ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5243/2023 от 30.10.2023 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело №2а-5243/2023

УИД 73RS0001-01-2023-005644-25

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Шабинской Е.А.,

при секретаре Махмутовой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ананичева Юрия Николаевича к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области» о признании незаконным предписания,

УСТАНОВИЛ:

Ананичев Ю.Н. обратился в суд с административным иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области» о признании незаконным предписания.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением вневедомственной охраны по г. Ульяновску – филиалом ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области» (далее - Росгвардия, административный ответчик) в отношении <данные изъяты> АО «УКБП» Ананичева Ю.Н. (далее - административный истец) вынесено предписание об устранении выявленных нарушений требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) (далее - Предписание).

Указанное предписание не соответствует законодательству РФ, нарушает права и законные интересы административного истца и незаконно возлагает на него обязанности.

Во-первых, у Росгвардии отсутствуют полномочия осуществлять государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов (территорий) промышленности, в том числе за антитеррористической защищенностью указанных объектов, и выносить предписания об устранении нарушений.

Полномочия органов Росгвардии установлены статьями 8, 9 Федерального закона от 03.07.2016 №226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Закон №226-ФЗ), среди которых отсутствуют полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов (территорий) промышленности, в том числе за антитеррористической защищенностью указанных объектов.

Частью 2 статьи 9 Закона №226-ФЗ предусмотрено право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в ходе осуществления своих полномочий нарушений требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии.

АО «УКБП» является промышленным предприятием, и не является объектом, указанным в статье 9, а также не входит в перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15.05.2017 N 928-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации».

Более того, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и порядок проведения проверок установлены постановлением Правительства РФ №1413дсп от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 55 Требований, утвержденных названным постановлением, установлено: контроль за организацией и состоянием системы обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), а также за выполнением настоящих требований осуществляют уполномоченные должностные лица юридического лица, в ведении которого находится объект (территория), Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и территориальных органов указанного Министерства посредством проведения плановых и внеплановых проверок.

Исходя из перечисленных положений законодательства, надлежащим органом, осуществляющим контроль за антитеррористической защищенностью промышленного предприятия АО «УКБП», является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и его территориальные органы.

На основании вышеизложенного, органы Росгвардии не обладают полномочиями по проведению проверок антитеррористической защищенности АО «УКБП», а также по вынесению предписаний об устранении нарушений требований антитеррористической защищенности объектов промышленности.

Во-вторых, акт изучения уровня антитеррористической защищенности, на основании которого вынесено Предписание, составлен в нарушение норм законодательства РФ.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности установлены постановлением Правительства РФ №1413дсп от ДД.ММ.ГГГГ.

Раздел 5 указанного постановления Правительства РФ регламентирует порядок контроля за организацией и состоянием системы обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Пунктом 55 Требований, утвержденных названным постановлением, установлено: контроль за организацией и состоянием системы обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), а также за выполнением настоящих требований осуществляют уполномоченные должностные лица юридического лица, в ведении которого находится объект (территория), Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и территориальных органов указанного Министерства посредством проведения плановых и внеплановых проверок.

Проведение плановых проверок осуществляется на основании планов-графиков проверок, утверждаемых Министром промышленности и торговли Российской Федерации, руководителем территориального органа указанного Министерства, руководителями объектов (пункт 56 Требований).

Основанием для проведения внеплановых проверок служат предписания и письменные обращения уполномоченных контролирующих и вышестоящих (при их наличии) органов и организаций (пункт 57 Требований).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рабочая группа по изучению состояния антитеррористической защищенности объектов промышленности проводит еженедельный мониторинг АО «УКБП», результаты которого фиксирует в Актах изучения уровня антитеррористической защищенности объектов (территорий) АО «УКБП» (акты от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ прилагаются). Форма указанных актов не утверждена ни одним нормативным актом.

В акте изучения уровня антитеррористической защищенности объектов (территорий) АО «УКБП» от ДД.ММ.ГГГГ (п.4.1.), на основании которого вынесено Предписание Росгвардии, а также во всех иных перечисленных актах, констатировано, что в АО «УКБП» отсутствует план-график проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий), утвержденный Министром промышленности и торговли Российской Федерации, руководителем территориального органа указанного Министерства, руководителями объектов (пункт 56 Требований).

Кроме того, на сайте Министерства промышленности и торговли также отсутствует утвержденный план-график проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий).

В адрес АО «УКБП» поступало распоряжение Министра экономического развития и промышленности Ульяновской области №190-р от 18.07.2023 «О составе рабочей группы по проведению мониторинга состояния антитеррористической защищенности объектов промышленности, включенных в перечень важных объектов (территорий) промышленности подлежащих антитеррористической защите, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли РФ» (прилагается), согласно которому в соответствии с решением Оперативного штаба Ульяновской области для реализации мер, предусмотренных Указом Президента РФ от 19.10.2022 №757 создана рабочая группа по проведению мониторинга состояния антитеррористической защищенности объектов промышленности.

Постановление Правительства РФ №1413дсп от ДД.ММ.ГГГГ не содержит понятий «мониторинг» и «проверка».

Согласно Толковому словарю русского языка XXI века под мониторингом понимается систематическое наблюдение за каким-либо процессом в целях его изучения, анализа, оценки и прогноза на будущее.

В то время как под проверкой в силу п. 6 ч. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Таким образом, согласно указанным документам рабочая группа проводит лишь мониторинг состояния антитеррористической защищенности АО «УКБП», а не проверки в рамках постановления Правительства №1413дсп от ДД.ММ.ГГГГ, и акты, составленные в процессе мониторинга, не являются актами проверки, фиксирующими факты нарушений.

При этом, согласно и.58 указанного постановления по результатам проверки составляются акт проверки, а также предложения по их устранению, план мероприятий по устранению выявленных недостатков, а не предписание об устранении нарушений.

В названных актах изучения уровня антитеррористической защищенности объектов (территорий) АО «УКБП» имеется ссылка на решение оперативного штаба Ульяновской области для реализации мер, предусмотренных Указом Президента РФ от 19.10.2022 №757.

Пунктом 7 Указа Президента РФ от 19.10.2022 №757 постановлено создание высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации оперативных штабов субъектов Российской Федерации.

Указом Губернатора Ульяновской области от 19.10.2022 №135 во исполнение Указа Президента РФ от 19.10.2022 N 757 создан оперативный штаб Ульяновской области, а также утверждено Положение об оперативном штабе Ульяновской области для реализации мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2022 N757.

Пунктом 4 Положения об оперативном штабе Ульяновской области установлен исчерпывающий перечень полномочий Оперативного штаба, среди которых отсутствует право принимать решения о проведении мониторинга состояния антитеррористической защищенности объектов промышленности.

Таким образом, ни Оперативный штаб Ульяновской области, ни Министерство промышленности и торговли Ульяновской области не обладает соответствующими полномочиями проводить еженедельный мониторинг состояния антитеррористической защищенности АО «УКБП».

Согласно постановлению Правительства РФ от 10.03.2022 №336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в 2023 году могут проводиться только плановые проверки (пункт 1), а внеплановые проверки проводятся в исключительных случаях: при условии согласования с органами прокуратуры (пп. «а» п.З), без согласования с органами прокуратуры (пп. «б» п.З).

Согласование проведения внеплановых проверок антитеррористической защищенности АО «УКБП» органами прокуратуры не проводилось, отсутствуют основания проведения внеплановых проверок без согласования органами прокуратуры.

На основании вышеизложенного, акт изучения уровня антитеррористической защищенности объектов (территорий) АО «УКБП» от ДД.ММ.ГГГГ составлен в нарушение установленных законодательством РФ требований.

В-третьих, в случае если судом не будут приняты во внимание доводы, изложенные выше, просит обратить внимание на то, что паспорт безопасности предприятия соответствует предъявляемым требованиям.

Постановление Правительства РФ №1413дсп от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливающее требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности на предприятие не поступало, отсутствует в свободном доступе (в базе «Консультант+» и т.п.), т.к. носит статус «ДСП» (для служебного пользования).

До АО «УКБП» указанный нормативный акт доведен Государственной корпорацией «Ростех», в концерн которой входит предприятие.

Согласно редакции указанного постановления Правительства РФ, доведенной до АО «УКБП» (прилагается), в силу п. 61 паспорт безопасности должен быть согласован с представителями территориальных органов ФСБ, МВД и МЧС.

Принимая во внимание изложенное, паспорт безопасности согласован с представителями территориальных органов ФСБ, МВД и МЧС и утвержден АО «УКБП» ДД.ММ.ГГГГ, имеет гриф «секретно».

