ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5257/2016 от 24.10.2016 Октябрьского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2а-5257/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 октября 2016 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Хижняк Н.Б.,

при секретаре Ануфриевой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации города Владимира о признании незаконным решения об отказе в отчуждении земельного участка с кадастровым номером ###, содержащегося в письме от ДД.ММ.ГГГГ. ###, обязать подготовить проект договора купли-продажи земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Октябрьский районный суд г. Владимира с административным исковым заявлением к администрации города Владимира о признании незаконным отказа администрации города Владимира в отчуждении земельного участка с кадастровым номером ###, содержащегося в письме Управления земельными ресурсами г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ. ###, обязать администрацию города Владимира в срок не позднее ### дней с даты вступления в силу судебного акта осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ### в трех экземплярах и их подписание, а также направить проекты указанных договоров для подписания истцу.

В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ. обратилась в администрацию города Владимира с заявлением об отчуждении земельного участка в собственность за плату, на котором расположено здание, строение, сооружение, принадлежащее истцу на праве собственности.

ДД.ММ.ГГГГ. истцом получен ответ Управления земельными ресурсами г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ. ###, согласно которому истцу отказано в предоставлении земельного участка. Со ссылками на ст.ст. 39.17, 39.3, 39.16 Земельного Кодекса РФ, просит признать названный отказ незаконным и обязать ответчика подготовить договор купли-продажи земельного участка.

Административный истец, представитель административного истца в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В представленных в суд письменных возражениях указал, что спорный земельный участок с кадастровым номером ### площадью ### кв.м относится к категории земель «земли населенных пунктов», имеет разрешенное использование «озеленение и благоустройство архитектурно-ландшафтного и противоэрозийного характера», находится в государственной неразграниченной собственности.

В соответствии со ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа.

Статьей 4 Порядка управления земельными ресурсами города Владимира, утвержденного решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 24.03.2005 № 59 полномочия по распоряжению земельными участками и полномочия на принятие решений о перераспределении земельных участков предоставлены администрации города Владимира.

Распоряжением администрации города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ###-р право подписи писем об отказе в предоставлении прав на земельные участки и на иных документах, касающихся распоряжения земельными участками предоставлено начальнику управления земельными ресурсами администрации города Владимира.

В соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельного участка, находящегося в государственной (до разграничения государственной собственности на землю) или муниципальной собственности, на котором расположены здания, сооружения", утвержденным постановлением администрации города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ###, отказ в предоставлении муниципальной услуги осуществляется в случае, если заявление не соответствует положениям п. 1 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (п.2.9 административного регламента).

В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заявитель обязан указать цель использования земельного участка (п.п.7 п.1 ст.39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Земельный участок с кадастровым номером ### в соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования (городской округ) город Владимир, утвержденными решением Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ### (с учетом изменений, внесенных решением Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ###), расположен в зоне парков, набережных (Зоне Р-1), имеет разрешенное использование: озеленение и благоустройство архитектурно-ландшафтного и противоэрозионного характера.

Исходя из условий договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ### земельный участок с кадастровым номером ### предоставлен ФИО1 для озеленения и благоустройства архитектурно-ландшафтного и противоэрозионного характера. В нарушение договора аренды, без согласия администрации г. Владимира, нарушая требования Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Правил землепользования и застройки ФИО1 возвела на земельном участке с кадастровым номером ### самовольную постройку. Администрация города Владимира обратилась в Октябрьский районный суд города Владимира с исковым заявлением о возложении обязанности на ФИО1: - снести объект незавершенного строительства - монолитное железобетонное сооружение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером ### по адресу: <...> земельном участке с кадастровым номером ### по адресу: <...>, в районе <...>; - освободить земельный участок с кадастровым номером ### по адресу: <...>, в районе <...>, возвратив его администрации <...> по акту приема -передачи в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу; - признать отсутствующим право собственности на нежилое здание, общей площадью ### кв.м, этажность ### адрес объекта: <...>, зарегистрированное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ, регистрационная запись ###; - снять с государственного кадастрового учета здание, назначение: нежилое здание, ###этажное, общая площадь ### кв.м, кадастровый ###, адрес объекта: <...>; - признать отсутствующим право собственности на летний дом, назначение: нежилое здание### — этажный, общая площадь ### кв.м, адрес объекта: <...> строение ###, зарегистрированное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ, регистрационная запись ###; - снять с государственного кадастрового учета летний дом, назначение: нежилое здание, ### — этажный, общая площадь ### кв.м, кадастровый ###, адрес объекта: <...> строение ###; - обязать ответчика устранить нарушения права собственности путем проведения работ по восстановлению плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером ### по адресу: <...>, в районе <...>. Производство по делу ### об освобождении земельного участка и признании отсутствующим права собственности на нежилое здание, общей площадью ### кв.м, этажность ###, адрес объекта: <...> приостановлено до получения заключения судебной экспертизы по поставленному вопросу: находится ли нежилое здание в границах земельного участка с кадастровым номером ###

Нарушение ФИО1 как договорных отношений с администрацией г. Владимира, так и требований действующего законодательства к застройщику объекта капитального строительства, не устанавливает приоритет и особые условия на получение земельного участка в собственность без торгов. Требование в административном исковом заявлении ФИО1 обязать ответчика осуществить подготовку и подписание договора купли-продажи земельного участка, со ссылкой на ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, основаны на неверном толковании закона.

В соответствии с п. 14 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории. На основании вышеизложенного просили отказать ФИО1 В удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Управления земельными ресурсами в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной (ч. 6 ст. 226 КАС РФ).

