Свердловской области в судебное заседание также не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Неявка указанных лиц не является препятствием для рассмотрения административного дела в силу ч. 4 ст. 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности общественного объединения, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, предусмотрены и ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон об общественных объединениях).

В силу ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о ликвидации некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанной организации.

В силу п. 4.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 N 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п.п. «а», «г» и «д» п. 10 Положения, а также п.п. 1, 4 и 5 п. 5 ст. 32 Закон о некоммерческих организациях).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п. 10 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Главное управление Министерства юстиции РФ по Свердловской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Пунктами 1 и 3 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).

Приказом Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчета некоммерческих организаций» утверждены новые формы отчетов для некоммерческих организаций: отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе руководящих органов (форма № ОН 0001), а также отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученный иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и ш Р® от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (форма № ОН 0002). В нарушение п.п. 3, 3.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях организацией не представлены отчеты о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, либо заявление, подтверждающее ее соответствие п. 3.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях за 2018 -2019 годы.

Как следует из материалов дела ГУ МЮ РФ по Свердловской области неоднократно направляло в адрес административного ответчика письменные предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств устранения нарушений предусмотренных п.п. 3, 3.1 и 3.2 Закона о некоммерческих организациях административным ответчиком не представлено.

В соответствии с п. 10 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В силу п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

Административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области удовлетворить.

Ликвидировать Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства Горноуральского городского округа (ОГРН 1126600006280, ИНН 6623996479) и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Нижнего Тагила Свердловской области.

Решение в окончательной форме принято 10 марта 2021 года.

Судья Луценко В.В.