С учётом отсутствия изменений основного предназначения предприятия, количества потенциально опасных участков и критических элементов объекта, организации его охраны и защиты, требующих отражения в паспорте безопасности предприятия либо являющихся основанием для его актуализации, был подготовлен соответствующий акт об актуализации паспорта безопасности от ДД.ММ.ГГГГ (прилагается), который был составлен на основании акта комиссионного обследования от ДД.ММ.ГГГГ (прилагается), о чем имеется ссылка в резолютивной части акта. В комиссионном обследовании принимал участие, в том числе, представитель Росгвардии России по Ульяновской области.

На основании изложенного, у АО «УКБП» имеется актуализированный паспорт безопасности соответствующий требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, утвержденных постановлением Правительства РФ №1413дсп от ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время ведётся работа по актуализации паспорта безопасности предприятия. Издан приказ генерального директора о создании комиссии по проведению обследования, категорирования и паспортизации объекта (территории) промышленности АО «УКБП» от ДД.ММ.ГГГГ (копия прилагается), в состав которой, на основании ответов на запросы (прилагаются), входят, в том числе, представители ФСБ, МЧС, Росгвардии, Министерства экономического развития и промышленности.

Кроме того, осуществляются работы по строительству комнаты хранения оружия (копия договора от ДД.ММ.ГГГГ (прилагается), после построения которой возможно будет использовать стрелковое оружие.

Оспариваемое Предписание не соответствует нормам Федерального закона от 03.07.2016 №226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", Постановления Правительства РФ №1413дсп от ДД.ММ.ГГГГ, и нарушает права и законные интересы <данные изъяты> «УКБП» Ананичева Ю.Н.

Ананичев Ю.Н. просит суд признать незаконным предписание об устранении выявленных нарушений требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Управлением вневедомственной охраны по городу Ульяновску - филиалом Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области».