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно 218 КАС РФ гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, требование об обжаловании решения, действия (бездействия) органов власти и (или) должностных лиц может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: нарушение закона и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В данном случае такой совокупности не имеется.

Статьей 4 Порядка управления земельными ресурсами города Владимира, утвержденного решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 24.03.2005 № 59 полномочия по распоряжению земельными участками предоставлены администрации города Владимира.

Распоряжением администрации города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ###-р право подписи писем об отказе в предоставлении прав на земельные участки и на иных документах, касающихся распоряжения земельными участками предоставлено начальнику управления земельными ресурсами администрации г. Владимира.

В соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельного участка, находящегося в государственной (до разграничения государственной собственности на землю) или муниципальной собственности, на котором расположены здания, сооружения", утвержденным постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ###, отказ в предоставлении муниципальной услуги осуществляется в случае, если заявление не соответствует положениям п. 1 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (п.2.9 административного регламента).Судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером ### площадью ###### кв.м. расположено нежилое здание с кадастровым номером ###, принадлежащее ФИО1 на праве собственности (л.д.94). С вышеуказанным земельным участком граничит земельный участок с кадастровым номером ### общей площадью ### кв.м, находящийся в государственной (неразграниченной) собственности.В соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования (городской округ) <...>, утвержденными решением Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ### (с учетом изменений, внесенных решением Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ###), земельный участок расположен в зоне парков, набережных (Зоне Р-1) (л.д.58-64).Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером ###, он расположен МО <...>, в районе <...>. Разрешенное использование: озеленение и благоустройство архитектурно-ландшафтного и противоэрозийного характера (л.д.85-93). ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <...> и ФИО1 заключен договор аренды ### земельного участка с кадастровым номером ###, цель аренды (разрешенное использование): озеленение и благоустройство архитектурно-ландшафтного и противоэрозионного характера (л.д.77-84). Указанный договор расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.75) ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратилась в Управление земельных ресурсов администрации <...> с заявлением (с учетом сообщения от ДД.ММ.ГГГГ.) о предоставлении в собственность вышеназванного земельного участка, на котором расположено нежилое здание с кадастровым номером ###, принадлежащее ей на праве собственности (л.д.72-74). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Управление земельными ресурсами администрации г. Владимира отказало ФИО1 в отчуждении земельного участка, поскольку ею не указана цель использования испрашиваемого земельного участка, объект недвижимости, расположенный на участке, является самовольной постройкой, право собственности на которое оспаривается в суде (л.д.7). Согласно ст. 39.20 Земельного кодекса РФ установлено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.Пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, предоставление земельного участка в собственность в соответствии с указанными положениями закона возможно только собственникам зданий, строений и сооружений. В силу пунктов 1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.Пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ определено, что в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются, в том числе, кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; цель использования земельного участка. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа. Из норм ст. 40 - 41 ЗК Российской Федерации следует, что если земельный участок закреплен за лицом, то возможность его застройки определяется в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования участка. Первоначально разрешенное использование участка определяется в процессе градостроительного зонирования или в процессе предварительного согласования места размещения объекта. Если же правообладатель земельного участка по тем или иным причинам желает застроить его иным образом, то для этого подлежит изменению его целевое назначение и разрешенное использование с получением на это необходимых согласований и с соблюдением процедуры, установленной законом. В силу ч. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Согласно п. 1 ст. 615 ГК Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. Произвольное, не основанное на нормах действующего законодательства и противоречащее условиям договора, изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается. Учитывая, что поскольку на момент обращения истца в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка видом его разрешенного использования являлось «озеленение и благоустройство архитектурно-ландшафтного и противоэрозионного характера», фактическое использование земельного участка для размещения объекта капитального строительства не соответствовало виду использования, указанному в кадастровом паспорте земельного участка, Правилах землепользования и застройки муниципального образования (городской округ) <...>, утвержденных решением Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ### (с учетом изменений, внесенных решением Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ###). Кроме того, в заявлении ФИО1 не указана цель использования испрашиваемого земельного участка. Также судом установлено, что в соответствии с кадастровым паспортом здания, принадлежащего ФИО1 на праве собственности, с кадастровым номером ###, указанный объект недвижимости расположен по адресу: МО <...> пределах земельного участка с кадастровым номером ###(л.д.69-70). Доказательств, подтверждающих законность размещения объекта недвижимости, принадлежащего ФИО1 в границах испрашиваемого земельного участка административным истцом в Управление земельных ресурсов администрации <...> не предоставлялось. Не представлено таких доказательств административным истцом и в суд.Таким образом, заявление ФИО1 об отчуждении земельного участка не соответствовало пункту 1 статьи 39.17 ЗК РФ, в связи с чем Управление земельными ресурсами администрация <...> правомерно отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность. При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемое решение принято в соответствии с законом в пределах полномочий, права и свободы истца не нарушены, исковые требования истца не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к администрации города Владимира о признании незаконным решения об отказе в отчуждении земельного участка с кадастровым номером 33:22:035010:24, содержащегося в письме Управления земельными ресурсами г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ. ###, обязать администрацию города Владимира в срок не позднее 30 дней с даты вступления в силу судебного акта осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ### в трех экземплярах и их подписание, а также направить проекты указанных договоров для подписания истцу - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня его изготовления в окончательной форме во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира.

Председательствующий судья Н.Б. Хижняк

Решение в окончательной форме изготовлено 31.10.2016г.

Судья Н.Б. Хижняк