Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Гатчина 26 января 2022 года
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Гиренко М. В.,
с участием представителя административного истца Марецкой Т. Т. по доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ.,
при секретареКремчеевой Э. К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц, к Комитету по природным ресурсам <адрес>, заинтересованное лицо – Правительство Ленинградской области, о признании бездействия незаконным, выразившегося в неподготовке предложения о создании охранной зоны памятника природе «Обнажение девона на реке Оредеж у поселка Белогорка» на территории <адрес> и об установлении их границ, обязании подготовить предложения о создании охранной зоны памятника природе «Обнажение девона на реке Оредеж у поселка Белогорка» на территории <адрес> и об установлении их границ, после чего передать их в Правительство <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд к административному ответчику с вышеназванным административным иском, указав в обосновании своих требований, что ими была проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в деятельности Комитета по природным ресурсам <адрес>, в ходе которой установлено, что до настоящего времени в <адрес> не установлены охранные зоны особо охраняемых территорий регионального значения. Пунктом 2.1 Положения о Комитете по природным ресурсам <адрес>, утверждённого постановлением <адрес> от 31.07.2014г. № к полномочиям Комитета по природным ресурсам <адрес> (далее – Комитет) в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесено управление в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения. При этом, согласно пункту 3.1 вышеназванного Положения № Комитет разрабатывает проекты областных законов и иных правовых актов <адрес> по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета. Надлежащих мер к реализации вышеуказанных полномочий в части подготовки проекта решения об установлении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения Комитетом не принято. В нарушение требований закона до настоящего времени не установлена охранная зона памятника природы «Обнажение девона на реке Оредеж у поселка Белогорка», расположенного в <адрес>. Отсутствие установленных охранных зон особо охраняемых территорий регионального значения создает угрозу неблагоприятных антропогенных воздействий на национальные парки и памятники природы и на прилегающие к ним участки, там самым создавая угрозу благоприятной окружающей среде и нарушая права и законные интересы неопределённого круга лиц. Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор просил признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам <адрес>, выразившееся в неподготовке предложения о создании охранной зоны памятника природы «Обнажения девона на реке Оредеж у поселка Белогорка» на территории <адрес> и об установлении ее границ, обязав в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу подготовить предложение о создании охранной зоны памятника природы «Обнажение девона на реке Оредеж у поселка Белогорка» на территории <адрес> и об установлении ее границ, после чего передать их в <адрес>.
Представитель административного истца в судебном заседании требования настоящего административного иска поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дате и времени слушания дела, что подтверждается распиской в получении судебной повестки.
Ранее представил возражения на административный иск (л. д. №), из существа которых следует, что особо охраняемая природная территория регионального значения – памятник природы «Обнажение девона на реке Оредеж у поселка Белогорка» создана постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «О приведении в соответствии с новым природоохранным законодательством Российской Федерации существующей сети особо охраняемых природных территорий <адрес>». Сведения о границах памятника природы учтены в Едином государственном реестре недвижимости (реестровый №). Как указано в письме Комитета от ДД.ММ.ГГГГ. №, направленного в адрес <адрес> межрайонной природоохранной прокуратуры, в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ООПТ и их охранные зоны, созданные со дня вступления в силу Федерального закона № 406-ФЗ сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до ДД.ММ.ГГГГ. До ДД.ММ.ГГГГ. часть 3 статьи 10 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливала, что в целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Таким образом, решение о необходимости охранной зоны для памятников природы, созданных до ДД.ММ.ГГГГ., принималось уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации исключительно от характера антропогенной нагрузки при необходимости ее снижения в целях сохранности памятников природы. Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, на которые ссылается прокурор в заявленных требованиях, также утверждены после ДД.ММ.ГГГГ., а именно постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. №. Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ г. г. на законодательном уровне не был урегулирован вопрос о безусловной обязанности создания охранной зоны памятников природы. Данная норма носила диспозитивный характер. В связи с чем, создание ООПТ и установление границ Памятника природы без принятия уполномоченным органом решения об установлении его охранной зоны, не лишает юридической силы ранее принятые в установленном законом порядке акты и не свидетельствует о нарушении Комитетом норм природоохранного законодательства Российской Федерации. Российским законодательством, принятым во исполнении Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ и действовавшим на момент принятия решения о создании Памятника природы (ДД.ММ.ГГГГ год), в частности Указами Президента Российской Федерации от 02.10.1992г. № 1155 «Об особо охраняемых природных территориях» и от 04.02.1995г. «Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», постановлением Госплана СССР № 77, ГКНТ СССР № 106 от 27.04.1981г. «Об утверждении Типовых положений о дендрологических парках, зоологических парках, заказниках и природных национальных парках» также не предусматривалась возможность и обязанность создания охранных зон вокруг памятников природы. Возможность создания охранных зон предусматривалась только в отношении государственных заповедников федерального значения. В границах Памятника природы расположен населенный пункт <адрес>, в котором уже на момент 1996 года осуществлялась хозяйственная деятельность. При подготовке документации, обосновывающей необходимость придания территории, занимаемой памятником природы, статуса ООПТ, были проведены исследования, в том числе, характеризующие возможное негативное воздействия на ценные природные комплексы и объекты памятника природы, результаты которых были учтены при разработке постановления Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №, в части описания границ и режима особой охраны ООПТ. В связи с чем, наложение дополнительных ограничений на хозяйствующие субъекты, при наличии действующего режима особой охраны Памятника природы является чрезмерным и необоснованным. Требования прокуратуры о возложении на Комитет обязанности по созданию охранной зоны памятника природы, созданного до ДД.ММ.ГГГГ., является незаконным и необоснованным.
