Дело № 2а-5255/2022
УИД 05RS0038-01-2022-013357-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 5 октября 2022 года
Советский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего – судьи Токаевой З.М.,
при секретаре судебного заседания Маликовой А.З.,
с участием представителя административного истца помощника Дербентского межрайонного природоохранного прокурора Аскольской Н.Д.,
представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии РД по доверенности ФИО1,
представителя административного ответчика Правительства РД по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Дербентского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Правительству Республики Дагестан и Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан:
-о признании незаконным бездействие Правительства Республики Дагестан и Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан по созданию охранной зоны памятника природы «ФИО3 Рычал-Су»;
- обязании Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан подготовить предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятника природы «ФИО3 Рычал-Су» и об установлении ее границ и передать их в Правительство Республики Дагестан;
- обязании Правительство Республики Дагестан подготовить проект решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны памятника природы «ФИО3 Рычал-Су», об установлении ее границ и утверждении положения о ней,
и установить срок для добровольного исполнения решения суда - шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Дербентский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации обратился в суд с указанным выше административным иском к Правительству Республики Дагестан и Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан.
В обоснование административного иска указывает, что проверкой исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в деятельности Правительства Республики Дагестан (далее - Правительство) и Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан (далее - Министерства) установлены нарушения закона.
Постановлением Совета Министров Дагестанской АССР от 13.04.1978 г. № 124 создана особо охраняемая природная территория регионального значения - памятник природы «ФИО3 Рычал-Су» (далее - памятник природы) на территории Сулейман-Стальского района Республики Дагестан.
Сведения об указанном памятнике природы содержатся в перечне действующих особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения на территории Республики Дагестан на 2021 год, размещенном на официальном сайте Министерства.
Сведения о границах памятника природы внесены в Единый государственный реестр недвижимости 05.10.2021. Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях») памятники природы отнесены к категории особо охраняемых природных территорий.
Отношения в сфере особо охраняемых природных территорий регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 г. № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» (далее -Правила), из положений которых следует, что решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). При этом высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.
Статьей 10 Закона Республики Дагестан от 27.02.1992 «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон Республики Дагестан) устанавливается, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
В соответствии со ст. 11 Закона Республики Дагестан решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон памятников природы регионального значения принимаются Главой Республики Дагестан.
Вместе с тем, Правительство Республики Дагестан не подготовило проект решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны памятника природы «ФИО3 Рычал-Су», об установлении ее границ и утверждении положения о ней.
Также, Правила создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138, предусматривают, что сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с действующим законодательством.
Приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69 утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, согласно которому ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок устанавливает правила формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который включает в себя, в том числе, площадь охранной зоны ООПТ.
Вместе с тем, данная работа Министерством не проведена, установлено, что в нарушение указанных норм, у памятника природы «ФИО3 Рычал-Су» охранная зона не определена, сведения о границе данной зоны в едином государственном кадастре недвижимости отсутствует.
По данному факту прокуратурой в адрес Министерства внесено представление, однако до настоящего времени действенных мер по устранению нарушений законодательства не принято.
Отсутствие охранных зон и сведений в едином государственном реестре недвижимости об их границах способствует неблагоприятным антропогенным воздействиям на особо охраняемые природные территории.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствие со ст. 2 Конституции Российской Федерации соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.
Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
Таким образом, непринятием мер со стороны Министерства нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник Дербентского межрайонного природоохранного прокурора Аскольская Н.Д. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить и дала пояснения, аналогичные тексту искового заявления. Пояснила, что на сегодняшний день «ФИО3 Рычал-Су» как была памятником природы, так ею и остается и никогда она не была признана лечебно-оздоровительной местностью. Исключение из федерального законодательства, на которое ссылается административный ответчик, никак на это не влияет. К тому же, режим охраны горно-санитарной зоны и режим охраны памятников природы различаются, они разные.
При этом, именно на Минприроды возлагается обязанность по подготовке предложений. Порядок, правила создания и установления границ, определение режима и охраны использования земельный участков и т.д. утвержден постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 № 138, согласно которым решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта РФ. При этом высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.
Представитель административного ответчика Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан по доверенности ФИО1 административные исковые требования не признал в удовлетворении административного искового заявления просил отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, представленных суду, согласно которым в соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится вопросы в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях») природные парки отнесены к категории особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» природные парки являются особо охраняемыми природными территориями" регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, на которых устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.
Согласно ч. 10 ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных, воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны.
Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
В соответствии с п. б ч. 11 ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий охранных" зон принимаются в отношении природных парков регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» (далее - Правила), из положений которых следует, что решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации [ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). При этом высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 указанных Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.
Статьей 10 Закона Республики Дагестан от 27.02.1992 «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон Республики Дагестан «Об особо охраняемых природных территориях») устанавливается, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
В соответствии со ст. 11 Закона Республики Дагестан «Об особо охраняемых природных территориях» решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон природных парков регионального значения принимаются Главой Республики Дагестан.
Вместе с тем, Постановлением Правительства Республики Дагестан от 16.08.2002 № 154 «Об округе горно-санитарной охраны в районе лечебно-столовых минеральных источников «ФИО3 Рычал-Су» территория в районе лечебно-столовых минеральных источников «ФИО3 Рычал-Су» объявлена округом горно-санитарной охраны и утверждено Положение об округе горно-санитарной охраны в районе лечебно-столовых минеральных источников «ФИО3 Рычал-Су».
Согласно п.2 указанного Положения округ горно-санитарной охраны в районе лечебно-столовых минеральных источников «ФИО3 Рычал-Су» относится к особо охраняемой природной территории республиканского значения.
В связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» земельные участки, расположенные в границах зон санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, исключены из перечня категорий особо охраняемых природных территорий, установленного статьей 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и пунктом 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации.
С момента вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ (30 декабря 2013 года) земельные участки, расположенные в границах зон санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, не являются ограниченными в обороте в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, на момент обращения административного истца в суд с заявлением территория округа горно-санитарной охраны в районе лечебно - столовых минеральных источников «ФИО3 Рычал-Су» статус особо охраняемой природной территории республиканского значения утратила.
Данные выводы соответствуют Определению Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17.08.2018№ 18-КГ18-122.
Вместе с тем, соответствий со статьей 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной охраны.
Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения и местного значения утверждаются исполнительными органами, государственной власти субъектов Российской Федерации.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
Постановлением Правительства Республики. Дагестан от 22 декабря 2006 года № 283 «Об утверждении положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения утверждено Положение, которое определяет порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения и особенностей режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территорий (далее – Положение).
Разделом II Положения определено, что:
- разработка проектов округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения производится организациями, имеющими лицензии, по заданиям заказчика, согласованным с Министерством здравоохранения Республики Дагестан, Управлением Росприроднадзора по Республике Дагестан и органами местного самоуправления, а проектов округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения - также с Управлением Ростехнадзора по Республике Дагестан, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии выбранного участка требованиям санитарного законодательства, выданного Управлением Росхтребнадзора по Республике Дагестан;
- проект округа санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта республиканского значения согласовывается с Министерством здравоохранения Республики Дагестан, Управлением Росприроднадзора по Республике Дагестан и органами местного самоуправления, а проект округа горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта республиканского значения – также с Управлением Ростехнадзора по Республике Дагестан, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта требованиям санитарного законодательства, выданного Управлением Роспотребнадзора по Республике Дагестан.
Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения утверждаются Правительством Республики Дагестан по совместному представлению органами местного самоуправления, Министерства здравоохранения Республики Дагестан и Республиканской государственной службы по охране окружающей среды и природных ресурсов Республики Дагестан.