Административный истец Ананичев Ю.Н. и его представитель Ставицкая Н.Р., действующая на основании устного заявления, а также представляющая интересы заинтересованного лица АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержали в полном объеме, привели доводы, аналогичные изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области» Курепина Н.Н. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в возражениях на административный иск и в дополнениях к возражениям. Указала, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области г. рабочей группой по проведению мониторинга состояния антитеррористической защищенности объектов промышленности, включенных в перечень важных объектов и перечень объектов (территорий) промышленности подлежащих антитеррористической защите, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации проведен мониторинг состояния антитеррористической защищенности АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения», по результатам которого представителем Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий). В ходе проведенного мониторинга рабочей группой установлены нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов (территории) промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) промышленности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. № 1413 (дсп) (далее - ПП № 1413) АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения». В частности: паспорт безопасности объекта АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» утвержден ДД.ММ.ГГГГ, по истечение 3 лет, установленные пунктом 63 ПП N° 1413 необходима его актуализация. Однако, вместо паспорта имеется акт актуализации паспорта безопасности; актуализация паспорта безопасности в нарушение п. 61 ПП № 1413 проведена без участия представителя Росгвардии; охрана объекта в нарушение п. 23 ПП № 1413 осуществляется АО «РТ-Охраиа» без использования боевого ручного стрелкового оружия. В связи с этим уполномоченным представителем территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии вынесено Предписание об устранении выявленных нарушений требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), с установлением разумных сроков для устранения выявленных нарушений. Конституцией Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе право на жизнь. Из всех видов преступлений против общества и личности наибольшую опасность представляет терроризм. Подпунктом 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2013 г. N° 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на войска национальной гвардии возлагается выполнение задач по участию в мероприятиях по противодействию терроризму и экстремизму. К числу основных направлений предупреждения терроризма отнесены организационно-технические меры, которые включают в себя разработку и реализацию мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также ММПЛ инженерно-техническими средствами защиты, определение механизма ответственности за невыполнение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов. В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N° 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации наделено правом устанавливать обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) различной ведомственной принадлежности. В свою очередь, физические и юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании, а федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Отправной точкой в реализации данных полномочий стало издание Постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» (с изменениями и дополнениями от 3 декабря 2016 г., 22 июля, 4 августа 2017 г., 15 мая 2019 г., 5 марта 2022 г.), в соответствии с которым федеральным органам исполнительной власти было поручено разработать и представить на утверждение требования к антитеррористической защищенности объектов. Территориальные органы Росгвардии и подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - подразделения ВО) в соответствии с имеющейся компетенцией принимают участие в мероприятиях по реализации установленных Требований по антитеррористической защищенности, в том числе в рамках работы межведомственных комиссий по обследованию и категорированию объектов, в отношении которых установлены Требования по антитеррористической защищенности. Привлечение сотрудников Росгвардии к участию в работе межведомственных комиссий предусмотрено пунктом 27 статьи 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510, а также актами Правительства Российской Федерации, утверждающими требования к антитеррористической защищенности таких мест и объектов (территорий). Более того, пунктом 7 ПП № 1413 предусмотрено обязательное включение в состав комиссии по изучению состояния антитеррористической защищенности объектов (территории) промышленности представителя территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии. Решением комиссии объекту (территории) АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» присвоена категория С2. Пунктом 21 ПП № 1413 (с изменениями внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2017 № 756) установлено, что объекты (территории), которым в установленном порядке присвоены категории В и С, подлежат охране войсками национальной гвардии Российской Федерации и (или) организациями, находящимися в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Таким образом, учитывая приведенные изменения в законодательстве, представитель Территориального управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, привлеченный к участию в мероприятиях по реализации установленных Требований по антитеррористической защищенности в составе межведомственной комиссии, пришел к выводу о нарушении положений статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», пунктов 7, 23, 61, 63 постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 г. № 1413 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) промышленности» с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2017 г. № 756 и вынес Предписание об устранении выявленных нарушений требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), типовая форма которого утверждена приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 7 июля 2020 г. № 194, с установлением разумных сроков для устранения нарушений. В соответствии с частью 4.1 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» решения сформированных по решению Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации органов по координации деятельности по профилактике терроризма, а также по минимизации й ликвидации последствий его проявлений, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами в соответствующем субъекте Российской Федерации. Неисполнение или нарушение указанных решений влечёт ответственность, предусмотренную федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. Указом Губернатора Ульяновской области от 19 октября 2022 г. № 135 во исполнение п. 7 указа президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 757 создан Оперативный штаб Ульяновской области. В соответствии с решением оперативного штаба Ульяновской области, распоряжением Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области г. утвержден состав рабочей группы по проведению мониторинга состояния антитеррористической защищенности объектов промышленности, включенных в перечень важных объектов и перечень объектов (территорий) промышленности подлежащих антитеррористической защите, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, а также утвержден график проведения мониторинга состояния антитеррористической защищенности АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения», расположенного по адресу: <адрес> В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» положения настоящего закона не применяются к организации и осуществлению такого вида государственного контроля (надзора) как контроль за соблюдением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий). Согласно части 3 статьи 9 Закона № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» должностные лица подразделений войск национальной гвардии вправе выдавать руководителям и должностным лицам организаций, объекты которых охраняются войсками национальной гвардии в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - руководителям и должностным лицам иных организаций предписания о соблюдении установленных требований инженерно-технической укрепленности объектов и об обеспечении безопасности граждан, выдавать в ходе осуществления контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено федеральным законом, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений в их охранной деятельности, в сфере оборота оружия и обеспечении сохранности государственной и муниципальной собственности. Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.35 КоАП РФ явились существенные и грубейшие нарушения АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» требований к антитеррористической защищенности объектов (территории) промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) промышленности, утвержденные ПП № 1413, в ходе проведенного мониторинга рабочей группой и зафиксированные в Акте изучения уровня антитеррористической защищенности объектов (территорий) АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: паспорт безопасности объекта АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» утвержден ДД.ММ.ГГГГ В нарушение пункта 61 ПП № 1413 Паспорт безопасности не согласован с уполномоченным представителем территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Соответствующие требования введены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2017 № 756. Вместо актуализированного паспорта безопасности в нарушение пункта 63 ПП № 1413 имеется акт актуализации паспорта безопасности. Кроме того, Акт актуализации паспорта безопасности от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение п. 61 ПП № 1413 не согласован с уполномоченным представителем Росгвардии. Соответствующие требования введены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2017 № 756. Акт актуализации согласован с ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска. Охрана объекта в нарушение п. 23 Г1П № 1413 осуществляется <данные изъяты>» без использования боевого ручного стрелкового оружия. ПП №1413 и все последующие документы, которыми вносятся изменения относится к документам для служебного пользования, имеет отметку «для служебного пользования», не имеются в общем доступе, однако до Общества данный документ был доведен Государственной корпорацией «Ростех», в концерн которой входит предприятие. Указанные нормативно-правовые акты имеют отметку «для служебного пользования», не имеются в общем доступе, в связи с чем не подлежит обязательному опубликованию, но подлежит обязательному исполнению на всей территории Российской Федерации. Основанием для выдачи оспариваемого предписания от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» стал акт изучения уровня антитеррористической защищенности объектов от ДД.ММ.ГГГГ,, в котором указана степень реализации на объекте АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий промышленности), установленных ПП № 1413, даны рекомендации, предоставлен срок устранения нарушений. Представитель АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» с указанным актом ознакомлен и не отрицал действительность наличия выявленных нарушений.

