ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5251/20 от 29.01.2021 Армавирского городского суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-605/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

«29» января 2021 года г. Армавир

Армавирский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Селихова Г.С.,

при помощнике судьи Колохиной Ю.И., ведущей протокол судебного заседания,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №13 по Краснодарскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец МИФНС России № 13 по Краснодарскому краю обратился в суд с административным иском к ФИО1, в котором просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок в соответствии со ст. 95 КАС РФ и взыскать с административного ответчика: сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 168 руб., пени в размере 15 руб. 05 коп. за период с 02.12.2017 по <...>; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до <...>, в размере 574 руб. 37 коп. за период с <...> по <...>; налог по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с <...> за 2018 год в размере 4 662 руб. 58 коп., пени в сумме 140 руб. 60 коп. за период с <...> по <...>; налог на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые бюджет в Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с <...>) за 2018 год в сумме 21 193 руб. 19 коп., пени в сумме 1 606 руб. 05 коп. за период с <...> по <...>, а всего на общую сумму 28 609 руб. 84 коп., мотивируя свои требования тем, что ФИО1 в 2016 году являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В связи с неуплатой налогов в установленный срок, налогоплательщику были направлены налоговое уведомление, а впоследствии и требования. Требования об уплате налога и пени <...> от <...>, <...> от <...>, <...> от <...> и <...> от <...> административным ответчиком исполнены не были, в связи с чем административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, <...> был вынесен судебный приказ, который был отменен по заявлению административного ответчика <...>, в связи с чем, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском. Налоговым органом пропущен процессуальный срок в связи с проведением контрольных мероприятий по выявлению недоимки за рамками процессуального закона.

В судебное заседание представитель МИФНС №13 по Краснодарскому краю не явился, дело просил рассмотреть в соответствии со ст.291 КАС РФ, в порядке упрощенного производства.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, об уважительности причины неявки суд не известил, о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял и возражений на иск не представил.

Представитель заинтересованного лица – ГУ Управления Пенсионного Фонда России в г. Армавире Краснодарского край (межрайонное) в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв на административное исковое заявление.

В соответствии с ч.2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного истца и административного ответчика.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании ФИО1 в 2016 году являлся собственником недвижимого имущества: квартиры, расположенной по адресу: <...>, в связи с чем в указанный период являлся плательщиком налога на имущество физических лиц.

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Ст. 405 НК РФ предусматривает, что налоговым периодом признается календарный год.

В силу ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В соответствии со ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п.4 ст. 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом ч.4 ст. 397 НК РФ, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абз. 2 п.4 ст. 397 НК РФ.

Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с <...>. С <...> административный ответчик прекратил предпринимательскую деятельность, снят с регистрации как индивидуальный предприниматель.

В силу положений Федерального закона от <...><...>-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и Федерального закона от <...> № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с <...> полномочия по администрированию страховых взносов были переданы в налоговые органы.

В рамках передачи полномочий по администрированию страховых взносов, УПФР в г. Армавире передало в Межрайонную ИФНС России № 13 по Краснодарскому краю информацию о числящейся задолженности за ФИО1

В силу п. 2 ст. 4 Федерального закона от <...> № 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на <...>, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до <...>, поt которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой оценщик, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в, налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.

На момент прекращения административной ответчицей предпринимательской деятельности действовал Федеральный Закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Расчетным периодом по страховым взносам признавался календарный год (ч.1 ст.10 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

Отчетными периодами по страховым взносам признавались - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (ч.2 ст.10 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

Согласно ст.15 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производили исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежал уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начислялся ежемесячный обязательный платеж.

В связи с тем, что ФИО1 в 2016 году являлся налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование ему в установленном порядке направлялось уведомление об уплате налога <...> от <...>.

Поскольку в установленный законом срок ФИО1 уплату налогов не произвел, ему были направлены требования об уплате налога и пени <...> от <...> со сроком исполнения до <...>, <...> от <...> со сроком исполнения до <...>, <...> от <...> со сроком исполнения до <...>.

В соответствии с п.3, п.4 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Согласно расчету, представленному истцом, сумма пени по сумма пени по налогу на имущество физических лиц составляет 15 руб. 05 коп. за период с <...> по <...>; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 574 руб. 37 коп. за период с <...> по <...>; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 140 руб. 60 коп. за период с <...> по <...>; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 606 руб. 05 коп. за период с <...> по 14.11.2018

Поскольку требования об уплате налогов и пени не были исполнены не были, административный истец обратился к мировому судье с/у <...><...> края с заявлением о выдаче судебного приказа, <...> был вынесен судебный приказ, который был отменен по заявлению административного ответчика <...>.

В силу статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Учитывая, что судебный приказ был отменен определением мирового судьи от <...>, административный иск должен был быть предъявлен налоговым органом не позднее <...>, однако административный истец обратился в суд с иском <...> (согласно штампу входящей корреспонденции).

Разрешая ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин пропуска такого срока с учетом фактических обстоятельств дела. При этом суд учитывает то обстоятельство, что налоговый орган имел возможность в течение шести месяцев с момента вынесения определения об отмене судебного приказа обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки по обязательным платежам и не привел каких-либо доказательств, свидетельствующих об объективных препятствиях для обращения в суд до <...>.

Приведенные в обоснование заявления о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд доводы о том, что процессуальный срок пропущен в связи с проведением контрольных мероприятий по выявлению недоимки за рамками процессуального срока не могут быть приняты в качестве уважительных причин, и не могут являться обстоятельствами, с которыми законодатель связывал бы объективную невозможность своевременного обращения налогового органа в суд. У налогового органа имелись сведения о недоимке ФИО1 по налогам и пени как на момент обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, так и на момент вынесения определения об отменен судебного приказа, в связи с чем доводы административного истца об уважительности пропуска срока для обращения в суд являются несостоятельными.

Кроме того, административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, специально уполномоченным государственным органом на администрирование налоговых платежей, в том числе, на их взыскание в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о процедуре, порядке и сроках обращения в суд с исками о взыскании обязательных платежей и санкций.

В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Частью 5 статьи 180 КАС РФ предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим КАС РФ случаях, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Исходя из обстоятельств дела и пропуска установленного ст. 48 НК РФ срока на обращение в суд, и ч.1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, в целях соблюдения баланса публичного и частного интереса при разрешении данного спора, суд отказывает административному истцу в удовлетворении административного искового заявления, поскольку не находит оснований для восстановления срока подачи настоящего административного искового заявления.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №13 по Краснодарскому краю в восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени.

Отказать в удовлетворении административного иска межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №13 по Краснодарскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени.

Решение изготовлено в окончательной форме 08.02.2021.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Армавирский городской суд.

Председательствующий: