Дело № 2а-524/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. ФИО1 19 апреля 2021 года
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Кошкиной М.Г.,
при секретаре Фадеевой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Первого заместителя прокурора Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к административному ответчику Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействие и обязании совершить определенные действия,
установил:
Первый заместитель прокурора Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Комитету по природным ресурсам лЛнинградской области о признании незаконным бездействие, обязании совершить определенные действия, в котором просил с учетом уточнений в порядке ст. 46 КАС РФ:
- признать бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области по предоставлению и регистрации в государственном органе сведений о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в особо охраняемую природную территорию – памятника природы регионального значения «Нижневолховский», расположенный на территории Волховского муниципального района Ленинградской области на двух берегах реки ФИО1 ниже по течению от моста трассы «Кола» через реку ФИО1, незаконным;
- обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в государственный орган и зарегистрировать в нем сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории – памятник природы регионального значения «Нижневолховский», расположенный на территории Волховского муниципального района Ленинградской области на двух берегах реки ФИО1 ниже по течению от моста трассы «Кола» через реку ФИО1.
В обоснование требований административный истец указал, что прокуратурой области проведена проверка в отношении Комитета по природным ресурсам Ленинградской области. Установлено, что на территории Волховского района Ленинградской области на двух берегах реки ФИО1 ниже по течению от моста трассы «Кола» через реку ФИО1 расположен памятник природы регионального значения «Нижневолховский», который учрежден Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2016 № 553. Данным постановлением утвержден Паспорт особо охраняемой природной территории «Нижневолховский», в котором определена его площадь и границы, установлен режим охраны. Результаты проведенной прокуратурой проверки показали, что особо охраняемая природная территория - памятник природы регионального значения Ленинградской области «Нижневолховский» не поставлен на кадастровый учет, сведения о нем как об особо охраняемой природной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области противоречит требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан на получение сведений из ЕГРН о расположении зон с особыми условиями, что может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях в части предоставления физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование или владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий, что в свою очередь может повлечь причинение вреда уникальной природе государственного природного заказника в связи с использованием данных территорий не по целевому значению. Требования прокурора направлены на обеспечение реализации Комитетом по природным ресурсом Ленинградской области своих полномочий в сфере отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и на защиту прав неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель истца помощник Волховского городского прокурора Супрунов Э.С., действующий на основании доверенности от 11.03.2021, поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении с учетом уточнений.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Комитета по природным ресурсам Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, представил отзыв на административное исковое заявление.
Суд, с согласия представителя административного истца, с учетом требований ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, уведомленного надлежащим образом.
Суд, выслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Прокуратурой Ленинградской области проведена проверка, в рамках которой в действиях (бездействии) Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет) выявлены нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях.
Установлено, что на территории Волховского района Ленинградской области на двух берегах реки ФИО1 ниже по течению от моста трассы «Кола» через реку ФИО1 расположен памятник природы регионального значения «Нижневолховский», который учрежден Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2016 № 553.
Данным постановлением утвержден Паспорт особо охраняемой природной территории «Нижневолховский», в котором определена его площадь и границы, установлен режим охраны.
Результаты проведенной прокуратурой проверки показали, что особо охраняемая природная территория - памятник природы регионального значения Ленинградской области «Нижневолховский» не поставлен на кадастровый учет, сведения о нем как об особо охраняемой природной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют
Как установлено судом, не оспаривается сторонами, особо охраняемая природная территория - памятник природы регионального значения Ленинградской области «Нижневолховский» не поставлен на кадастровый учет, сведения о нем как об особо охраняемой природной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, в связи с чем истец полагает наличие в незаконного бездействия со стороны ответчика и просит возложить на ответчика обязанность представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории регионального значения Ленинградской области - памятника природы «Нижневолховский» для постановки его на государственный кадастровый учет, установив срок для совершения указанных действий - 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Статьей 4 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", действующей с 22.03.1995, было предусмотрено ведение Государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, включающего в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий был установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.1996 N 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий". В настоящее время (в ред. Закона от 28.12.2016) Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий утвержден Приказом Минприроды России от 19.03.2012 N 69 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.04.2012 N 23810).
Таким образом, на момент утверждения Паспорта особо охраняемой природной территории «Нижневолховский» уже было предусмотрено ведение Государственного кадастра особо охраняемых природных территорий.
С 01.01.2017 порядок ведения государственного кадастра недвижимости регулируется положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в п. 7 ст. 1 которого указано, что под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества - подразумевается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с п. 6 Паспорта особо охраняемой природной территории «Нижневолховский» государственное управление в области охраны и использования особо охраняемой природной территории осуществляет Комитет по природным ресурсам Ленинградской области.
В соответствии с Положением о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 № 341, комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет) является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений, отношений недропользования по участкам недр, распоряжение которыми относится к компетенции Ленинградской области, водных отношений, отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны атмосферного воздуха, а также обеспечения радиационной безопасности, экологической экспертизы, безопасности гидротехнических сооружений, использования атомной энергии (п. 1.1). В сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды Комитет осуществляет полномочия по управлению в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения (п. 1.2). В сфере отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий: готовит предложения Правительству Ленинградской области о создании ООПТ регионального значения, об утверждении положений (паспортов) ООПТ регионального значения и о внесении изменений в них, о совершенствовании правового регулирования в области организации, охраны и использования ООПТ регионального значения; осуществляет обеспечение функционирования ООПТ регионального значения, в том числе информационное, инфраструктурное, эколого-просветительское, природоохранное; ведет государственный кадастр ООПТ регионального и местного значения; согласовывает деятельность, осуществление которой планируется в границах ООПТ регионального значения, в случаях, установленных действующим законодательством и др. (п. 3.4).
Поскольку особо охраняемая природная территория - памятник природы регионального значения Ленинградской области «Нижневолховский» не поставлен на кадастровый учет, сведения о нем как об особо охраняемой природной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, при этом, в своем отзыве ответчик не оспаривает необходимость внесения сведений об особо охраняемой природной территории «Нижневолховский» в ЕГРН, указывая, что Комитет по природным ресурсам начал работы по обеспечению подготовки документов, необходимых для учета сведений об особо охраняемой природной территории регионального значения Ленинградской области, однако доказательств выполнения требований действующего законодательства в отношении памятника природы регионального значения Ленинградской области «Нижневолховский» на момент рассмотрения дела суду не представлено, что свидетельствует о бездействии Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, а потому суд считает необходимым требования прокурора удовлетворить.
На основании ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд устанавливает в срок для совершения действий, указанных в решении суда.
Учитывая мнение сторон, суд находит возможным установить срок исполнения административным ответчиком действий по решению суда – в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Первого заместителя прокурора Ленинградской области – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области выразившееся в не предоставлении и регистрации в государственном органе сведений о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в особо охраняемую природную территорию – памятника природы регионального значения «Нижневолховский», расположенного на территории Волховского муниципального района Ленинградской области на двух берегах реки ФИО1 ниже по течению от моста трассы «Кола» через реку ФИО1, незаконным.
Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда предоставить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, и зарегистрировать в нем сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории регионального значения Ленинградской области памятник природы регионального значения «Нижневолховский», расположенный на территории Волховского муниципального района Ленинградской области на двух берегах реки ФИО1 ниже по течению от моста трассы «Кола» через реку ФИО1.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 30 апреля 2021 года.
Судья подпись М.Г. Кошкина