Таким образом, оспариваемое предписание от ДД.ММ.ГГГГ указывает на конкретный вид нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» и устанавливает сроки устранения нарушений. Никаким образом не нарушает права, свободу и законные интересы административного истца; оспариваемым предписанием на него не были возложены никакие обязанности, не создавались препятствия в осуществлении прав. Предписанием не возложена обязанность, а указано на необходимость его рассмотреть и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Выбор способа устранения нарушения общество осуществляет самостоятельно. В этой связи, в удовлетворении требований Ананичева Ю.Н. просит отказать.

Представитель заинтересованного лица Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области Катрачева С.И. в судебном заседании полагала требования Ананичева Ю.Н. не подлежащими удовлетворению, указав, что Министерством утвержден график проведения мониторинга состояния антитеррористической защищенности объектов промышленности, включенных в перечень важных объектов и перечень объектов (территорий) промышленности, подлежащих антитеррористической защите, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Минпромторга РФ, включая проверки в отношении АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения». Принятие распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р обосновано федеральным и региональным законодательством.

Представитель заинтересованного лица УМВД России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, в отзыве на административный иск указал, что правовых оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

Представители заинтересованных лиц Департамента промышленности Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области, Управления ФСБ России по Ульяновской области в судебное заседание не явились, судом извещались.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина, совокупность которых в данном деле судами не установлена.

В соответствии с пунктом 27 статьи 9 Указа Президента РФ от 30.09.2016 N 510 "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации" (вместе с "Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации" Росгвардия организует и обеспечивает участие войск национальной гвардии в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности охраняемых войсками национальной гвардии объектов.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).

Требования об исполнимости предписания заложены в статье 17 указанного Закона, по смыслу которой предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного правового акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области -р от ДД.ММ.ГГГГ рабочей группой по проведению мониторинга состояния антитеррористической защищенности объектов промышленности, включенных в перечень важных объектов (территорий) промышленности подлежащих антитеррористической защите, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства Промышленности и торговли Российской Федерации проведен мониторинг состояния антитеррористической защищенности АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения».

По результатам проведения мониторинга начальником ООООПОО УВО по городу Ульяновске – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области» майором полиции ФИО8 на основании акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений требований к антитеррористической защищенности объектов.

Согласно предписанию, в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо устранить следующие нарушения: паспорт безопасности объекта АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» утвержден ДД.ММ.ГГГГ, необходимо актуализировать, не реже 1 раза 3 года, вместо этого имеется только акт актуализации паспорта безопасности (нарушен п. 63 ПП РФ от 18.12.2014 №1413); актуализация проведена без участия представителя Росгвардии (нарушен п. 61 ПП РФ от 18.12.2014 №1413, изменения от 27.06.2017 №756); охрана объекта осуществляется АО «РТ-Охрана» без использования боевого ручного стрелкового оружия (нарушен п. 23 ПП РФ от 18.12.2014 №1413).

АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» входит в перечень особо значимых объектов промышленности.

В соответствии с Указом Президента РФ от 19.10.2022 N 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756" на территориях субъектов Российской Федерации, не названных в пунктах 1, 3 и 4 настоящего Указа, введен режим (уровень базовой готовности), в рамках которого высшие должностные лица (органы исполнительной власти) указанных субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по принятию решений о проведении мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также полномочия по реализации мер для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и нужд населения. Высшие должностные лица (органы исполнительной власти) указанных субъектов Российской Федерации реализуют также следующие меры: усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды; введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды.

В соответствии с пунктом 7 Указа Президента РФ от 19.10.2022 N 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (за исключением высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, названных в пункте 1 настоящего Указа) создать для реализации мер, предусмотренных настоящим Указом, оперативные штабы субъектов Российской Федерации. Руководителем оперативного штаба субъекта Российской Федерации является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. В состав оперативного штаба субъекта Российской Федерации включаются представители Министерства обороны Российской Федерации, руководители соответствующих территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также представители органов публичной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и организаций.