Пояснил также, что в данном случае эта работа в 2002 году была проведена и Правительство Республики Дагестан закрепило территорию как округ санитарной охраны, где и осуществляется установленный режим особо охраняемых объектов и территории санитарно-курортной местности. В федеральном законодательстве говорится, что установленный, утвержденный округ санитарно-защитной охраны является особо охраняемой территорией. Вместе с тем, учитывая, что в 2013 году лечебно-оздоровительная местность была исключена из состава особо охраняемых природных территорий путем внесения изменений в федеральное законодательство, ими, учитывая, что территория находится под режимом особо охраняемой, на сегодняшний момент инициированы процедуры для устранения возникших коллизий- процедура отмены статуса особо охраняемой природной территории, однако данная процедура не завершена.
Особо охраняемая природная территория в отношении «ФИО3 Рычал-Су» до сих пор существует, округ был создан, было утверждено положение. Не смотря на том, что сама курортная зона как особо охраняемая территория исключена из перечня, но режим охраны территории как памятника природы сохраняется и полностью соответствует законодательству. В связи с изложенным говорить о бездействии со стороны ответчиков в данном случае нельзя. Необходимо определить «Долину Рычал-Су» как памятник природы.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО2 в удовлетворении административного искового заявления просила отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, представленных суду, согласно которым прокурором в иске не приведено ни одного доказательства и довода о том, какое бездействие допущено со стороны Правительства Республики Дагестан.
Так, Постановлением Совета Министров Дагестанской АССР от 13.04.1978 г. № 124 создана особо охраняемая природная территория регионального значения — памятник природы «ФИО3 Рычал-Су» (далее -памятник природы). Сведения о границах памятника природы внесены в Единый государственный реестр недвижимости 05.10.2021 г.
Пунктом 7 Указа Главы Республики Дагестан № 89 от 23,05.2012 г. «Об утверждении Порядка подготовки и внесения на рассмотрение Главы Республики Дагестан проектов указов и распоряжений Главы Республики Дагестан» (далее - Указ Главы Республики Дагестан № 89) закреплено, что после завершения согласований и экспертиз проект акта Главы Республики Дагестан представляется руководителем органа, подготовившего проект, или лицом, исполняющим его обязанности, в Правительство Республики Дагестан на бумажном и электронном носителях с приложением пояснительной записки, содержащей краткое изложение существа вопроса и обоснование необходимости принятия предлагаемого акта, а также справочных и аналитических материалов.
В соответствии с абзацем 1 пункта 8 Указа Главы Республики Дагестан № 89 представленный проект акта Главы Республики Дагестан регистрируется в Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан и передается в Секретариат Председателя Правительства Республики Дагестан и заместителей Председателя Правительства Республики Дагестан.
Абзацем 2 пункта 8 Указа Главы Республики Дагестан № 89 установлено, что порядок дальнейшего прохождения проекта акта Главы Республики Дагестан и работы с ним определяется Регламентом Правительства Республики Дагестан и Инструкцией по делопроизводству в Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан.
В сферу полномочий Правительства Республики Дагестан согласно пункту 6 постановления Правительства Республики Дагестан № 87 от 30.03.2009 г. «О регламенте Правительства Республики Дагестан» входит рассмотрение проектов указов и распоряжений Главы Республики Дагестан, которые в соответствии с пунктом 7 данного постановления вносятся на рассмотрение в Правительство только руководителями органов исполнительной власти или лицами, исполняющими их обязанности.
Пунктом 8.24 постановления Правительства Республики Дагестан от 22.04.2016 г. № 103 «О вопросах Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Республики Дагестан» закреплены полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан (далее - Минприроды РД) в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения:
1. участвует в формировании системы особо охраняемых природных территорий в Республике Дагестан;
2. осуществляет ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;
3. осуществляет иные полномочия в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из письма Минприроды РД от18.08.2022 г. (прилагается) проекты Указов Главы Республики Дагестан по памятникам природы и природным паркам регионального значения находятся на завершающей стадии согласования, и в последующем будут внесены в Правительство Республики Дагестан. То есть, проект решения Главы Республики Дагестан уполномоченным органом исполнительной власти на рассмотрение в Правительство Республики Дагестан в установленном порядке не внесен.