Впоследствии представителем административного ответчика были представлены дополнения к возражениям (л. д. №) о том, что Памятник природы создан решением исполнительного комитета <адрес> совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ. № «О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории <адрес>». В дальнейшем положение и границы Памятника природы были приведены в соответствие с действующим законодательством и утверждены постановлениемПравительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством Российской Федерации существующей сети особо охраняемых природных территорий <адрес>». В настоящее время Положение об охранных зонах ООПТ Правительством РФ, соответствующее требованиям ст. 106 Земельного кодекса РФ, не утверждено. В связи с чем, в настоящее время в отношении охранных зон ООПТ до ДД.ММ.ГГГГг. действуют Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.02.2015г. № 138.Доказательств необходимости охранной зоны с учетом критериев, установленных пунктом 4 Правил, суду не представлено. Кроме того, в соответствии с пунктом 22 Правил пояснительная записка к проекту решения о создании охранной зоны должна включать в себя сведения о координатах характерных точек границ создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения и ее карту-схему. Вместе с тем, сведения о ширине необходимой и предполагаемой к созданию охранной зоны прокуратурой также не представлены. Возложение на Комитет обязанности по разработке проекта создания охранных зон в отношении спорной ООПТ еще не означает безусловное принятие Правительством <адрес> решения об их создании, поскольку от заинтересованных федеральных министерств и ведомств могут быть получены замечания, в ходе рассмотрения которых будет принято решение об отказе в создании охранных зон, что процедурно соответствует действующим Правилам.Следовательно, требование административного истца о возложении на Комитет обязанности подготовить предложение о создании охранной зоны Памятника природы, созданного до ДД.ММ.ГГГГ., и об установлении ее границ в течение № года с момента вступления в законную силу решения, после чего направить их в <адрес>, является необоснованным и носит неопределенный характер, так как с ДД.ММ.ГГГГ. установленный порядок создания охранных зон утратит законную силу, а новые Правила, которые подлежали бы применению, в настоящий момент еще не утверждены. С момента вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» бездействие Комитета по подготовке проектов решения о создании охранных зон ООПТ не оспаривалось и соответствующие акты прокурорского реагирования в адрес Комитета не поступали до осени 2021г., при этом, при подготовке настоящего административного иска прокуратурой не дана правовая оценка положениям части 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013г. № 406-ФЗ.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дате и времени слушания дела, что подтверждаетсяуведомлением о вручении судебной повестки.
Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав позицию представителя административного истца, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ<адрес> межрайонным природоохранным прокурором за исх. № в адрес председателя Комитета по природным ресурсам <адрес> было внесено представление об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях в деятельности Комитета по природным ресурсам <адрес> (л. д. №).
Из ответа Комитета по природным ресурсам <адрес> за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. в ответ на представление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора следует, что пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» введен Федеральным законом от 28.12.2013г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельныезаконодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ. До ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» было установлено, что в целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Таким образом, указанная правовая конструкция с использованием слова «могут» позволяет прийти к выводу о диспозитивности обозначенной нормы права, вследствие чего, по мнению Комитета, создание охранных зон ООПТ до 30.12.2013г. являлось необязательным, что согласуется с положениями части 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», предусматривающий сохранение границ ООПТ и их охранных зон, созданных до дня вступления в силу обозначенного федерального закона. Из 47 ООПТ регионального значения <адрес>№ ООПТ было создано после ДД.ММ.ГГГГ., из них один природный парк («<данные изъяты>») и № памятника природы («<данные изъяты>», «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>»). Таким образом, пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» может быть применен к указанным выше памятникам природы (л. д. №).