Указом Губернатора Ульяновской области от 19.10.2022 N 135 "Об оперативном штабе Ульяновской области для реализации мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2022 N 757" создан оперативный штаб Ульяновской области для реализации мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2022 N 757.

В соответствии с пунктом 3 Указа Губернатора Ульяновской области от 19.10.2022 N 135 задачами Оперативного штаба являются, в том числе, определение перечня мер, подлежащих реализации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2022 N 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756", а также сроков, особенностей и порядка их реализации.

В силу пункта 17 Указа Губернатора Ульяновской области от 19.10.2022 N 135 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2022 N 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756" решения Оперативного штаба, принятые в рамках его компетенции, являются обязательными для исполнения исполнительными органами Ульяновской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими деятельность на территории Ульяновской области, иными органами, в том числе коллегиальными, организациями, осуществляющими деятельность на территории Ульяновской области, гражданами, зарегистрированными по месту жительства (месту пребывания) и (или) находящимися на территории Ульяновской области.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О противодействии терроризму" устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 №1413 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территорий) промышленности» утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности.

Распоряжением Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ-р утвержден состав рабочей группы по проведению мониторинга состояния антитеррористической защищенности объектов промышленности, включенных в перечень важных объектов и перечень объектов (территорий) промышленности, подлежащих антитеррористической защите, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Минпромторга РФ, членом рабочей группы является, в том числе, начальник отдела организации охраны объектов подлежащих обязательной охране УВО по городу Ульяновску - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области» ФИО9

Из п. 3 ч. 3 ст. 74 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, контрольным (надзорным) органом может быть принято решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона, в случае указания такой возможности в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта Российской Федерации о виде контроля.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.

Кроме того, частью 1 ст. 20.35 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Из п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ следует, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Как следует из п. 103 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица войск национальной гвардии Российской Федерации - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8.37, статьей 14.1 (в части соблюдения требований законодательства об оружии, частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности), статьей 14.2 (в части соблюдения требований законодательства об оружии), статьей 14.15 (в части нарушения правил продажи оружия и патронов к нему), статьями 17.7, 17.9, частями 1 и 6 статьи 19.3, частями 1 и 7 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 1, 8, 8.1, 12 - 14, 27, 28 и 37 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7, 19.13, 19.20, 20.5, 20.5.1, частями 2, 4.2 - 4.5 статьи 20.8, статьями 20.9, 20.10, частью 4 статьи 20.12, статьями 20.13, 20.15, частью 1.1 статьи 20.16, статьей 20.17 (в отношении объектов, охраняемых войсками национальной гвардии Российской Федерации), статьями 20.18, 20.19, частью 2 статьи 20.23, статьей 20.24, частью 1 статьи 20.25, статьями 20.30, 20.34, статьей 20.35 (в пределах своих полномочий) настоящего Кодекса.

Учитывая, что невыполнение требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности Общества может повлечь негативные последствия и недопустимый риск для жизни и здоровья людей, суд приходит к выводу о том, что установленные в предписании Росгвардии сроки устранения выявленных нарушений отвечают требованиям разумности и достаточности для их выполнения, а, следовательно, оспариваемый ненормативный правовой акт является законным и исполнимым.

В ходе судебного разбирательства <данные изъяты> АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» Ананичевым Ю.Н. не представлено доказательств нарушения оспариваемым предписанием его прав и законных интересов, а также незаконного возложения каких-либо обязанностей.

Кроме того, сроки устранения нарушений в обеспечении безопасности объекта, установленные в оспариваемом ненормативном правовом акте, не являются пресекательными, и в случае невозможности исполнения обжалуемого предписания в срок до ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» Ананичев Ю.Н. вправе обратиться во внесудебном порядке в ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области» с ходатайством о продлении сроков устранения нарушений, указанных в оспариваемом предписании.

ФИО9, состоящий в должности начальника отдела организации охраны объектов подлежащих обязательной охране УВО по городу Ульяновску - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области», является должностным лицом, уполномоченным выдавать предписания.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении административного иска Ананичева Ю.Н. к ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области» о признании незаконным предписания следует отказать.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Ананичева Юрия Николаевича к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области» о признании незаконным предписания - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Е. А. Шабинская.

В окончательной форме решение изготовлено 14.11.2023 года.