Также, обращают внимание суда на пункт 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».
Ввиду изложенного, требования прокурора о признании бездействия и обязании Правительство Республики Дагестан подготовить проект решения высшего должностного лица являются несостоятельными и безосновательными, просят в удовлетворении требований прокурора в отношении Правительства Республики Дагестан отказать.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природный комплекс, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Согласно статьей 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников, природы, находящихся в их ведении.
Согласно Постановлению Совета Министров ДАССР от 13.04.1978 N 124 "О признании уникальных ландшафтных, геологических и ботанических объектов памятниками природы Дагестанской АССР" долина Рычал-Су, расположенная на территории ФИО4 района в 48 км от железнодорожной станции Белиджи, на высоте 740 м над уровнем моря, признана памятником природы.
Согласно части 1 статьи 27 названного Федерального закона на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
Согласно подпункту "б" пункта 11 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Приведенные положения закона свидетельствуют о необходимости принятия мер по охране территорий памятников природы, в том числе путем определения их границ, границ охранной зоны.
Согласно пункту 19 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года N 138, решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В силу пункта 21 указанных Правил высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.
Согласно статье 1 Закона Республики Дагестан от 07.06.2006 N 33 "О Правительстве Республики Дагестан», Правительство Республики Дагестан является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Дагестан.
Правительство Республики Дагестан самостоятельно решает вопросы государственного управления, отнесенные к его ведению федеральным законодательством, Конституцией Республики Дагестан, законами Республики Дагестан, указами и распоряжениями Президента Республики Дагестан и Главы Республики Дагестан.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Дагестан от 07.06.2006 N 33 "О Правительстве Республики Дагестан" Правительство Республики Дагестан в пределах своих полномочий обеспечивает исполнение на территории Республики Дагестан Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Дагестан, законов Республики Дагестан, указов и распоряжений Президента Республики Дагестан и Главы Республики Дагестан, а также договоров и соглашений, заключенных от имени Республики Дагестан, осуществляет систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти Республики Дагестан, принимает меры по устранению нарушений законодательства.
Согласно статье 11 указанного выше закона Правительство Республики Дагестан руководит работой министерств и иных органов исполнительной власти Республики Дагестан, координирует и контролирует их деятельность. Министерства и иные органы исполнительной власти Республики Дагестан подчиняются Правительству Республики Дагестан и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
Из Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, утвержденного Постановлением Правительства РД от 22.04.2016 N 103 следует, что Министерство является органом исполнительной власти Республики Дагестан, реализующим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, объекты животного мира и среду их обитания, водные биологические ресурсы, отходы производства и потребления, охрану атмосферного воздуха, охрану окружающей среды и экологическое развитие, а также осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в указанной сфере (пункт 1).
В полномочия Министерства входит разработка и внесение в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих изучение, воспроизводство, использование и охрану природных ресурсов (недр, водных объектов, атмосферного воздуха, объектов животного и растительного мира), сохранение биологического разнообразия, охрану окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, обращение с отходами, а также осуществляет контроль за исполнением законодательства Российской Федерации в указанных областях (пункт 8.11), участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства (пункт 8.12), в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения: участвует в формировании системы особо охраняемых природных территорий в Республике Дагестан; осуществляет ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения; организует природоохранные мероприятия по сохранению природных комплексов и природных ландшафтов особо охраняемых природных территорий регионального значения; осуществляет иные полномочия в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 8.24).
Указом Президента Республики Дагестан от 23.05.2012 N 89 утвержден Порядок подготовки и внесения на рассмотрение Главы Республики Дагестан проектов указов и распоряжений Главы Республики Дагестан.
