ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5243/2021 от 29.09.2021 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

дело

Решение

Именем Российской Федерации

29 сентября 2021 года <адрес>

Нальчикский городской суд в составе председательствующего судьи Сарахова А.А., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора КБР в интересах неопределенного круга лиц – граждан Российской Федерации, с привлечением в качестве заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

Установил:

Заместитель прокурора КБР, действуя в интересах неопределенного круга лиц – граждан Российской Федерации, обратился в Нальчикский городской суд с иском, в котором просит признать информационный материал – видеоматериал под наименованием «Сирия, Латакия. Русские вояки в страхе убегают при встрече с муджахидами. Это вам не детей бомбить!», размещенный в сети Интернет по электронному указателю страницы сайта: https://www.youtube.com/watch?v=J5ZtoFhzqUA, запрещенным к распространению на территории Российской Федерации, возложить на Роскомнадзор обязанность ограничить доступ к информации, мотивируя следующим.

В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети Интернет установлен информационный материал, содержащий информацию распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, в частности: видеоматериал под наименованием «Сирия, Латакия. Русские вояки в страхе убегают при встрече с муджахидами. Это вам не детей бомбить!», размещенный по электронному указателю страницы сайта: https://www.youtube.com/watch?v=J5ZtoFhzqUA, размещенный в сети Интернет, пропагандирующий культ насилия и жестокости. Указанный информационный материал пропагандирует жестокость, насильственные и иные противоправные действия как способ запугивания людей и достижения определенных целей, содержит военно-учебную информацию и способствует эффективному вовлечению в противоправную деятельность, в том числе несовершеннолетних. Поскольку перечисленный видеоматериал может быть использован в ходе организации мероприятий, направленных на воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти и правоохранительных органов, нарушения прав и законных интересов граждан по признакам отношения к религии, необходимо принять меры, связанные с ограничением доступа к указанному информационному материалу. Обращение прокурора в суд с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, направлено на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

Будучи надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, лица, участвующие в деле, в суд не явились, явку своих представителей не обеспечили, от представителя административного истца поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с удовлетворением заявленных требований в полном объеме.

В связи с изложенным, в соответствии с требованиями части 7 статьи 150 КАС РФ вынесено определение суда о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных ст. 27, 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 и ст.39 КАС РФ.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - ФЗ N 149) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ N 149).

Частью 6 ст. 10 ФЗ N 149 запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с ч.1 ст.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» экстремистской деятельностью (экстремизмом) признается, в том числе нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения, а также организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее Закон -Ф3) регулируются отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции. В соответствие с п.1 и п.3 ч.2 ст.5 Закона -Ф3 к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В силу ст. 9 ФЗ N 149, - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п.1 ст.10.5 ФЗ N 149 владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые используются для формирования и (или) организации распространения в сети «Интернет» совокупности аудиовизуальных произведений, доступ к которым предоставляется за плату и (или) при условии просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, й доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации, обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в частности не допускать использование сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые используются для формирования и (или) организации распространения в сети «Интернет» совокупности аудиовизуальных произведений, доступ к которым предоставляется за плату и (или) при условии просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации, в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ N 149, - в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".

Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного ФЗ N 149, - в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ N 149).

Как видно из материалов дела, прокуратурой проведена проверка, в ходе которой выявлен интернет-сайт, который содержит информацию, пропагандирующую культ насилия и жестокости. Указанный информационный материал пропагандирует жестокость, насильственные и иные противоправные действия как способ запугивания людей и достижения определенных целей. Вход на указанный сайт свободный, не требует дополнительной регистрации.

Сам факт размещения данной информации на интернет-сайтах, содержащей военно-учебную информацию и способствующий эффективному вовлечению в противоправную деятельность, в том числе несовершеннолетних, носит противоправный характер.

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, содержащий публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, другие экстремистские материалы, а также материалы, пропагандирующих культ насилия и жестокости.

Предоставление возможности доступа к интернет-сайтам, на которых содержится вышеуказанная информация, является, по существу, ее распространением.

Руководствуясь ст.ст. 175- 180 КАС РФ, суд

Решил:

Административное исковое заявление заместителя прокурора КБР удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на странице в сети «Интернет» с URL-адресом https://www.youtube.com/watch?v=J5ZtoFhzqUA, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения интернет-сайта с URL-адресом: https://www.youtube.com/watch?v=J5ZtoFhzqUA, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

На решение может быть принесено апелляционное представление, подана апелляционная жалоба в течение месяца в Верховный суд КБР, через Нальчикский городской суд КБР.

Председательствующий А.А. Сарахов