Мотивированное решение изготовлено 09.09.2021 года
66RS0004-01-2021-006450-16
Дело № 2а-5257/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2021 года г. Екатеринбург
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Макаровой Т.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семянниковой С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску публичного акционерного общества «Сбербанк России» к Управлению Федерального казначейства по Свердловской области о признании незаконными действий по возвращению исполнительного документа,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество «Сбербанк России» обратилось в суд с административным иском, в котором просит признать незаконными действия Управления Федерального казначейства по Свердловской области по возврату без исполнения исполнительного листа серии ФС №, выданного 24 июня 2019 года на основании решения Асбестовского городского суда Свердловской области по гражданскому делу № о взыскании с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в пользу публичного акционерного общества «Сбербанк России» задолженности по кредитному договору в пределах стоимости перешедшего наследственного имущества в размере 5628 рублей 17 копеек. В обоснование заявленных требований указано, что исполнительный лист был предъявлен к исполнению в УФК по Свердловской области, однако 18 марта 2021 года возвращен письмом № с указанием на невозможность его исполнения в порядке, предусмотренном ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Территориальное Управление Росимущества в Свердловской области.
В судебном заседании представитель административного истца Быкова Д.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске, на удовлетворении требований настаивала.
Представитель административного ответчика Хакимова А.Ш., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, указывая, что действия УФК по Свердловской области по возврату исполнительного документа являются законными, поскольку не противоречат требованиям гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, так как судебные акты по делам о наследовании выморочного имущества не обращают взыскания на денежные средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам казенного учреждения.
Территориальное Управление Росимущества в Свердловской области своего представителя в судебное заседание не направило, о дне, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомило.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 8, 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу закона необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании действий (бездействия), решений (постановлений) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями являются несоответствие закону действий (бездействия), решений (постановлений) и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемым действием (бездействием), решением (постановлением) (пункт 1 часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В рамках рассмотрения данного административного дела судом установлены следующие фактические обстоятельства.
Заочным решением Асбестовского городского суда Свердловской области по гражданскому делу № по иску публичного акционерного общества «Сбербанк России» к Территориальному Управлению Росимущества в Свердловской области о расторжении кредитного договора, взыскании задолженности по кредитному договору в порядке наследования исковые требования удовлетворены частично. Постановлено расторгнуть кредитный договор № от 31 мая 2013 года, заключенный между ПАО «Сбербанк России» и Кузнецовой Л.Е., взыскать с Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Свердловской области в пользу ПАО «Сбербанк России» задолженность по кредитному договору в пределах стоимости перешедшего наследственного имущества в сумме 5628 рублей 17 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 08 мая 2019 года указанное заочное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба ТУ Росимущества в Свердловской области без удовлетворения.
На основании указанного заочного решения ПАО «Сбербанк России» 24 июня 2019 года получен исполнительный лист ФС №, который предъявлен для исполнения в УФК по Свердловской области.
18 марта 2021 года административный ответчик возвратил исполнительный документ письмом № как ошибочно направленный.
Заявителю разъяснено, что глава 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В частности, если исполнительный документ предусматривает обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам ФКУ, то порядок его исполнения устанавливается статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Судебные акты по делам о наследовании выморочного имущества не обращают взыскание на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам казенного учреждения, а предусматривают взыскание в пределах стоимости выморочного имущества. Исполнительный лист ФС № в части взыскания с Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Свердловской области задолженности в пределах стоимости перешедшего наследственного имущества не обращает взыскание на средства федерального бюджета по обязательствам ТУ Росимущества в Свердловской области и не подлежит исполнению в порядке, установленном ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, рекомендовано обратиться в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов в порядке, предусмотренном Федеральный законом № 229-ФЗ.
В соответствии с положениями части 2 статьи 1 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Положением об Управлении Федерального казначейства по Свердловской области, утвержденным приказом Федерального казначейства от 27 декабря 2013 г. № 316, Управление является территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах Свердловской области и реализует в пределах своей компетенции полномочия и права Федерального казначейства, определяемые Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о Федеральном казначействе.
В соответствии с п. 1,2 Положения о Федеральном Казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 № Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
В силу пункта 9.31 Положения об Управлении Федерального казначейства по Свердловской области Управление Федерального казначейства организует в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнение судебных актов по денежным обязательствам государственных или муниципальных учреждений.
Бюджетные полномочия Федерального казначейства определены статьей 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, утвержденного Приказом Росимущества от 05 марта 2009 года № 63, Управление осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа, в том числе принимает в установленном порядке выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Правила статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном ст. 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя. Иных требований данная норма не содержит.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений, установлен статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия в соответствии с настоящим Кодексом должнику как получателю средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).
Основания для возврата исполнительного документа в данном случае предусмотрены п. 3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Так, в силу пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является:
- непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 названной статьи;
- несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника;
- нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;
- представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления, с указанием причины возврата.
Перечень оснований для возврата исполнительного документа является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Основания, на которые ссылается административный ответчик, не входят в перечень оснований, установленных ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Неуказание в исполнительном листе о взыскании суммы с казны Российской Федерации не изменяет порядок исполнения исполнительного документа и не может служить основанием для возврата исполнительного листа.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.
На финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или за счет средств местного бюджета (статья 242.2 БК РФ).
Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ).
Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
Таким образом, доводы административного ответчика о необходимости исполнения решения Асбестовского городского суда посредством обращения в службу судебных приставов в данном случае не основаны на нормах действующего законодательства, а действия УФК по Свердловской области по возврату исполнительного документа носят незаконный характер.
Поскольку для признания решений, действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца оспариваемыми действиями, и учитывая наличие данной совокупности, суд приходит к выводу, что имеются основания для признания действий Управления Федерального казначейства по Свердловской области, выразившихся в возвращении исполнительного документа взыскателю без исполнения незаконными.
Принимая во внимание изложенное, требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. Таким образом, в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление публичного акционерного общества «Сбербанк России» к Управлению Федерального казначейства по Свердловской области о признании незаконными действий по возвращению исполнительного документа удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления Федерального казначейства по Свердловской области по возврату публичному акционерному обществу «Сбербанк России» исполнительного листа серии ФС №, выданного 24 июня 2021 года на основании решения Асбестовского городского суда Свердловской области от 02 августа 2020 года по делу №.
Возложить обязанность на административного ответчика устранить допущенное нарушение прав административного истца и об исполнении решения суда сообщить в суд и административному истцу в течение месяца.
Взыскать с Управления Федерального казначейства по Свердловской области в пользу публичного акционерного общества «Сбербанк России» государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Т.В. Макарова