Решением Исполнительного Комитета <адрес> совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории <адрес>» геологическое обнажение по берегам <адрес> в районе д. <адрес> внесено в перечень памятников природы, урочищ, природных объектов, имеющих историческое, научное, культурно-просветительское и эстетическое значение, подлежащих охране. Краткое описание – несколько крупных геологических обнажений песков и песчаников среднего девона, содержащих окаменевших панцирных рыб. Режим содержания, регламент хозяйственной деятельности – запрещается проведение горнодобывающих работ, порча обнажений, загрязнение территории. Организация, ответственная за охрану – Сиверский сельский Совет (л. д. №
Постановлением Правительства <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ. был утвержден паспорт особо охраняемой природной территории <адрес> Обнажение девона на <адрес> (л. д. №).
В соответствии с подпунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне общественные отношения в сфере организации, охраны, функционирования особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N ЗЗ-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2, пунктами 4 и 5 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ памятники природы, составляющие одну из категорий особо охраняемых природных территорий, могут иметь региональное значение и находиться в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территории памятников природы, находящихся в их ведении (пункты 2 и 3 статьи 26 указанного Закона).
Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Из материалов дела следует, что на основании решения Исполнительного Комитета <адрес> совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории <адрес>» геологическое обнажение по берегам <адрес> в районе д. <адрес> внесено в перечень памятников природы, урочищ, природных объектов, имеющих историческое, научное, культурно-просветительское и эстетическое значение, подлежащих охране. Постановлением Правительства <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ. был утвержден паспорт особо охраняемой природной территории <адрес> Обнажение девона на <адрес>, установлено местоположение в <адрес>, произведено описание границ памятника природы: западная – перпендикулярно руслу <адрес> в № ниже по течению от водокачки в <адрес>, по № к северу и к югу от бровки коренных берегов реки до границ водоохраной зоны; южная – перпендикулярно руслу <адрес> по мосту через реку в <адрес>, далее на запад по границе водоохраной зоны до западной границы в № от бровки коренного берега реки параллельно ему; восточная и северная – по границе водоохраной зоны от крайней восточной точки южной границы до крайней северной точки западной границы в № от бровки правого коренного берега параллельно ему, определена площадь ООПТ -№ га.
Однако, работы по установлению охранной зоны памятника природы регионального значения и определению ее границ не проводились, предложения по их разработке Комитетом по природным ресурсам <адрес> не готовились и в Правительство <адрес> не направлялись.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природный комплекс, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы (часть 1 статьи 27 Федерального закона N 33-ФЗ).
Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории (пункта 10 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ).
В силу подпункта "б" пункта 11 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 19 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года N 138 (далее - Правила N 138), решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и обустановлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В силу пункта 21 указанных Правил высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.
Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N № утверждено Положение о Комитете по природным ресурсам <адрес>, в соответствии с которым административному ответчику переданы полномочия по разработке проектов областных законов и иных правовых актов в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, управлению в области охраны и использованию особо охраняемых природных территорий регионального значения.
С учетом приведенных положений закона и обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что со стороны административного ответчика допущено бездействие по не подготовке и не направлению в Правительство <адрес> предложений о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы "Обнажение девона на реке Оредеж у поселка Белогорка" и об установлении ее границ.
Доводы стороны административного ответчика о необязательности создания охранной зоны особо охраняемой территории регионального значения и установлении ее границ, как и иные доводы, изложенные в возражениях и дополнениях к возражениях, суд находит несостоятельными, т. к. в силу положений Федерального закона N 33-ФЗ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на памятники природы на прилагающих к ним земельных участках и водных объектов создаются охранные зоны, при этом, суд не нашел подтверждения нецелесообразности создания охранной зоны, в связи с тем, что Памятник природы «Обнажение девона на реке Оредеж у поселка Белогорка» была создан до внесения изменений в Федеральный закон № 33-ФЗ от 14 марта 1995г., а потому заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам <адрес>, выразившееся в неподготовке предложения о создании охранной зоны памятника природы «Обнажения девона на реке Оредеж у поселка Белогорка» на территории <адрес> и об установлении их границ.
Обязать Комитет по природным ресурсам <адрес> в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу подготовить предложение о создании охранной зоны памятника природы «Обнажение девона на реке Оредеж у поселка Белогорка» на территории <адрес> и об установлении их границ, после чего передать их в Правительство <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Гатчинский городской суд.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Подлинный документ находится в материалах дела № УИД № Гатчинского городского суда Ленинградской области |