ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-523/21 от 02.02.2021 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

№ 2а-523/21

Решение

Именем Российской Федерации

г. Краснодар 02 февраля 2021 г.

Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Верхогляда А.С.,

при секретаре судебного заседания ФИО6,

с участием представителя административного истца

по доверенности <адрес>9 от 15.03.2019 ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации к кредитному потребительскому кооперативу «СБЕРКАССА 23», ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО3 о ликвидации,

установил:

Центральный банк РФ в лице Южного ГУ Банка России обратился в суд с исковым заявлением к КПК «СБЕРКАССА 23», ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО3 о ликвидации.

В обоснование указано, что в соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), размещённой на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru), КПК «СБЕРКАССА 23» является действующим юридическим лицом. Председателем правления Кооператива является ФИО4

Сведения о добровольной ликвидации либо исключении Кооператива из ЕГРЮЛ и сведения об учредителях, в выписке из ЕГРЮЛ размещённой на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru) - отсутствуют.

В ходе рассмотрения гражданского дела по ходатайству представителя административного истца к участию в деле были привлечены в качестве соответчиков учредители КПК «СБЕРКАССА 23» ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО3 В связи с чем, административный истец уточнил административные исковые требования, просил суд ликвидировать КПК «СБЕРКАССА 23» ); возложить обязанность по осуществлению ликвидации КПК «СБЕРКАССА 23» на ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО3; обязать учредителей завершить процедуру ликвидации КПК «СБЕРКАССА 23» в шестимесячный срок с даты вступления в законную силу решения суда.

Представитель административного истца в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объеме.

Административные ответчики представитель КПК «СБЕРКАССА 23», ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из содержания п. 1 ч. 3 ст. 1 и ст. 17 КАС РФ, административные дела о ликвидации некоммерческих организаций, одним из видов которых являются кредитные кооперативы, рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном КАС РФ.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с п. 9.1 ст.ст. 4, 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Федеральный закон № 86-ФЗ), Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

На основании п. 12 ст. 76.1 ФЗ № 86-ФЗ лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями, в связи с чем, КПК «СБЕРКАССА 23», является организацией, поднадзорной Банку России.

В соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, размещённой на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru), КПК «СБЕРКАССА 23» (ИНН <***>, ОГРН <***>) является действующим юридическим лицом. Председателем правления Кооператива является ФИО4

Сведения о добровольной ликвидации либо исключении Кооператива из ЕГРЮЛ и сведения об учредителях, в выписке из ЕГРЮЛ размещённой на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru) - отсутствуют.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию (далее - СРО) в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» (далее - Федеральный закон № 223-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий:

получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой

организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющейкредитные кооперативы (для кредитных кооперативов, созданных на день получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);

прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);

создание кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).

В силу ч. 3 ст. 28 ФЗ № 190-ФЗ кредитные кооперативы, не вступившие в члены саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, обязаны представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и персональном составе органов кредитного кооператива в порядке, установленном Банком России, а также обеспечить возможность представления в Банк России электронных документов и возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России в соответствии с Указанием Банка России от 03.11.2017 № 4600-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» (далее - Указание Банка России № 4600-У)1: некредитные финансовые организации получают от Банка России документы, в том числе запросы, требования (предписания) Банка России, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной подписью юридического лица или физического лица (УКЭП), посредством использования информационных ресурсов (далее - электронный документ) и должны обеспечить получение от Банка России электронных документов посредством использования информационных ресурсов.

Пунктом 8 части 6 статьи 35 ФЗ № 190-ФЗ установлена обязанность направлять в Банк России документы, содержащие отчет о деятельности и персональном составе органов кредитных кооперативов - членов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, а также бухгалтерскую (финансовую) отчетность кредитных кооперативов - членов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы. Формы и сроки предоставления указанных документов установлены Указанием Банка России от 25.07.2016 № 4083-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива» (далее - Указание Банка России № 4083-У).

В соответствии с Указанием Банка России № 4083-У кредитный потребительский кооператив обязан направлять в Банк России в форме электронного документы с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»:

отчет о деятельности за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода;

отчет о деятельности за календарный год дважды - не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года;

отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива предоставляется после окончания календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе, не позднее 30 календарных дней после окончания календарного года или после даты изменения сведений.

Согласно материалам дела, Южным ГУ Банка России в ходе надзорных мероприятий в отношении кредитного потребительского кооператива КПК «СБЕРКАССА 23» установлены нарушения п. 6 ч. 3 ст. 5 ФЗ № 190-ФЗ.

В связи с чем, в адрес КПК «СБЕРКАССА 23» административным истцом направлено предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 25.02.2020 № ТЗ-2-11/5921. Так как в установленный предписанием срок информация и документы от Кооператива не поступили, было направлено уведомление о неисполнении предписания от 04.03.2020 №ТЗ-2-11/6971.

Кроме того в последствии были установлены нарушения п. 2 указания Банка России № 4083-У от 25.07.2016 «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива» в ввиду непредставления Кооперативом в Банк России отчетов о деятельности кооператива за первый квартал и полугодие 2020 года. Центром по обработке отчетности г. Тверь Банка России в адрес Кооператива были направлены письма от 04.08.2020 № Т128- 99-2/27464 и от 03.09.2020 № Т128-99-2/30916 с указанием на необходимость предоставления указанных отчетов.

Руководствуясь п.п. 2.2, 2.3 письма Банка России от 15.04.2020 № ИН-015-44/66 «О дополнительных мерах поддержки микрофинансовых институтов» Центром по обработке отчетности г. Тверь иные меры воздействия к КПК «СБЕРКАССА 23» не применялись.

Вместе с тем судом установлено, что со стороны Кооператива систематически не представлялись отчетности, так как в нарушение п. 3 Указания Банка России № 4263-У от 13.01.2017 ( в ред. от 15.01.2019) «О сроках и порядке составления и представления некредитными финансовыми организациями в Банк России отчетности об операциях с денежным средствами» КПК «СБЕРКАССА 23» не представлен в Банк России отчет об операциях с денежными средствами за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2020 года.

В соответствии с п. 9 ч. 3 ст.5 ФЗ № 190-ФЗ в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях:

а) неисполнения кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок;

б) осуществления кредитным кооперативом деятельности, запрещенной Федеральным законом № 190-ФЗ;

в) неоднократного нарушения кредитным кооперативом Федерального закона № 190-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России;

г) нарушения установленного Федеральным законом № 223-ФЗ требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.

Действия КПК «СБЕРКАССА 23» не позволяют реализовывать законные полномочия Банка России по надзору за некредитными финансовыми организациями, установленными Федеральным законом № 86-ФЗ и достигать цели по защите законных прав и интересов пайщиков. В этой связи, суд полагает, что в рассматриваемом случае препятствия для ликвидации КПК «СБЕРКАССА 23» отсутствуют.

Ликвидация кредитного кооператива осуществляется по правилам, установленным ст. 10 Федерального закона № 190-ФЗ, а также в соответствии с положениями части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующими ликвидацию юридического лица.

На основании под. 2 п. 3 ст. 61 ч. 1 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 190-ФЗ Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 61 части 1 ГК РФ установлено, что решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Согласно пункту 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае возложения обязанности по ликвидации юридического лица на участников (учредителей) юридического лица либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, в решении суда о ликвидации юридического лица указываются, в частности сроки завершения ликвидационной процедуры.

На основании изложенного, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации к кредитному потребительскому кооперативу «СБЕРКАССА 23», ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО3 о ликвидации, удовлетворить.

Ликвидировать КПК «СБЕРКАССА 23» ().

Возложить обязанность по осуществлению ликвидации КПК «СБЕРКАССА 23» на ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО3.

Обязать ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО3 завершить процедуру ликвидации КПК «СБЕРКАССА 23» в шестимесячный срок с даты вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца.

Председательствующий А.С. Верхогляд

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>