Проекты актов Главы Республики Дагестан подготавливаются Правительством Республики Дагестан, Администрацией Главы и Правительства Республики Дагестан, иными органами исполнительной власти Республики Дагестан, Советом Безопасности Республики Дагестан (пункт 2 Порядка).
Проекты актов Главы Республики Дагестан, подлежащие разработке на основании федеральных законов, указов или распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений или распоряжений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Дагестан, законов Республики Дагестан, подготавливаются органами, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, в месячный срок после их принятия, если иное не установлено указанными нормативными правовыми актами (пункт 3 Порядка).
Проекты актов Главы Республики Дагестан подлежат согласованию с заинтересованными органами, прокуратурой Республики Дагестан и Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан (пункт 4 Порядка).
После завершения согласований и экспертиз проект акта Главы Республики Дагестан представляется руководителем органа, подготовившего проект, или лицом, исполняющим его обязанности, в Правительство Республики Дагестан на бумажном и электронном носителях с приложением пояснительной записки, содержащей краткое изложение существа вопроса и обоснование необходимости принятия предлагаемого акта, а также справочных и аналитических материалов (пункт 7 Порядка).
Анализ указанных положений нормативных актов позволяет определить порядок установления охранных зон памятников природы регионального значения и их границ: решение о создании охранных зон памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимает Глава Республики Дагестан, проект которого подготавливается Минприроды Республики Дагестан и вносится в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.
Однако, как установлено судом в нарушение приведенных норм меры по подготовке предложений, проекта решения в отношении памятника природы регионального значения «ФИО3 Рычал-Су» по созданию его охранной зоны Министерством не приняты, какие-либо доказательства, подтверждающие проведение мероприятий по ее созданию, суду не представлены.
Довод административного ответчика о том, что территория округа горно-санитарной охраны в районе лечебно- столовых минеральных источников «ФИО3 Рычал-Су» статус особо охраняемой природной территории республиканского значения утратила, однако сохраняет свое действие режим охраны его территории как памятника природы не может быть принят судом во внимание.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 16.08.2002 № 154 «Об округе горно-санитарной охраны в районе лечебно-столовых минеральных источников «ФИО3 Рычал-Су» территория в районе лечебно-столовых минеральных источников «ФИО3 Рычал-Су» объявлена округом горно-санитарной охраны и утверждено Положение об округе горно-санитарной охраны в районе лечебно-столовых минеральных источников «ФИО3 Рычал-Су».
Согласно п.2 указанного Положения округ горно-санитарной охраны в районе лечебно-столовых минеральных источников «ФИО3 Рычал-Су» относится к особо охраняемой природной территории республиканского значения.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» земельные участки, расположенные в границах зон санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, исключены из перечня категорий особо охраняемых природных территорий, установленного статьей 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и пунктом 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом земельные участки, расположенные в границах зон санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, не являются ограниченными в обороте в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Территория округа горно-санитарной охраны в районе лечено - столовых минеральных источников «ФИО3 Рычал-Су» статус особо охраняемой природной территории республиканского значения утратила.
При этом, с учетом указанных выше изменений, внесенных в законодательство, в отношении памятника природы регионального значения «ФИО3 Рычал-Су» каких-либо мер по созданию охранной зоны не принято.
С учетом приведенных положений закона и обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что со стороны административных ответчиков Правительства Республики Дагестан и Минприроды РД допущено бездействие по созданию охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «ФИО3 Рычал-Су», с установлением ее границ и утверждения положения о ней.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Дербентского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Правительству Республики Дагестан и Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Правительства Республики Дагестан и Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан по созданию охранной зоны памятника природы «ФИО3 Рычал-Су».
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан подготовить в установленном порядке проект решения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятника природы «ФИО3 Рычал-Су» и об установлении ее границ и передать его в Правительство Республики Дагестан.
Установить срок для добровольного исполнения решения суда - шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме через суд первой инстанции.
Судья З.М. Токаева
Мотивированное решение суда изготовлено 19.10.2022.